Экотуризм — это экстремально

Увлеченные  экотуристы готовы  пожертвовать элементарным  комфортом, чтобы,  например, понаблюдать за  токующими тетеревами…

Увлеченные  экотуристы готовы  пожертвовать элементарным  комфортом, чтобы,  например, понаблюдать за  токующими тетеревами… 

Говорят, здесь снимали фильмы «Люди на болоте» и «Иди и смотри». Мне же этот нетронутый уголок белорусской природы запомнился огромными злыми комарами, россыпями земляники и черники, а также оборудованным под скоростной трассой Минск—Витебск переходом для… земноводных. Да-да, сделанным для того, чтобы жабы и лягушки, мигрирующие с одной части Березинского биосферного заповедника на другую, не попадали под колеса авто. 

На самом деле, конечно же, это далеко не все достопримечательности единственной в Беларуси заповедной территории. Здесь, в верховьях реки Березины, на 85 тысячах гектаров сосредоточено исключительное разнообразие животного и растительного мира. Леса, которым, кажется, нет края, труднопроходимые болота, занимающие около 60 процентов территории, уникальный пойменный комплекс Березины и многое другое. 

Кстати, настоящим хозяином этой реки и ее многочисленных притоков по праву можно считать речного бобра. Сегодня сложно поверить, но были времена, когда этот вид почти полностью исчез с территории нашей страны. Его небольшие группы оставались лишь в самых отдаленных уголках Беларуси, в том числе и здесь. И именно необходимость сохранения этого зверька стала причиной создания в январе 1925 года Березинского заповедника. 

Впрочем, сегодня у бобра немало редких соседей. Это волк, рысь, зубр и лось. Кстати, в заповеднике появляются и новые обитатели. И причиной тому — отголоски глобального потепления. Так, с 1990 года здесь в 10 (!) раз возросла численность косуль, которые любят теплые зимы. Стало больше и косолапых. Их на территории заповедника четверть сотни. Кто-то скажет, немного. Но, как говорится, все в мире относительно. По заверениям специалистов, это приблизительно треть всей популяции медведей в Беларуси. 

Но и это не все. Особая гордость заповедника — птицы. Их здесь — более 230 видов. Причем в их числе 58 из 75, занесенных в Красную книгу Беларуси. 

Уникальность Березинского давно оценили за рубежом. Кстати, он уже трижды был удостоен диплома Совета Европы, и планируется это сделать в четвертый раз. Чтобы послушать пение жаворонка или увидеть естественное болото, сюда приезжают за тысячи километров. 

Экотуризм – явление для Беларуси еще новое. Но возможности, которые есть, например, в заповеднике, впечатляют. «Иностранцы, — рассказывает заместитель директора по туризму Березинского биосферного заповедника Светлана Вересовая, — наши частые гости. За 6 месяцев этого года у нас побывали 128 человек. Это шведы, французы, венгры, немцы, болгары, англичане и т.д. За прошлый год их было более тысячи». 

Зачастую это увлеченные экотуристы, готовые пожертвовать элементарным комфортом, чтобы иметь возможность понаблюдать за каким-либо обитателем заповедника. Например, однажды они вынуждены были просидеть в лесу часов 5—6, чтобы не спугнуть токующих тетеревов. Студенты-экологи из Германии готовы приезжать в Березинский биосферный ежегодно на практику, как в живую лабораторию. 

Но, конечно, программа, которую предлагает заповедник туристам, гораздо более обширна. Есть однодневные и трехдневные туры. Первые включают в себя посещение экологического музея и экскурсию по экотропе, вторые — сплав по Березине, посещение переправы Наполеона 1812 года, исторического музея в Борисове. 

«Экологическую тропу заповедника, — убеждена Светлана Вересовая, — любят все, в том числе граждане Беларуси. Как и вольеры с животными. Кстати, их сейчас ремонтируют. И нам в этом активно помогают 15 студентов Международного государственного экологического университета имени Сахарова». 

В целом, по словам собеседницы, программы для всех туристов составляются индивидуальные – в зависимости от круга интересов. Для основной массы посетителей – общая экскурсия, для ученых и студентов — знакомство с дикой, нетронутой природой и ее обитателями. «Белорусы, — констатирует  Светлана Вересовая, — интересуются экотуризмом в меньшей степени. По крайней мере, пока. В основном люди приезжают на выходные, чтобы отдохнуть от шума и суеты города». 

В Березинском биосферном заповеднике и впрямь тихо, для уха горожанина непривычно. Но в такой тишине и отдыхается лучше, признаются туристы. Кстати, к их услугам в заповеднике два гостиничных комплекса – «Сергуч» и «Домжерицы». Есть Дом экологического просвещения и Музей природы. «Много средств вложено в нашу инфраструктуру, — говорит собеседница, — но без этого не бывает отдыха». 

К слову, для отдыхающих здесь открыты волейбольная площадка, бильярд, приобретено оборудование для настольного тенниса, бадминтон, шахматы, шашки. Заказаны роликовые коньки, закупаются катамараны. А еще совсем скоро по экотропе можно будет передвигаться не только пешком, но и на велосипеде. 

Понятно, что доходы от туризма на территории, скажем, нацпарка, заказника и заповедника несопоставимы. Основная задача последнего – охрана уникальных территорий. Здесь, например, невозможно передвигаться без сопровождения гида. Тем не менее, по словам Светланы Вересовой, экотуризм в Березинском окупается. «Доход от туристических услуг, — отмечает она, — за эти шесть месяцев в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос почти вдвое и составил более 400 миллионов рублей. Заполняемость гостиничных комплексов в летний период почти стопроцентная. Есть деньги, чтобы выплатить и зарплату, и премии, погасить налоги, купить что-то для гостиничного комплекса». 

Но, конечно, без сложностей не обходится. Одна из гостиниц, на несколько лет переходившая во владения санатория «Боровое», требует серьезного ремонта – от фасада до номеров. «Мы своими силами закупили всю посуду в гостиничный комплекс, новые столовые приборы, белье, полотенца. Планируем заменить ковровое покрытие в ресторане, — рассказала замдиректора. — Сами начинаем ремонт комнат. Хотели отремонтировать окна, но гарантия на них закончилась – нужно менять. А вот это уже нам не по силе…»  

Кроме того, огромная работа проделана по привлечению сюда прежних постоянных посетителей. Проведена учеба с поварами, официантами, чтобы не стыдно было принимать гостей. «Теперь мы можем похвастаться хорошей белорусской кухней и качественным обслуживанием», — улыбается Светлана Вересова. 

А еще недавно в Березинском биосферном заповеднике появился учебный центр, который проводит самые различные обучающие тренинги для сотрудников особо охраняемых природных территорий. Это – итог трехгодичного проекта ГЭФ-ЮНЕП «Создание сети учебных центров для сотрудников охраняемых природных территорий Северной Евразии». 

Как рассказал помощник координатора проекта старший научный сотрудник Березинского биосферного заповедника Александр Каштальян, в проекте участвовали четыре страны — Россия, Украина, Казахстан, Беларусь. В каждой из них, кроме России (здесь их будет больше), по итогам проекта создано по одному такому центру. 

Говоря о причинах реализации проекта, Александр Каштальян отметил: «Зачастую выпускник учебного заведения, приходя на работу в заповедник, учится заново. Чтобы организовать эту работу на должном уровне, было решено действовать через сами особо охраняемые природные территории, создавая при них учебные центры, которые занимались бы повышением квалификации сотрудников». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter