Экотурист в объективе

Успешно пройдя стартовый период, белорусский усадебный бизнес вступил в пору «зрелого» развития. И здесь некоторые участники рынка столкнулись с проблемами. Оказалось, чем популярнее становится агроэкотуризм, тем сложнее привлечь клиента на конкретную усадьбу. Те услуги, которые устраивали туристов вчера, теряют актуальность сегодня. Своими мыслями о том, в каком направлении в Беларуси должны развиваться сельский, экологический виды туризма, с «БН» поделились эксперты.

Как не «потерять» на усадьбе своих знакомых по Facebook’у?

Успешно пройдя стартовый период, белорусский усадебный бизнес вступил в пору «зрелого» развития. И здесь некоторые участники рынка столкнулись с проблемами. Оказалось, чем популярнее становится агроэкотуризм, тем сложнее привлечь клиента на конкретную усадьбу. Те услуги, которые устраивали туристов вчера, теряют актуальность сегодня. Своими мыслями о том, в каком направлении в Беларуси должны развиваться сельский, экологический виды туризма, с «БН» поделились эксперты.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Европейского центра эко- и агротуризма Германии Матиас БАЕРЕНС считает, что белорусским агроусадьбам не хватает системности в развитии:

— Я не хочу говорить о традиционных вещах, вроде законодательства и государственной поддержки. Тенденции же непосредственно агроэкотуризма связаны с общими тенденциями в туристической отрасли страны. На что следует обратить внимание?

Во-первых, качество. Туристический рынок растет, и конкуренция на нем усиливается. Тот, кто предоставляет более качественные услуги, находится в выигрышном положении. За счет чего это происходит? Причина — повысившийся за последние годы уровень жизни, который дает потребителям возможность сравнить вашу агроусадьбу с отелями Италии, Египта, Таиланда, других стран. Основной критерий, по которому будет идти это сравнение, — качество сервиса. Современный турист привык к чистому белью, вкусной еде, вежливому персоналу, Интернету... К тому же благодаря социальным сетям он постоянно обменивается информацией, впечатлениями с другими людьми. Ваша усадьба может быть расположена в райском уголке, но если плохо готовите, полотенца грязные, то потеряете не только конкретного клиента, но и всех его знакомых по Facebook’у. Конкретно к вам никто не поедет, альтернатив ведь хватает.

Кстати, присутствие агроусадьбы в социальных сетях и Интернете — важнейшая составляющая успеха! Когда человек выбирает себе место отдыха, он в первую очередь ищет отзывы других людей, фотографии и видеоролики во Всемирной паутине. Предоставьте ему все это, если хотите себя зарекомендовать. Не поленитесь, снимите свою усадьбу на камеру, сделайте сайт, добейтесь притока положительных отзывов — и вас отблагодарят притоком денег!

Очень важный аспект, особенно сейчас — стоимость туристических услуг, считает немецкий эксперт. Нужно быть в курсе не только того, почем предлагают свой сервис ближайшие конкуренты, но и того, сколько аналогичные услуги стоят за рубежом. Люди сейчас мобильны и могут сделать выбор в пользу Беларуси, Польши или Литвы из-за цены, допустим, на десять евро ниже.

Последнее, на что обращает внимание Матиас Баеренс, — гибкость в плане предоставления услуг в различное время года. На каждый месяц должен быть готовый набор услуг. Усадьба, в которой можно «просто поесть и поспать на природе», сейчас малоконкурентоспособна.

ВЛАДЕЛИЦА одной из самых известных белорусских агроусадеб Алла ХОРЕНЬ (ее туробъект — на Россонщине) уверена: будущее белорусского агротуризма — за специализированными усадьбами, объединенными в кластеры.

— Люди едут к нам, потому что хотят «выключиться» из городской жизни и окунуться в деревенскую. Моя задача — сделать так, чтобы гости максимально деревню прочувствовали и при этом не заскучали, — озвучила свое бизнес-кредо Алла Хорень.

Первая задача решается довольно просто – главное, не превращать деревенский дом в пригородный коттедж. Ошибка, к слову, которую совершают многие владельцы усадеб. Сайдинг, аккуратно подстриженный газон — для всего этого горожанам необязательно ехать за несколько сот километров. А вот деревянные стены, вода из колодца, куры, лошади «вживую» — это важно! По большому счету, требуется лишь, чтобы туалет был теплым и внутри дома. А дальше — не очень целесообразно наводить суперцивилизационный лоск. Иначе где тут «фишка» отдыха по-деревенски?

Вторая задача — наладить кооперацию с соседями. Отдых — это новые впечатления каждый день. Что тут можно сделать? Например, посадить гостей на велосипеды и отправить в путешествие по окрестностям. Пусть они каждую ночь проводят в... новом доме. А ведь в одной усадьбе — лучший мед в округе, в другой — можно покататься на лошади, в третьей — есть баня, о которой ходят легенды... Человек каждый день открывает для себя массу нового! Такой отдых не может наскучить. И нам как владельцам усадеб тоже выгодно, потому что идет постоянный обмен клиентами.

С НЕОБХОДИМОСТЬЮ специализации в турбизнесе по-сельски согласен и владелец агроусадьбы в том же Россонском районе Дмитрий ШАМОВИЧ.

— У меня ниша достаточно узкая — фотоохота на птиц. Этот вид отдыха популярен в Европе, но в Беларуси пока мало развит. Фактически мы — одни из первых, кто стал культивировать такой вид экотуризма...

У европейцев есть возможность обращаться в специализированные агентства, которые возят экотуристов по другим странам. Каждую осень у них есть полностью скомпонованный турпродукт на следующий год. В той стране, куда направляются, есть контактное лицо — турагент, то есть человек, продающий продукт, созданный туроператором. Сейчас мне могут «поставлять» туристов несколько европейских стран — Голландия, Англия, Бельгия, Франция и Германия. Там есть желающие фотографировать птиц в естественной среде обитания. В Беларуси же много усадеб, которые предлагают конные прогулки или сплав на плотах или байдарках. А у меня вот — фотоохота с конкретными услугами. Например, организация съемки орлов на «привадах» зимой. Человек платит деньги, а уже моя задача — обеспечить, чтобы на площадке были орлан-белохвост или беркут, — рассуждает Шамович.

Есть ли у Дмитрия конкуренты в Европе? Есть, но цены у них бешеные, белорусский хозяин агроусадьбы предлагает в три раза дешевле. Вообще же, считает Шамович, отличие экотуризма от банального лежания на пляже в том, что экотуристы четко знают, чего хотят. Увидеть! Попить водочки на природе им неинтересно. Нужен посему очень качественный продукт, который можно получить, только если плотно заниматься проблемой. Без узкой специализации это невозможно, уверен Дмитрий Шамович...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter