Экран для классика

Увлекшись экранизацией литературной классики, новый российский кинематограф обнаружил, что приватная жизнь самих классиков — неисчерпаемый материал для создания динамичных и непредсказуемых сюжетов...
Увлекшись экранизацией литературной классики, новый российский кинематограф обнаружил, что приватная жизнь самих классиков — неисчерпаемый материал для создания динамичных и непредсказуемых сюжетов. Судьбы Пушкина и Есенина, как оказалось, — сплошной детектив, роман Серовой и Симонова стал основой для сериала с оттенком скандальности... На днях Дмитрий Томашпольский (режиссер недавно прошедшей на наших экранах комедии о бизнесменах и охотницах на богатых женихов «Об этом лучше не знать») приступит к съемкам многосерийного фильма об Анне Ахматовой. На роль Ахматовой «позднего периода» приглашена Алла Демидова, большая поклонница Анны Андреевны, в свое время даже написавшая книгу о неизвестном широкому кругу творчестве поэтессы. Для воплощения образа супруга Ахматовой — Николая Гумилева, говорят, хотели пригласить Сергея Безрукова. Но он будто бы запросил слишком большой гонорар, так что выбор подходящего актера пока продолжается. Впрочем, после Саши Белого, Пушкина и Есенина Безруков–Гумилев был бы уже перебором...

— Все привыкли к образу Ахматовой «в меланхолической задумчивости» с известными всем стихами о сероглазом короле и перчатке с левой руки, — говорит режиссер. — А ведь суть творчества Ахматовой — «шкатулка с тройным дном», как она сама сформулировала.

— Крайне важная для меня линия: как в большом поэте погибает великая женщина? — добавляет поэтесса и журналистка Анна Саед–Шах, написавшая сценарий будущего сериала. — Почему ее, такую красивую, замечательную, нельзя, невозможно любить? Эта тема для меня не менее важна, чем трагическая оппозиция «поэт — власть»...

Бесспорно, демифологизация образов великих — перспективная тенденция нового кинематографа. Судьбы известных людей часто изобилуют такими виражами, что и не снились самому изобретательному сценаристу. Белорусская культура богата героями ничуть не меньше, чем российская. В связи с чем у нас возникло несколько вопросов:

1. Чью биографию стоило бы экранизировать?

2. Кто из режиссеров справился бы с такой задачей?

3. В каком жанре нужно снять эту картину, чтобы заинтересовать зрителя?

Анатолий Делендик, драматург:

1. Биография Янки Купалы — просто находка для захватывающего фильма... Или вот Михаил Глинский — чрезвычайно яркая и одновременно трагичная личность в истории Великого княжества Литовского. Воспитанная князем племянница стала матерью Ивана Грозного, а позже поспособствовала заключению Глинского в тюрьму, где он и погиб. К слову, сценарий о Глинском у меня давно написан.

2. Вячеслав Никифоров, Юрий Елхов — я доверяю этим режиссерам.

3. Многосерийная драма.

Лариса Грибалева, певица:

1. Обстоятельства смерти Купалы — до сих пор загадка. Так почему бы не попытаться расследовать это в кино? Было бы любопытно воплотить на экране и биографию Короткевича, в школе ведь особенно не изучают, откуда он брал сюжеты для своих романов...

2. Давайте наконец доверим это дело молодым режиссерам!

3. Детектив.

Василий Коктыш, гендиректор УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома:

1. Михаил Пташук — очень известная, но недооцененная личность. Этому человеку многие завидовали, думали, все ему легко дается. Действительно, этот «хлопец» из «вёскi» легко окончил Щукинское училище, потом занялся режиссурой — и первый же, еще дипломный, фильм вышел у него на большой экран. У Пташука была сумасшедшая энергетика, его любили в компаниях, говорили, даже водка, выпитая с ним, никогда не шла во вред... А весь секрет его везения был только в том, что Пташук много, практически круглосуточно работал.

2. Я знаю одно — Пташука нельзя «причесывать». Героев вообще нельзя «причесывать». Новый российский фильм «Первый после бога», например, мы показываем только детям, потому что настоящий капитан Маринеско был куда более сложным человеком. Взрослый зритель в такого командира подводной лодки попросту не верит... Думаю, фильм о Пташуке мог бы талантливо снять его ученик Денис Скворцов.

3. Главное — в этом фильме не должно быть ровной камеры. Кадр ни в коем случае не должен быть монотонным.

Григорий Нестеров, художник:

1. У нас есть Шагал — не просто драматическая фигура, а настоящий нерв времени. Есть Витольд Бялыницкий–Бируля, Борис Заборов — люди, чьи судьбы могут быть яркой иллюстрацией определенного исторического периода.

2. Не уверен, что в Беларуси сейчас есть такой режиссер.

3. Наверное, не комедия... Хотя если это будет талантливо, почему и нет?

Юрий Гильдюк, художественный руководитель Белгосфилармонии:

1. История о том, как железнодорожник стал народным артистом, — чем не сюжет для фильма? А это — реальная биография Евгения Глебова. Или возьмите судьбу Григория Ширмы, создавшего удивительную хоровую капеллу, отсидевшего в тюрьме, но оставшегося верным своему искусству, народу... Купала, Бялыницкий–Бируля, Шагал — вот где сценарии!

2. Тут я теряюсь... Многие из тех, кого я люблю и кем восхищаюсь, гораздо старше меня. А молодежь, на мой взгляд, интересуется больше сиюминутными проектами...

3. Я вообще не уверен, что это должна быть игровая картина. Художественные фильмы о Бахе, Бетховене получились довольно спорными, Чайковский запомнился только благодаря игре Смоктуновского, но в целом и к этой картине у меня есть претензии... Хотя режиссеры–документалисты вполне могли бы реализовать такой проект.

* * *

Так или иначе, в одном наши респонденты были единодушны — биографий, достойных экранизации, в Беларуси множество и снимать о них фильмы однозначно стоит. А вы как думаете?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter