Клецкие молочники успешно конкурируют на внешнем рынке благодаря экономии

Экономия позволяет лавировать экспортной ценой

Благодаря этому клецкие молочники успешно конкурируют на внешнем рынке
БОЛЕЕ 100 тысяч тонн зерна, 186 тысяч тонн сахарной свеклы, картофеля — 40, рапса — около 10, молока — 83 тысячи тонн, скота и птицы в живом весе — 15,7 тысячи тонн — столько продукции (105 процентов к уровню 2014 года) планируют получить аграрии Клецкого района в нынешнем сезоне. 

Заявка, и причем не просто на механический прирост всего и вся, а на превращение отрасли в доходный агробизнес, серьезная. Решается она на конкретных фермах, полях, перерабатывающих предприятиях. Что для этого нужно? В первую очередь под полную потребность обеспечить поголовье качественными кормами и продолжать модернизацию производства, убежден председатель Клецкого райисполкома Геннадий СОЛОВЕЙ.

КОРМА в себестоимости продукции животноводства занимают до 60 процентов. От их качества и цены во многом зависит финансовый успех. Поэтому заготовка грубых кормов с высокой питательной ценностью — прямой путь к снижению себестоимости и увеличению рентабельности. Хотя бы потому, что себестоимость кормовой единицы трав в 2,5 раза ниже, чем у полученной из зерна, и в 4—6 раз — в комбикормах. 

— Сегодня заготовка кормов для нас — основное. Какие бы фермы ни строили, какой бы высокопродуктивный скот ни приобретали, без кормов отдачи не будет. Именно они на 60—70 процентов формируют продуктивность, тем самым влияют на рост производства молока и мяса, снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности животноводческой продукции, – считает председатель райисполкома.

К понедельнику, 15 июня, район должен был завершить косовицу, заготовив 160 тысяч тонн сенажа — 70 процентов от планируемого. При выращивании трав на сенаж принципиально важно наличие бобового компонента, который позволяет сократить уровень скармливания дорогостоящих высокобелковых добавок и концентратов. В этом году в районе акцент сделали на люцерну, увеличив посевы на 2 тысячи гектаров. Эта культура, как и горох, содержит 20—22 процента белка в сухом веществе. При этом в ней самая полноценная клетчатка, стимулирующая корову к производству молока. Сокращение затрат на литр даст дополнительный источник рентабельности производства.

В районе действует жесткое требование: сенаж и силос должны быть в пропорции 50:50. Так, в КСУП «Племзавод «Красная звезда» около 7 тысяч голов скота, для которого необходимо заготовить по 30 тысяч тонн сенажа и силоса. «Уже скошено более трети посевов, — рассказывает руководитель хозяйства Анатолий Коршун. — Многолетние травы — наша надежда — занимают 32 процента. Перезалужение позволит добавить еще 22 процента. Пока погода нас не подводит, стараемся удлинить рабочий день, чтобы побыстрее закончить работы и главное — получить качественные корма. Любое промедление на поле — потеря питательности». 

Судя по темпам и количеству техники на полях Клетчины, «зеленая страда» будет урожайной.

Немало сделано и по модернизации технологии производства молока. В прошлом году провели реконструкцию МТФ в ОАО «Лазовичи», «Заостровечье», «Грицевичи». Планируется строительство новых: роботизированной фермы в ГП «Племенной завод «Красная звезда», МТФ «Прутец» на 450 голов дойного стада в ОАО «Морочь», на 350 — МТФ «Тетеревец» в «Лазовичах» и на 1590 — УП «Щепичи-Агро». Производство молока надо наращивать, потому что основной потребитель сырья — «Клецкая крыначка» — ориентирована на экспорт. 

— Основной рынок сбыта — Российская Федерация, доля экспорта в общем объеме производства достигает 70 процентов, — говорит директор Клецкого филиала ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» Николай Рубаник. — Основная продукция — масло и сухое обезжиренное молоко, производим также цельномолочную продукцию, глазированные сырки. Отличное ее качество под брендом «Клецкая крыначка» прежде всего обеспечивают животноводы Клецкого и Несвижского районов. Как альтернативу производству сухого обезжиренного молока развиваем творожное производство: здесь запущена новая линия стоимостью 4,6 миллиона евро. 

Строительство собственной котельной принесло ощутимую экономию — 40 процентов. «В структуре себестоимости ТЭР до реконструкции котельной занимали 8—9 процентов, доходило и до 11. За последние полгода этот показатель остановился на уровне 4,4. Удешевление продукции дало возможность лавировать экспортной ценой, безусловно, не опуская ее ниже индикатива, что позволило конкурировать на внешнем рынке», — рассказывает директор.

Вообще, модернизация в Клецком районе проводится постоянно. В нынешнем предстоит освоить 48,2 миллиарда. Как говорится, не вопрос, были бы деньги. 

На прошлой неделе запущен новый асфальтовый завод — оптимальный вариант сочетания экономики и экологии. Новое оборудование итальянского производства предполагает выпуск более качественного битума, который и потребителям обойдется дешевле. И, что самое главное, уровень выброса вредных веществ в атмосферу уменьшится на 80 процентов. По словам начальника филиала КУП «Минскоблдорстрой» ДРСУ № 212 Анатолия Букато, на производстве значительно снизилось потребление энергоресурсов, а мощность нового смесителя увеличена более чем в три раза — 150 тонн в час. Первая партия асфальта пошла на укладку обходной дороги вокруг Клецка. Старое оборудование используют для выпуска холодных асфальтобетонных смесей при ремонте дорог зимой.

В особом представлении не нуждается и продукция Клецкого производственно-пищевого завода. По крайней мере, среди потребителей района и столичной области. В прошлом году удельный вес новых видов продукции составил 29 процентов. Обновляется и материально-техническая база: приобретены и установлены упаковочная, две взбивальные машины. Введены в эксплуатацию печь MIWE в комплексе с расстоечным шкафом и парогенератором, тестораскаточная машина, универсальный автомат для производства печенья.

Мясными деликатесами и колбасами сегодня трудно удивить покупателя. Тем более когда конкурировать приходится даже на внутреннем рынке в своем городе. Сегодня колбасные и мясные изделия, кроме ППЗ, выпускают ЧУП «Клецкий коопзаготпром» и ОАО «Клецкий комбикормовый завод». А посему, чтобы удержать покупателя, нужно чем-то его привлечь. Чем? Качеством и приемлемой ценой. 

СОБСТВЕННО, Клецк удивляет всегда. Каждый раз приезжая сюда, видишь немало нового и интересного. Ухоженные усадьбы на благоустроенных улицах, современные больница и школы, обилие цветов и зелени — здесь живут настоящие хозяева. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter