Экскурсоводы разучились говорить

Толковых гидов в стране, тем более в провинции, немного...

Толковых гидов в стране, тем более в провинции, немного. Те, кто знал в родном городе каждый камень, уже на пенсии. А пришедшие им на смену экскурсоводы не горят желанием выискивать жемчуга в биографии края. Гид — для многих уже не профессия. Скорее, дополнительный источник дохода. Я решила выяснить, что же для туриста сегодня полезнее: нанять «профессионала» или обследовать чужой город самостоятельно?


Фирма гарантирует


В Могилеве около 35 турфирм, которые занимаются «экскурсионным обслуживанием организованных групп и индивидуальных туристов». Звоню в одну из них: «Хочу показать город двум приезжим родственникам. Что можете предложить?» Пообещали показать пешеходную Ленинскую, Ратушу, Буйничское поле, где развеян прах Константина Симонова, зоосад... Но это только в том случае, если наберется группа — человек 40. А гонять автобус ради трех туристов никто не будет. В других фирмах согласились работать и с нашей малочисленной компанией. Если, конечно, цена не испугает: 100 — 150 тысяч рублей будут стоить услуги гида, плюс «такси за ваш счет». Прикидываю: если кататься часа два — экскурсия «потянет» тысяч на 400. Для меня такса великовата.


Байки из склепа


На небольшую экскурсию по городу я все же выбралась. С могилевчанином Николаем Ножниковым, в прошлом — экскурсоводом. Остановка первая — Дом Советов. Казалось бы, что интересного в серой громадине? Она строилась перед войной, когда встал вопрос о переносе столицы из Минска в Могилев. Так об этом все знают. Но провожатый сумел меня заинтересовать, рассказал такие детали, которые наверняка останутся в памяти:


— Строился Дом Советов по проекту Иосифа Лангбарда — выпускника Петербургской академии художеств. Его творения — Дом Правительства, Дом офицеров, Государственный театр оперы и балета в Минске. Заслуженный деятель искусств и архитектуры БССР жил в Петербурге. После смерти его шикарную квартиру переделали в коммуналку. Жена архитектора умерла там в нищете.


По словам Ножникова, эти «ненужные подробности» многие экскурсоводы опускают. Некоторые просто их не знают. Мне же, в Могилев перебравшейся в конце 90–х, интересно было услышать от старожила, как после войны уничтожали самое старое городское кладбище — Соборное. Находилось оно в районе гостиницы «Могилев», хоронили там богатых и знатных. Вырванные надгробные плиты, шикарные кресты с могил долго потом валялись у Дома Советов. Показал мне Ножников и место неподалеку от теперешнего кадетского училища, где когда–то обнаружили большой подвал со сводчатыми потолками. Ему посчастливилось тогда побродить по склепу, но подземный вход вскоре замуровали. Не отыскать следов и других ходов, которыми, говорят, опоясан город. Но остались легенды.


Пойдем другим путем


По инициативе Людмилы Супиталевой несколько лет назад появился маршрут «Могилев — последняя резиденция императора Николая II». И ее, пенсионерку, до сих пор просят провести такую экскурсию. Она признается:


— Можно организовать для паломников отдельный маршрут к чудодейственным иконам, как это делают в Киеве. Хотели показать туристам город с высоты птичьего полета, но на смотровую площадку Ратуши выходить запретили. Нынешние экскурсоводы искать необычный ракурс не спешат. Работают ведь от случая к случаю, потому не развиваются, напротив, забывают, что знали.


Говорят, питерские да московские гиды и сегодня зарабатывают 1 — 1,5 тысячи долларов. А у нас турфирмы их даже в штат не берут. Нет, говорят, для них постоянной работы. Директор «Могилевоблтуриста» Елена Карпенко объясняет: «Проще и выгоднее нанять специалиста со стороны по мере необходимости». В основном это студенты, молодые учителя истории, для которых экскурсия — дополнительный заработок.


Своих экскурсоводов на Могилевщине не готовят. На факультете физвоспитания МГУ имени Кулешова есть специализация «Менеджмент спорта и туризма», но она даже в дипломе не упоминается и вообще далека от профессии экскурсовода. Заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Могилевского облисполкома Виктор Степанов подсчитал: на сегодняшний день на Могилевщине всего 56 экскурсоводов, официально — ни одного гида–переводчика. По его мнению, растить кадры у себя нет смысла, ведь сдавать экзамен все равно придется в Минске. При Национальном агентстве по туризму есть соответствующие курсы, там же экскурсоводы раз в пять лет проходят аттестацию. Было время, их экзаменовали в областных центрах, но несколько лет назад филиалы Национального агентства закрыли. Остался лишь в Гомеле — единственный на самофинансировании. Всего же в настоящее время в стране 857 аттестованных экскурсоводов (музейные работники и те, кто проводят экскурсии у себя на предприятии, не в счет) и 170 гидов–переводчиков. О Беларуси туристам они рассказывают на русском, английском, немецком, даже турецком и китайском языках.


Впрочем, аттестация и профессионализм — понятия неравнозначные. Уметь обыграть любую мелочь, подать ее «вкусно» крайне важно. Именно так поступают увлеченные экскурсоводы во всем мире. И не прикрываются «сезонностью». Питерские, конечно, в дождь не потащат гулять по крышам, но проведут по «городу Достоевского». В Китае, к примеру, работают туалетные гиды, а в Париже — канализационные. Профессия престижная, ведь они показывают подземный город. Власти нидерландского Утрехта вообще создали группу экскурсоводов из бомжей. Эти скитальцы город знают как никто другой, к тому же умеют дополнить экскурсию реальными жизненными историями.


Людмила Супиталева не сомневается: экскурсоводов надо учить самим. На местах. Она и ее коллеги готовы передать опыт молодым, вместе разрабатывать новые маршруты. С этой целью в Могилеве в этом году создали отделение Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов–переводчиков, которое и возглавила Людмила Ивановна. Планов много. Главное, мечтает показать своим ученикам не парадный Могилев, а его задворки и по–настоящему влюбить в этот город будущих экскурсоводов.

 

О какой экскурсии вы мечтаете?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter