Кинотеатры возобновляют работу: идти или погодить

Экранное время

После вынужденной паузы, вызванной пандемией, в стране возобновляют работу кинотеатры. Прокатчики обещают соблюдать все меры предосторожности: увеличивать интервал между сеансами для тщательного проветривания залов, обрабатывать кресла дезинфицирующими средствами, размещать дозаторы с антисептиками, предусматривать рассадку зрителей на увеличенном расстоянии друг от друга и т. д. Даже такие меры предосторожности не впечатляют одного из участников нашей рубрики, от похода в кинотеатры он пока воздержится. Его оппонент ждать не намерена, жизнь  коротка, утверждает она, экран — это лучшее средство избавления от токсинов. 


Любопытно, чья позиция в этом вопросе покажется разумнее нашему рефери. Кому достанется победа? 

Торопись не спеша

Менеджеров кинопроката можно понять: чем длительнее пауза в работе, тем туманнее перспективы по, как говорят эксперты, ликвидности отрасли. Но и зритель должен подумать о себе — стоит ли спешить?

«Тот падает, кто мчится во всю прыть» (Шекспир, драматург). 

Я понимаю, Виктория, что многие очень соскучились по большому экрану и мощному объемному звуку, но параллельно с открытием кинотеатров медики продолжают фиксировать случаи инфицирования. Да, за последние месяцы тема COVID‑19 стала второстепенной, но надо понимать: инфекция пока никуда не исчезла и, как говорят медики, мы по‑прежнему находимся в состоянии пандемии. Считаю, что сегодня посещение такого заведения, как кинотеатр, смело можно отложить. К чему дополнительные риски, их и так предостаточно: магазины, поликлиники, аптеки, рынки, предприятия, учреждения и т. д. И если без посещения этих мест нам просто не выжить, то фильм, в конце концов, в период пандемии можно посмотреть и дома. Большие телевизоры и мощные звуковые системы есть практически у всех. Да, Виктория, это не может полностью заменить полноценный большой кинотеатр, но, повторюсь, такой вариант вполне адекватен в сложившихся условиях — здоровье и жизнь дороже. 

Есть еще один важный момент, Виктория. Это количество и качество контента, который будет предлагаться в прокате на данном этапе. Лично у меня его должный характер вызывает большое сомнение, так стоит ли подвергать себя дополнительному риску? Попробую обосновать свои опасения. Самое главное — репертуар. Во всем мире работа многих кинотеатров пока приостановлена, съемочные процессы тоже под большим вопросом, нарушены планы по выходу кинопремьер. Поэтому надо быть готовым к тому, что зрителя будет ждать репертуарная дыра, и люди будут приходить в кино (если будут) на старые фильмы. Прокатчики должны понимать: аншлагов не предвидится. 

Полное возрождение кинопрокатной индустрии, к сожалению, мне видится долгим — это будет процесс реабилитации. Для этого потребуются такие эффективные препараты, как новые и громкие премьеры, встречи с актерами, значимые события в кинематографии. Следующий год в этом отношении должен быть очень насыщенным: все запланированное и упущенное на 2020‑й придется наверстывать. Но это только при условии, что человечество окончательно победит главный сдерживающий фактор — COVID‑19. 

Сегодня весь мир ориентируется на Китай и США, а там, к сожалению, киноиндустрия пока стоит. И никто не возьмется делать прогнозы о том, когда она заработает. Ясно лишь одно: пока американский рынок кино не оживет, в наших кинотеатрах зрителей не прибавится. В качестве альтернативы динамично развиваются всевозможные стриминговые сервисы. Мне кажется, что сегодня мы наблюдаем революционные процессы: привычные схемы дистрибуции киноконтента меняются, и не исключено, что бесповоротно. Не так давно компания Universal Pictures сообщила о том, что кинотеатральное окно (время между прокатом и тем, как фильм появляется на цифровых носителях) сокращается до семнадцати дней. Для кинотеатров это будет, мягко скажем, не очень хорошо, так как такой вариант полностью ломает привычные и работающие схемы: наверное, мало кому захочется идти в кино, если он будет уверен, что через семнадцать дней сможет посмотреть его в отличном качестве. Как будут развиваться события на нашем кинорынке, покажет время. Но ясно одно: чем тщательнее мы будем соблюдать необходимые меры профилактики и чем быстрее полностью победим пандемию, тем быстрее сможем увидеть полноценное кино — то, к чему давно привыкли. 

Дмитрий ШАМКО.

shamko@sb.by

Кино как лекарство 

Если честно, Дмитрий, от вас и не ожидала всплеска зрительской активности. Вы не производите впечатления безрассудного синефила. Возрастной рейтинг последних колеблется где‑то в подростковых значениях. Как показала первая вылазка массового зрителя в кинотеатры на громкую премьеру Нолана «Довод», люди страшно соскучились по новым локациям и в первых числах сентября вдохновили прокатчиков высокой активностью — посетителей стало в четыре раза больше по сравнению с августом, что говорит само за себя. Спортивная российская драма «Стрельцов» и новая дюжина распахнувших двери храмов кино — очередная разведка боем: внутренний голос мне подсказывает, что солирующие в байопике о великом футболисте актеры Петров и Яценко не подведут и их светлые лица озарят в глубине темных залов притаившихся благодарных поклонников.

«Возможно, неспроста экран назвали экраном, он экранирует нас от остального мира» (Бернардо Бертолуччи).

Вы наверняка читаете, как реагируют жители разных стран на перспективу ограничительных мер и вторую волну пандемии: в основном предпочитают сами беспокоиться о своем здоровье и не видят смысла в очередном локдауне. Мы все готовы ждать пару лет, когда будет широко применяться вакцина и выработается групповой иммунитет, но далеко не каждый из нас может позволить себе провести это время сложа руки, даже перед самым эстетически совершенным домашним экраном. Перспектива прирастать лицом к медицинской маске выглядит настолько пугающей, что современные художники откликаются на нее апокалиптичными инсталляциями. Видели, как на прошлой неделе 200 человек разделись догола в поместье Александра‑палас на севере Лондона, оставив лишь маски на лице? Этим автор Спенсер Туник отразил отчаяние, на которое способны «одичавшие» на карантине граждане. «Сейчас желание естественной связи между людьми существует, возможно, как никогда раньше», — комментировал свою работу Туник. На мой взгляд, пускай уж лучше лишенные внимания друг друга граждане встречаются в одежде в теплом кинотеатре, чем такие номера выкидывать на промозглой осенней улице, где гуляют сквозняки и вирусы свирепствуют. 

Знаете, Дмитрий, я не поклонник теорий заговора и по‑прежнему убеждена в том, что Земля круглая, но, когда знакомые врачи рассказывают мне из своей практики об эффекте плацебо, о загадочных исцелениях и том, что человек — существо внушаемое, я верю. Это действительно так. И кино в этом контексте можно рассматривать как лучшее лекарство. Вы же помните историю, как советский кинематограф строить и жить помогал в тяжелое послевоенное время, за океаном во времена Великой депрессии знаменитый голливудский хеппи‑энд спасал сотни отчаявшихся душ. Стоит ли пренебрегать такой волшебной пилюлей сейчас, когда мы знаем, что она работает не хуже антибиотиков, позволяя забыть о коронавирусе, кредитах и подступающей осенней хандре? 

Нет, я себе не могу отказать в удовольствии хоть на пару часов унестись в мир безоблачного счастья, поэтому с большим оптимизмом жду грядущий кинофестиваль «Лiстапад» в Минске, который стартует 6 ноября. Надеюсь и верю, что его можно будет провести офлайн — с показами кино на большом экране. 

Виктория ПОПОВА.

viki@sb.by

Брейк!

Соглашусь с Дмитрием, меры предосторожности соблюдать надо. И похоже, что в кинотеатрах, где зрителей обещают рассаживать на безопасной дистанции друг от друга, будет гораздо легче это сделать, чем на кассах в магазинах, где, к сожалению, многие забывают о профилактических мерах и дышат друг другу в затылок. 

Чаще всего поход в кино — это ритуал, абсолютно не связанный с тем, что на экране показывают. Так что отсутствие громких премьер вряд ли отпугнет зрителей от современных кинозалов с их развитой инфраструктурой, где сам фильм давно стал лишь частью процесса. Решающую роль играет сама атмосфера выхода в свет и социальная коммуникация. Не зря кинотеатры ищут сегодня новые способы взаимодействия со зрителями, проводя параллельно с киносеансами встречи с известными актерами, выставки и мастер‑классы.

Победу в этом споре отдаю Виктории. Уверена, что люди пойдут в любом случае в кинотеатры. Меня лично новость о том, что они открылись, порадовала. Хоть сейчас готова пересмотреть на большом экране фильмы, премьера которых прошла онлайн во время пандемии. 

Татьяна ЩЕРБИНА.

cultura@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Александр КУШНЕР