Если вспомнить недавнюю нашу историю, многое становится на места. Президентская Директива № 3, носящая название «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства», была подписана в июне 2007 года. Тогда цены на энергоресурсы были немаленькими, и перед страной достаточно остро стояла проблема снижения зависимости от российских углеводородов. Сделать это можно было только одним способом — обязать предприятия реального сектора экономить ресурсы, начать модернизацию, подтолкнуть население к рачительному отношению к теплу, газу и воде.

Спустя 8 лет изменилось многое — в стране было принято много программных документов, энергетическая концепция, несколько госпрограмм, но главное — началась масштабная модернизация энергетической отрасли страны, вершиной которой должно стать строительство БелАЭС. Энергетика получила значительные инвестиции, начала снижаться энергоемкость ВВП (в нефтяном эквиваленте на 1 тыс. долларов — до 290 килограммов), удалось повернуть вспять износ основных фондов в энергетике — с 65 процентов в 2007 году до нынешних 39. На 2 млрд кубометров меньше стали использовать природного газа. Во многом благодаря почти 3 тыс. новых энергоисточников, работающим на местных видах топлива, общей мощностью 5800 МВт. Так что можно говорить смело: реализация мер, предусмотренных Директивой № 3, позволила стране сэкономить сотни тысяч тонн условного топлива, мегаджоули и мегаватты тепла и электроэнергии.
Но вот задачи сегодня перед нами стоят уже принципиально иные, и касаются они не только минимизации энергетической зависимости экономики. Еще в прошлом году было принято решение: один из самых важных нормативно-правовых актов страны отредактировать и дополнить с учетом новых реалий времени. «Для укрепления экономической безопасности государства в Директиве предусматриваются меры по повышению роли и вклада научного сообщества в решение государственно значимых задач, росту экспортного потенциала для обеспечения внешней сбалансированности экономики и диверсификации экспорта, кардинальному изменению качества управления промышленным комплексом, обеспечению энергетической безопасности и независимости страны» — так прокомментировали в пресс-службе Президента Указ № 26, которым излагается в новой редакции Директива № 3. Кстати, название свое она сменила, теперь документ называется «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства».
Правки в Директиву № 3 вносились существенные. Ведь если ее версия 1.0 подразумевала высокие цены на энергоресурсы, то теперь мы столкнулись с тем, что стоимость нефти неуклонно снижается, а это своего рода вызов нашей экономике. Заместитель министра экономики Дмитрий Крутой объяснил главные особенности нового документа:
— Обновленная редакция Директивы № 3 охватывает сразу четыре направления экономической безопасности страны. Первое — это экспорт. В этой части государственная политика, можно сказать, продолжается в прежнем русле: для того, чтобы экономика функционировала эффективно, нам нужно продавать не менее 65% произведенной продукции. Причем продавать с хорошей добавленной стоимостью. Второе направление — это инвестиции. Но они, учитывая ограниченность ресурсов, будут раздаваться не всем подряд, а направляться только в эффективные инновационные проекты, которые дают отдачу и высокую добавленную стоимость. Третье направление — это промышленный комплекс, являющийся стержнем и ядром нашей экономики. Он составляет практически треть нашего ВВП. Директивой № 3 поставлена сложная задача: нам предстоит до 2020 года качественно повысить управление нашей промышленностью. А четвертое направление — это энергетика. В данном случае приоритеты остаются такими же, как и ранее, — строительство АЭС, дальнейшее увеличение доли местных видов топлива в энергосистеме и так далее.
Немаловажный момент: в Директиве № 3 по каждому направлению определены по 1—2 ключевых индикативных показателя, по которым будет оцениваться эффективность работы. Например, в части экспорта введена формула, в соответствии с которой по 33% продаваемой на экспорт продукции должно будет направляться в страны ЕАЭС, в государства Евросоюза и на новые рынки «дальней дуги». В инновационной политике определены сразу два важных маркера: к 2020 году каждое третье предприятие страны должно быть в перечне инновационно активных и 20% производимой нашей промышленностью продукции должно относиться к инновационной.
В промышленной политике — свои задачи. Если до 2010 года Беларусь по уровню производительности труда на одного занятого в промышленном комплексе отставала от стран ЕС в 7—8 раз, то сегодня разрыв сократился до 2—3 раз. Но все равно это много, и такие показатели предстоит минимизировать. В сфере энергетики задачи не менее амбициозные. После начала работы БелАЭС стране предстоит сокращать закупку природного газа на 5 млрд кубометров в год. Кроме того, нам надо довести долю местных видов топлива в общем энергобалансе до 16%.
benko@sb.by