Экспериментальная демократия

О прямых выборах в Китае

Оптимисты говорят: «Это только начало!», скептики пожимают плечами: «Они ничего не решают на самом деле», реалисты выжидают: «Время покажет». В Китае впервые прошли прямые выборы секретаря парткома. Экспериментальные. Те из наших читателей, кто еще помнит времена руководящей и направляющей силы КПСС (я к таким людям отношусь — у меня и мама, и папа были коммунистами), удивятся: первые выборы? За столько лет существования компартии и Китая? В том–то и «фишка»: коммунистическая партия Китая только–только вступает на дорогу внутрипартийной демократии. Условия созрели: резкое повышение уровня жизни, доступность информации о том, как в мире все устроено, заставляет многих граждан задуматься — не всегда с позитивным для КПК результатом. Правда, все чаще раздаются голоса международных экспертов, с удивлением констатирующих факт: китайский опыт доказывает, что демократия — не обязательное условие успешного экономического развития и улучшения жизни. Но это, как говорится, другая история, и о ней мы поговорим в другой раз, а сейчас вернемся к выборам.


В поселке Ванцзянцзин провинции Чжэцзян (одной из самых экономически развитых в стране — так, к слову) 2.524 члена КПК выбирали секретаря поселкового партийного комитета. Два кандидата выступили с речами, которые по специально организованному телемосту слушали все избиратели–коммунисты, а процесс голосования в прямом эфире (!) транслировал телеканал города Цзясин, под административным управлением которого находится поселок–первопроходец. Секретарем парткома стал Чэнь Тяньжун, набравший 1.715 голосов. Эксперимент признан успешным, теперь его будут распространять на все низовые партийные комитеты города.


Есть, конечно, нюансы. На пост изначально претендовал 81 коммунист поселка (в Китае поселок — это населенный пункт, в котором проживают несколько тысяч человек), но по указанию руководящих партийных органов в бюллетене для голосования оказались только две — самые «благонадежные» — фамилии. Но сам факт альтернативных партийных выборов — шаг вперед на пути построения коммунистической демократии. Председателя КНР выбирают на сессии Всекитайского собрания народных представителей (парламент), делегаты которого, в свою очередь, тоже не выбираются, а выдвигаются трудовыми коллективами и партийными организациями.


Как вы уже наверняка поняли, эксперименты с альтернативными выборами — не от хорошей жизни: сентябрьский 2009 года пленум ЦК КПК назвал ситуацию с внутрипартийной демократией «тягостной и неотложной». Да и вся страна переживает не самые простые времена: экономический кризис еще не преодолен, участились «инциденты массового характера» (так в Китае называют акции протеста), этнические конфликты.


В том, что экспериментировать с демократией начали с сельской местности, нет ничего удивительного. Еще Мао Цзэдун в отличие от основоположников марксизма–ленинизма считал не городской пролетариат, а крестьян передовым классом. Сделал на них ставку в классовой борьбе — и не прогадал. И Дэн Сяопин, начиная реформы, на хозрасчет первыми переводил сельские хозяйства — вполне успешно. К тому же выборы для китайских крестьян — не такая новинка, как, скажем, для горожан. Партийных вожаков они еще не выбирали — это да, но вот руководителей сельских советов выбирают прямым тайным голосованием аж с 1988 года (горожане так выбирают только членов соседских комитетов). С переменным, правда, успехом: газеты пестрят сообщениями о коррупции и прямом подкупе избирателей. Ситуация настолько удручающая, что в мае 2009 г. Госсовет и ЦК КПК выпустили совместный циркуляр, посвященный выборам глав сельских комитетов. Тем, кто пытается подкупить или запугать избирателей или повлиять на исход выборов во время подсчета голосов, погрозились наказаниями: от дисквалификации и снятия с занимаемой должности до уголовного преследования.


Поэтому дальнейшие эксперименты с демократией китайские коммунисты решили ставить на себе — с одной стороны, более надежно, с другой — показательно.


Все политические реформы, которые уже проводит и еще только планирует китайское руководство, преследуют единственную цель: как минимум — сохранить, а как максимум — укрепить руководящую роль КПК в жизни страны. Любые эксперименты с демократией и прямыми выборами направлены на повышение жизнеспособности действующей системы. Китайская компартия двигается вперед медленно, буквально на ощупь, пытаясь найти правильные решения. Если найдет и не опоздает, то и сама партия, и страна станут сильнее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter