Экономику движет средний класс

ПОСЛЕ той исторической мартовской сессии Всекитайского собрания народных представителей (парламента) стало ясно, что Председатель КНР Си Цзиньпин и Премьер Госсовета Ли Кэцян собрали вокруг себя правительство, которое многие уже назвали «реформаторским». Тем самым миру был послан мощный сигнал — реформы в Китае выходят на новый уровень. Точно такое же определение можно применить и к нашим отношениям с этой великой державой. Подтверждение тому — официальный визит Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в КНР 15—17 июля, в ходе которого запланированы и встречи на высшем уровне, и подписание Совместной декларации, а также более 20 двусторонних соглашений, протоколов и контрактов.

К 2017 году Китай станет главным мировым игроком, считают эксперты

ПОСЛЕ той исторической мартовской сессии Всекитайского собрания народных представителей (парламента) стало ясно, что Председатель КНР Си Цзиньпин и Премьер Госсовета Ли Кэцян собрали вокруг себя правительство, которое многие уже назвали «реформаторским». Тем самым миру был послан мощный сигнал — реформы в Китае выходят на новый уровень. Точно такое же определение можно применить и к нашим отношениям с этой великой державой. Подтверждение тому — официальный визит Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в КНР 15—17 июля, в ходе которого запланированы и встречи на высшем уровне, и подписание Совместной декларации, а также более 20 двусторонних соглашений, протоколов и контрактов.

Приоритетом нового руководства Китая, без сомнения, остается экономическое развитие. Главные усилия будут направлены на деревню. Премьер Госсовета Ли Кэцян — один из самых ярых сторонников ускоренной урбанизации. В течение нескольких десятилетий планируется потратить около 6,4 триллиона долларов США, чтобы переселить почти 400 миллионов человек из деревни в города. Сторонники городского образа жизни (а таких в правительстве большинство) считают, что она поможет изменить экономическую модель — сориентировать ее вместо экспорта на внутреннее потребление. Чем больше в стране представителей среднего класса, тем устойчивее развивается экономика, а значит, тем устойчивее и сама страна, и ее положение в мире.

Что же на деле означает строительство социализма с китайской спецификой? Социализм для них — это прежде всего способ развития. Поставлена задача удвоить доходы на душу населения до 2020 года. Убрать дисбалансы между богатыми и бедными регионами. Решить болезненную экологическую проблему: на смену безудержному потреблению природных ресурсов должен прийти «красивый Китай». А к 100-летию КНР (2049 год) превратить ее в богатое, могущественное, модернизированное социалистическое государство.

За 30 с лишним лет реформ и открытости в социально-экономическом развитии Китая достигнуты огромные успехи, заметно повысился уровень жизни народа. Страна занимает второе место в мире по объему экономики, а к 2017 году Китай в экономическом развитии обгонит США и выйдет на первое место на планете. С таким прогнозом выступила международная аудиторско-консалтинговая компания «ПрайсУотерхаусКуперс».

Согласно подсчетам ее экспертов, к 2017 году объем валового внутреннего продукта КНР, если подсчитывать его на основе паритета покупательной способности, достигнет почти 20 триллионов долларов и превысит соответствующий показатель для США. А к 2030 году ведущими в экономическом плане на основе такой методики подсчета станут Китай (30,6 трлн.), США (23,4 трлн.) и Индия (13,7 трлн. долларов). Япония, занимающая сейчас третью позицию, опустится на четвертую позицию — 5,8 триллиона долларов.

В текущем десятилетии темп роста китайской экономики достигнет семи процентов в год, что соответствует поставленной Пекином новой цели. Соответственно в эти годы, по мере старения населения Поднебесной и роста стоимости ее рабочей силы, ныне ориентированная на экспорт экономика Китая станет в большей степени полагаться на внутреннее потребление.

Постепенно, в связи с ростом производственных издержек, китайские компании начнут переносить свое производство во Вьетнам и Индонезию. А на таких ключевых экспортных рынках, как Европа и США, китайские экспортеры станут более активно конкурировать в области качества продукции, а не цен.

С чего все начиналось? Еще в 1978 году власти Поднебесной приняли решение о проведении политики экономических реформ, которая была названа «Пригласить мир войти к нам». С тех пор страна начала делать сначала робкие, а потом все более уверенные шаги навстречу иностранным инвесторам. А два десятилетия спустя, в 1999 году, провозгласила вторую, экспортную, часть программы под названием «Идите и завоевывайте мир».

И Китай начал мир завоевывать. В 2005 году китайская компания «Lenovo» за 1,25 миллиарда долларов приобрела у американской корпорации IBM ее подразделение по производству персональных компьютеров и вскоре стала одним из мировых лидеров по производству компьютерной техники, мобильных телефонов, серверов и широкого спектра других электронных устройств.

В 2008 году китайцы приобрели 60 процентов акций самой крупной итальянской строительной компании «Compagnia Italiana Forme Acciaio». В 2009-м вложили 19,5 миллиарда долларов в акции австралийской горнорудной компании «Rio Tinto». В 2010 году китайский автомобильный концерн «Geely» купил за 1,8 миллиарда долларов у американского гиганта «Ford» всемирно известную шведскую компанию «Volvo». При этом некоторые из глобальных операций проводятся даже не компаниями федерального уровня. Например, покупка итальянской строительной компании осуществляла фирма, подконтрольная правительству китайской провинции Хунань...

Без сомнения, белорусам есть чему поучиться у китайцев. Поэтому столь высок наш интерес ко всему новому, что появляется на просторах Поднебесной. И китайцы не скрывают от нас свои достижения. Ставка же сделана на совместные технопарки. И это в какой-то мере главный символ нашего экономического сотрудничества с этой великой страной.

Прообраз же будущего белорусско-китайского технопарка под Минском можно увидеть в городе Сучжоу. Этот высокотехнологичный индустриальный центр был создан меньше десяти лет назад на совместном капитале с Сингапуром. Сегодня в этом промышленном мегаполисе живут и работают свыше 600 тысяч человек. Сюда пришли сотни компаний, чьи названия возглавляют мировые рейтинги.

Товарооборот парка составляет около 80 миллиардов долларов. Среди иностранных инвесторов лидируют компании из ЕС и США — почти 50 процентов. Затем идет Япония и Корея — 18 процентов.  Пятую часть всех инвестиций вкладывают свои же — Гонконг, Макао и Тайвань. Если говорить о численности компаний, то тут внутренний инвестор уже преобладает — 11 тысяч китайских компаний против 4 тысяч заграничных. А по конкурентоспособности технопарк Сучжоу занимает первое место среди аналогичных индустриальных центров в Китае. В чем суть его успеха? Если коротко, то в инвестициях и внедрении самых передовых инновационных решений.

Чем не пример, достойный подражания для Беларуси, которая гордится своим высоким научным потенциалом и хочет получить от него достойную отдачу.

Виктор ИВАНОВ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter