Экономика «выкорчевывает» безынициативных

СЕЗОН сбора плодов и ягод в разгаре. В сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах республики планируют получить 120 тысяч тонн плодово-ягодной продукции (132 процента к факту 2012 года). По информации Минсельхозпрода, ее уже собрано более 7 тысяч тонн, из них более 5 тысяч тонн плодов.

Пока садоводы республики собираются выходить на рынок с единой ценой, импортеры заваливают прилавки дорогими фруктами. Как и кто разрешит этот ребус?

СЕЗОН сбора плодов и ягод в разгаре. В сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах республики планируют получить 120 тысяч тонн плодово-ягодной продукции (132 процента к факту 2012 года). По информации Минсельхозпрода, ее уже собрано более 7 тысяч тонн, из них более 5 тысяч тонн плодов.

В большинстве магазинов яблоки есть, причем трех-четырех сортов. На прилавках ровными рядами лежат наливные на любой вкус: красные, зеленые, желтые и все — один в один. Но по 15—20 тысяч рублей. Откуда родом эти красавцы? Читаем: яблоко свежее «Джонагоред», «Ред Принц», «Голд» из Голландии. Урожай — 2012 года. Лежат и украинские, польские, молдавские плоды нового урожая. А где же наши, белорусские? Да они тут, рядышком: неказистые яблочки размером с грецкий орех. Каждый год белорусский потребитель сталкивается с одним и тем же: не хватает качественных отечественных овощей и фруктов. В то время как садоводы ежегодно бьются над проблемой сбыта своей продукции.

— Отечественный сельхозпроизводитель постоянно критикуется за то, что в торговле нет белорусских яблок. То же самое можно сказать и по овощам, — говорит заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Павловский. — Недавно мы обследовали крупные магазины в Могилевской области. Белорусских яблок на прилавках нет. Лишь в одном нашли отечественные, но очень маленькие и невзрачные. Я проехал по многим областям и посмотрел — этих фруктов в садах с избытком. Но мне садоводы говорят: не можем сбыть раннее яблоко.

С этими словами Василий Константинович обратился к производителям фруктов и овощей на семинаре, где садоводы обсуждали проблемы начала уборки нынешнего урожая.

Казалось бы, страна, имея 106 тысяч гектаров плодово-ягодных насаждений, и за последние годы на 17,4 тысячи гектаров заложив новые промышленные сады, должна, по крайней мере, каждый сезон вволю насыщаться яблоками, грушами, сливами и прочими плодами.

Но вот парадокс: урожай фермерам девать некуда, а в это время все овощные и фруктовые прилавки в супермаркетах и на сельхозрынках забиты привозной сельхозпродукцией, которая не портится вообще никогда. Когда разрешится этот фруктово-ягодный ребус с овощным привкусом?

Директор РУП «Институт плодоводства» Вячеслав Самусь, говоря о современных направлениях в промышленном плодоводстве интенсивного типа, вспоминает цитату совещания 1895 года, где и тогда основная мысль заключалась в снижении себестоимости продукции. В противном случае овчинка выделки не стоит. Емкость нашего рынка 209,6 миллиона долларов. На чем можно зарабатывать деньги? 107 миллионов, или 51 процент, — свежие плоды и ягоды, 95 миллионов, или 45 процентов, — переработка.

Большинство садоводов жалуются на нашу торговлю, которая вроде бы неохотно берет отечественную продукцию. Но она ничем не отличается от торговли в России или других наших соседей. Например, в Польше требования крупных сетей еще жестче. Беда наших садоводов в том, что, заключая договоры на поставку конкретной продукции конкретного качества, их надо исполнять строго по согласованному графику. Конкретно говоря, надо изучить правила торговли и выполнять их. Ведь есть фермеры, которые выращивают овощи и фрукты, с реализацией продукции у них нет никаких проблем. Главное здесь — предложить качественный продукт и вовремя.

Институт плодоводства разработал и раздал производителям технологические регламенты производства всех основных культур. Например, по яблоне 17 обязательных элементов — от выбора участка до затравки мышей. Если не исполнить хотя бы один из них — потеря урожая.

— Мы полностью закрываем нашу потребность по сортовому составу и разнообразию, — подчеркивает Вячеслав Самусь. — Если в 2006 году в реестре было зарегистрировано 18 культур, то в 2012 — 28, со 177 сортов мы вышли на 302. Наши возможности исключают импорт посадочного материала: в республике 436 его производителей, 186  из них — питомники государственных сельхозпредприятий, 250 — физические лица, индивидуальные предприниматели. Бери и работай.

Вторая проблема — посредник. Не секрет, что многие фермеры стремятся побыстрее сбыть продукцию. А ведь понятно, что, работая через посредников, теряется очень много добавленной стоимости.

Государство за последние пять лет вложило немало средств на строительство овощехранилищ. Их емкость сегодня — 86 тысяч тонн. И что? В прошлом году положили на хранение только 32 тысячи тонн.

— Все говорит о том, что у нас есть качественный продукт, научились выращивать, — считает Василий Павловский. — Но нам не хватает инициативы. А без нее экономика, говоря языком садовода, просто «выкорчует» безынициативных и неповоротливых. На днях в Минске объехал порядка трех десятков магазинов, был на рынках. Когда видишь сплошь импортные овощи и фрукты и один, спрятанный, наш, нельзя не возмутиться. Да, сегодня мы не можем дать, скажем, чеснок. Но когда лежит лук из Испании, а я пару дней назад видел в УП «Партизанское» забитые хранилища нашего отсортированного, откалиброванного лука, я задаю вопрос: почему в магазинах он не продается? Да, надо, чтобы у потребителя был выбор. Пусть на прилавках будет, в том числе, и испанский лук. Не хватает апельсинов или бананов, пожалуйста, мы их завезем. Но давайте же нормально работать и выполнять те обязательства, которые на себя взяли! На 2013 год выделено 44 миллиарда рублей по программе плодоводства. Мы должны использовать их с максимальной эффективностью. Имея такие хранилища, мы должны иметь рентабельность не менее 80—90 процентов.

На семинаре многие садоводы сетовали по поводу электронных торгов. Суть в том, что некоторые производители плодовой продукции демпингуют, предлагая товар по заниженной цене. Удивительно, но если белорусские фермеры  конкурируют друг с другом, не умея договориться, то как тогда можно выстоять перед обилием импорта? В Беларуси в каждой области есть ассоциация производителей плодоовощной продукции, есть и республиканская. «Перед тем, как идти на реализацию, на электронные торги, соберитесь, посчитайте себестоимость, процентов 10 накручивайте и с общей ценой выходите на рынок. Сюда что, пришли молдаване, немцы? Если вы конкурируете между собой, значит, ни в области, ни в республиканской ассоциации нет управляемости», — резюмирует Василий Павловский.

Если подумать, можно найти выход и по другой проблеме. Да, если размер сделки по одному лоту составляет более тысячи базовых величин — более миллиона, — необходимо проводить ее через торги. Но можно же поразмыслить и кое-что придумать. По правилам, если сумма сделки не превышает 300 базовых величин, можно реализовывать продукцию по прямым договорам, минуя электронный аукцион. То есть одну крупную сделку разбить на несколько более мелких, скажем, те же яблоки продавать по сортам.

В общем, участникам семинара было чем поделиться. Главное, чтобы потребитель выиграл. По большому счету, на это должны работать все: и производители, и торговля.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter