Экономика впечатлений

Всякий раз, оказываясь по рабочей надобности на предприятиях, подсознательно ставлю на свое место 12–летнюю дочь, друзей и родственников, которые приезжают погостить в Гомель из других городов и весей. Сожаление у меня возникает обычно одно: вот бы все это им показать — с фишками, погружением в производственную реальность, захватывающим ощущением настоящих открытий. Традиционные маршруты–то исхожены. Впрочем, постепенно и в регионах набирает силу не типичный ранее промышленный туризм.



Конечно, на дворе не то уже время, что было пять лет назад. Тогда в Гомельской области разве что Туровский молочный комбинат в Житковичском районе мог предложить полноценную экскурсию — посвящение в кухню приготовления белорусских рикотты, маскарпоне, моцареллы. О туристах здесь подумали заранее, еще на стадии проектирования и строительства завода, пре­дусмотрев специальную смотровую галерею. Кстати, предприятие и сейчас задает тон в развитии промышленных маршрутов, оставаясь в рядах региональных лидеров. У комбината договоры почти с 20 туристическими фирмами и около 3,5 тысячи экскурсантов в год. И он не единственный в числе креативных. За прошлый год производственными маршрутами Гомельщины прошли около 10 тысяч туристов.

В управлении спорта и туризма Гомельского облисполкома знакомят с последним раскладом местной экономики впечатлений — именно так называют в мире промышленный туризм. Сегодня 25 предприятий из 13 районов области потенциально готовы работать с туристами. Подход приблизительно у всех схожий: посетителей принимают группами, по предварительной записи, в определенные дни. Просто так с ходу, гуляя по улице, вряд ли попадешь в производственные стены. А вот прикрепиться к группе — это уже реально.

Правда, уровень активности предприятий в новом деле совершенно разный. Одни охотно рекламируют туристическое направление, раскручивая при помощи собственного сайта и соцсетей. Например, в ряду таких сегодня — компания «Белоруснефть», активно продвигающая маршрут «Нефтяной», кондитерская фабрика «Спартак» с «шоколадным погружением», холдинг «Гомсельмаш» и его путь комбайностроения с тест–драйвом легендарного «Полесья»...

Однако многие предприятия не спешат посвящать в свои экскурсионные предложения. Набираю телефоны тех, кто вроде и может принять туристов, но не пиарит это даже на своих веб–страницах. В ответ слышу: покажем, расскажем, однако на поток пока не ставим, нужно сначала вложиться в «картинку». Обычно такая ситуация на давно сложившихся предприятиях. Без дополнительных затрат здесь трудно втиснуть в действующую инфраструктуру любознательных посетителей и при этом соблюсти нормы–требования.

Но вот что говорит теория и практика промышленного туризма. Двигатель этого дела не столько финансовые вложения, сколько креативный подход. В мире достаточно примеров, когда успешный турбизнес складывается без особых затрат. Один из самых известных — фабрика ёлочных игрушек в небольшом польском городке. Старенькое производство, оборудование довоенное. Но здесь это превратили в часть имиджа. Результат творческого подхода? На экскурсиях фабрика зарабатывает в месяц до 20 тысяч евро. И ведь не она одна вот так, не отвлекаясь от производства, дарит впечатления и делает деньги на ровном месте.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter