Никто и предположить не мог, что в развитии агроэкотуризма Беларусь может конкурировать с таким признанным лидером, как Италия

Экономика впечатлений: бурный рост и четкие перспективы

Национальный характер белорусов с их толерантностью, искренностью и радушием абсолютно естественно укладывается в индустрию гостеприимства. Живописная природа, отсутствие социальных потрясений, богатая история и самобытная культура как проявление белорусской души. Эта ментальность, с одной стороны, и господдержка, с другой, и создали бренд, которым мы сейчас гордимся, — агроэкотуризм. Такого стремительного подъема не знала ни одна отрасль. Буквально за три года с момента подписания Указа Президента «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» количество субъектов сельского туризма выросло более чем в десять раз. Александр Лукашенко, посещая агроусадьбы Воложинского района, признался, что подталкивает таким образом людей к возрождению небольших деревенек и хуторов, и выделил важную тенденцию: «Самое главное для нас, что формируется целая когорта собственников. И это не то, что у кого-то отобрали, поделили — и появилась частная собственность, а это люди, которые собственными руками все это создали. И хорошо, что такие люди есть, и чем их больше, тем крепче независимость страны».

«Великосельские бурачники» от Людмилы и Василия Рудых из Верхнедвинского района.

ПЕРВОПРОХОДЕЦ сельского туризма Эдуард Войтехович, в то время директор Свирского профтехучилища, кузницы механизаторских кадров, а сегодня руководитель учебно-практического учреждения по поддержке предпринимательства «БИКомарово» в Мядельском районе, любит цитировать Плутарха: «Я живу в очень маленьком городе, но не хочу его покидать, чтобы он не стал еще меньше». Малая родина для семьи Войтеховичей, в широком смысле деревня, — самое любимое место на всей планете Земля. И самая большая боль из-за того, что сельская молодежь покидает родные гнезда. Как сделать, чтобы на селе жилось не хуже, а даже лучше, чем в городе, — эту идею Эдуард Антонович превратил в дело всей жизни. Показывать, как надо, начал на своем примере. В 2002 году по совету знакомого из Польши открыл агроусадьбу «Подкостелок». Затем, уже на основе своего опыта, написал книгу по сельскому туризму.

Эдуард Войтехович.

— До этого часто принимал разные делегации, друзей бесплатно, а это тот же сервис. Так что опыт имел, — шутит Эдуард Антонович. — Видел, как развивается сельский туризм в Польше, Латвии.

В латвийском городе Цесисе в аналогичном Свирскому училищу учебном заведении, где ему довелось побывать, воочию увидел, как можно обустроить старинные постройки под базу отдыха. Цесисское училище выкупило на реке Гауя бывший хутор, на месте которого создало прообраз «домика в деревне». Тогда в Латвии и Литве из погребов и подвалов создавали кафе и места отдыха, из закинутых усадеб — уютные апартаменты, первые экотропы там появились. У нас тоже в спонтанной неорганизованной форме сельский туризм существовал от веку.

— В 2006-м благодаря совместной работе, в том числе и с хозяином агроусадьбы «Ганка» Анатолием Ганцем, Валерией Клицуновой, — вспоминает предприниматель, — мы представили материалы для Комитета государственного контроля о возможностях этого направления деятельности, открывающихся для деревенских жителей. По нашей инициативе был подготовлен и подписан Президентом самый либеральный и лучший указ по агроэкотуризму. Он даже лучше, чем в западных странах. Документ дал мощнейший толчок для развития этой сферы.


Агроусадьба «Панский сад Тур» в Мозырском районе.

ПРАВДА, единицы верили, что привьется сельский туризм, что наши деревенские хаты могут равняться с французским или швейцарским шале. Никто и предположить не мог, что мы вскоре будем конкурировать с таким признанным лидером в этой сфере, как Италия. Даже корреспондент одного издания с изрядной долей скепсиса спорил с Эдуардом Войтеховичем: «Куда? В деревенские халупы? Да ни боже мой! Поедут все на Нарочь!» Тогда Войтеховичи покупают хутор со старинными постройками, с прекрасным кирпичным погребом и на его основе делают бизнес-модель. Доходные цифры получились очень серьезные. И если их разделить на трудозатраты и финансовые вложения, несоизмеримые с инвестициями в здравницы, то с очевидной выгодой не поспоришь, раскрывает свой козырь собеседник:

— Постепенно от этой идеи мы пришли к созданию бизнес-инкубатора, чтобы учить людей, как развивать экономику сельской местности. Проще всего, с меньшим использованием инвестиций, как ни странно, стартовать малому бизнесу. Сегодня Германия — это не «Мерседес», не «Бош», это малый бизнес. Примерно 80 процентов ВВП делают люди на малых предприятиях. Нам надо этому учиться. Не всегда копировать, делать по-своему, но стараться учиться у лучшего. Туризм без малого предпринимательства никогда не будет тем туризмом, который необходим.

Его мысли, в общем-то, созвучны президентским. Главное, чтобы появился собственник.

Хозяин агроусадьбы «Гостиный двор» в Быховском районе Михаил Дудиков с диким кабаном Пашей.

Агроэкотуризм не приравнивается к предпринимательской деятельности. Да и указ принимался с целью дать дополнительный доход сельчанам. В соответствии с ним ОАО «Белагропромбанк» разработало программу льготного кредитования и с 2007 года начало выдавать до 2000 базовых величин под 5 процентов годовых на срок до 7 лет с предоставлением отсрочки погашения основного долга в течение не более 12 месяцев с момента заключения кредитного договора. Она рассчитана до этого года, продлится или нет, пока неизвестно. По большому счету, это не так важно: отрасль насытилась и сформировалась, полагают эксперты. Если в цифрах, то в 2018 году насчитывалось 2473 агроусадьбы, а в 2006-м их было всего 34.


Дарья ТАРАСЮК с вьетнамской вислобрюхой свиньей в агроусадьбе «Кони-пони» в Воложинском районе.
Ну и самый притягательный момент — чисто символический налог в одну базовую величину. По сути, это одна из самых льготных сфер деятельности в Беларуси. Конечно, на такие «сладкие плюшки» обратили внимание бизнесмены с солидными доходами. Им не составило труда превратиться в сельских жителей и воспользоваться преференциями. Выросли шикарные туркомплексы, такие как «Наносы-Новоселье» в Мядельском районе. Теперь один из них, расположенный в Воложинском районе на 10,5 гектара, продают за 4 миллиона долларов. Обратили внимание на агроэкотуризм предприятия и фермеры. В Минской области, к примеру, 7 сельхозорганизаций (в том числе и КФХ) занимаются этим делом. А всего в столичном регионе реально работают 823 агроусадьбы. В прошлом году там побывали более 198 тысяч туристов, они заплатили за отдых свыше 10,5 миллиона рублей. Усадьбы привлекли 93 работников для оказания услуг и сезонных работ.

В 2017 году Президент, услышав пожелания туристического сообщества, подписал Указ № 365, который урегулировал некоторые вопросы предыдущего документа. Он подготовлен в рамках работы по стимулированию деловой активности и исключению излишних требований, предъявляемых к субъектам хозяйствования. Отныне заниматься агротуризмом можно без изменения целевого назначения участка, предоставленного под строительство и обслуживание жилого дома. Раньше можно было только на земле, полученной под ведение личного подсобного хозяйства.

Указом закреплен широкий ряд дополнительных услуг: разрешается проводить презентации, юбилеи, банкеты. Жилой дом, необходимый для размещения гостей, может принадлежать как непосредственно хозяину, так и членам его семьи. При этом допускается возведение гостевых домиков, которые не подлежат включению в жилищный фонд. Действительно, какая разница отдыхающим, как оформлено строение, главное — комфорт, а в последнее время и содержание. На смену трем S приходят три L — эту формулу придумали англоязычные исследователи. Солнце, море, песок заменяют пейзаж, традиции, досуг. И здесь белорусской деревне есть что предложить!

Хозяйка агроусадьбы «Родны кут» в Глубокском районе Юлия БУКО.

В части досуга хозяева агроусадеб еще те выдумщики! Во многих местах представлены целые экспозиции всевозможной старины, ретроавтомобилей, утюгов, самоваров, радиоприемников. В усадьбе Воложинского района «Кони-пони» собран конный сельхоз­инвентарь разных эпох — от деревянной бороны до двигателя. Дилижансы, лодки, байдарки, велосипеды, конные и пешие прогулки, сплавы по рекам, представления и обряды, мастер-классы по разным ремеслам, выпечке хлеба и сыров — любой каприз за умеренную плату. Не меньше впечатлений остается у гостей и от их хлебосольного стола. Причем цены на отдых разнятся. Можно найти домик от 20—30 до 120 рублей за сутки. И это не потолок.

Давид и Вова ТУРОК в агроусадьбе «Романовцы 12» в Свислочском районе.

Если у одного хозяина чего-то не хватает, сообща они смогут наиболее выгодно представить так называемое колесо впечатлений. Создание кластера — дело не одного дня, но преимущества объединения уже оценили в Воложинском и Кобринском районах. Председатель общественного совета по развитию агроэкотуризма Воложинского района (там работают 52 усадьбы, находящиеся в кооперации с фермерами, 6 музеев) Анатолий Ганец уверен, что основная составляющая успеха — креативность местных жителей, которая и привлекает туристов в регион. Агроусадьбы Свислочского, Волковысского и Зельвенского районов сейчас рождают идею единого турпродукта.



Каждый мечтает об иностранных гостях, но больше всего агроусадьбы навещают все-таки белорусы. Их около 70 процентов, и только 30 процентов — иностранцы. Картина кардинально отличается в приграничных регионах Брестской и Гродненской областей, ориентированных на гостей из-за рубежа. В среднем отдыхают вдали от городского шума 4 дня.

Валерия Клицунова.
КАКОЕ расписание на завтра? Ориентир, как всегда, на лучшее. Для чего РОО «Отдых в деревне» предложило хозяевам ездить в гости друг к другу. Сельский туризм, пока развивающийся на местном уровне, благодаря стратегическому менеджменту выходит на глобальные рынки, в том числе туризма в целом. Ну а чтобы превратить Беларусь в подобие Италии, необходимо несколько составляющих, которые называет Валерия Клицунова:

— Не менять условия игры, то есть оставить неизменным то правовое поле, которое существует. Сельский туризм имеет мультипликативный эффект для развития регионов. В ближайшее время планируется провести научное исследование, которое поможет оценить вклад этой сферы в экономику страны и ее регионов. Необходимо обучать хозяев вновь открывающихся усадеб в том числе английскому языку. Сегодня в Беларуси два реально действующих кластера: «Воложинские гостинцы» и «Муховэцька кумора». Этого явно недостаточно. Надо наладить отношения с туроператорами, сертифицировать усадьбы. На первый план выходит экономика впечатлений — самого продаваемого товара в XXI веке. Каждому надо искать свои изюминки.

klimovich@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО, Александра КУЛЕВСКОГО,  Владимира ШЛАПАКА и БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter