Эксперт: лишние посредники в ремонте сельхозтехники не нужны

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрной политике Сергей Кравцов считает, что проблему недостатка кадров в сельхозпредприятиях частично можно решить за счет изменения подхода к ремонту техники.


-- С одной стороны, жалуемся: нужны трактористы, -- рассуждает эксперт. -- С другой -- в некоторых хозяйствах ремонт занимает 60 процентов рабочего времени. Если бы трактор не стоял, а пахал, не нужно было бы искать дополнительно людей. Отремонтировали зимой -- отработали 9 месяцев. 50 процентов простоя происходит из-за неправильного и некачественного ремонта.

Эксперт также сравнил обслуживание наших машин с иностранной техникой. Обычно дилер ставит зарубежную на обслуживание и не позволит работать, если не залито правильное масло, не пройдено вовремя техобслуживание.

-- У нашей же, случается, закончился моторесурс, а руководитель отправляет в поле -- езжайте и работайте, -- отмечает эксперт. -- И здесь, на мой взгляд, слово за райагросервисами.

В этом году государство выделило около 100 миллионов рублей кредитных средств на ремонт техники. Ими могут воспользоваться сельхозорганизации. На Гомельщине 15 миллионов уже выделили на покупку запчастей.

-- Когда на днях работал в регионе, наблюдал в одном из хозяйств, как проходит техосмотр, -- рассказывает Сергей Кравцов. -- Ему выделили около 20 тысяч рублей на покупку запчастей. 70 процентов техники на тот момент было готово, оставалась только энергонасыщенная. Для нее необходимо специальное оборудование, рядовой тракторист и даже инженер не сможет провести диагностику. А райагросервис этого района  не дилер завода-производителя. Поэтому технику придется гнать за 100 километров в областной центр. При этом районный агросервис -- всего в 10 километрах от хозяйства.

Вторая проблема, о которой часто доводилось слышать депутату от практиков: для покупки запчасти нужно провести тендер. А это пакет документов, время, да и заводы мелкими запчастями не занимаются. В итоге все равно прибыль получают посредники, а хозяйства теряют время.

-- Все эти деньги, по моему мнению, нужно распределять государственным райагросервисам, -- высказал мнение Сергей Кравцов. -- Для МАЗ, МТЗ и "Гомсельмаш" (а это 90 процентов отечественной сельхозтехники) они могли бы стать дилерами и посредниками в реализации запчастей, организовать техобслуживание в своей зоне.

Сегодня в каждой области около десяти таких базовых организаций, всего в республике их 46 плюс 6 областных.

-- Каждый мог бы занять свою нишу, -- продолжает эксперт. --Деньги достались бы не частнику и перекупщику, а райагросервису – техническому центру. Такая практика уже действует в некоторых регионах. 19 базовых организаций республиканского «Белагросервиса» уже выступают как дилеры МТЗ , 16 – "Гомсельмаша".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter