Экономия союзного бюджета или обыкновенная бюрократия?

На счетах Союзного государства по итогам прошлого года осталось 1,8 млрд российских рублей

ПАРАДОКС, да и только. При известных финансовых затруднениях на счетах Союзного государства по итогам прошлого года осталось 1,8 миллиарда российских рублей! Вдумаемся и задумаемся: почти треть союзного бюджета не нашла должного применения. Таков невеселый вывод коллегии Счетной палаты России. Здесь рассмотрели отчет об использовании финансовых ресурсов, подготовленный совместно с Комитетом госконтроля Беларуси. Ни по одному из 14 разделов бюджета средства не были использованы в полном объеме.


Впрочем, результаты проверок контролирующих органов не особо удивляют. С союзным бюджетом госзаказчики не могут справиться уже несколько лет. Основные претензии к Минсельхозу России, концерну «Белнефтехим» и Рослесхозу. Под угрозой срыва выполнение нескольких важных совместных проектов, в том числе программы «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура». Она  должна быть завершена в 2016 году, на нее ученые и аграрии возлагали большие надежды. И что же на промежуточном этапе?

По словам начальника Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного комитета Союзного государства Ирины Павловской, на реализацию программы в 2014 году Минсельхозу выделено 250 миллионов российских рублей. Кроме того, за предыдущий год неиспользованными остались еще 165 миллионов. Но освоено только 107 миллионов. Даже меньше объема целевых остатков. Такое же положение и с программой по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Ну а коль работа совместная, если один партнер отстает, то и другого за собой тянет. 

А ведь причина на поверхности. Формирование бюджета происходит при отсутствии прогнозов экономической интеграции и основных приоритетов бюджетно-финансовой политики. Притчей во языцех стала и длительность процедуры разработки и утверждения совместных проектов. Законодательная база, к сожалению, отстает от научной. Чтобы запустить ту или иную союзную программу, требуется посетить десятки кабинетов, получить согласования в министерствах и ведомствах двух стран.  А это, согласитесь, вдвойне тяжело.

При этом ежегодно на финансирование в союзном бюджете резервируются средства, значительные объемы которых в результате остаются невостребованными. Так, в период с 2007 по 2014 год без должной необходимости из национальных бюджетов отвлечено около миллиарда рублей.

В законодательстве Союзного государства нет пока норм, которые позволяли бы в подобных случаях привлекать к ответственности нерадивых руководителей. А жаль. Удивительно, что подобные эксцессы возникают после того, как заказчики, пройдя многомесячный «адов круг» утверждения, не приступают к работе. 

Здесь вспоминается совместный проект «БелРосТрансген-2». Получено уникальное стадо трансгенных коз. В молоке этих животных содержится белок лактоферрин, обладающий исключительными лечебными свойствами. Однако программа завершена еще в 2013 году, а новая «БелРосФарм» не была принята. Теперь перед НПЦ НАН Беларуси по животноводству стоит серьезная проблема сохранения козьего стада. На это нужны деньги, и немалые. Почему бы не выделять средства под конкретный результат, а не на сомнительные перспективы. Тогда сам по себе исчезнет весьма странный вопрос: как освоить миллионы? В данном случае даже миллиарды.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?