Бумага из тростника, микрозелень, биогумус: какие бизнес-проекты экологической сферы удивили жюри

Экономика с лазурным оттенком

Конкурсов, которые выбирают и пропагандируют зеленые проекты, — великое множество. Что вполне объяснимо: вопросы экологии в последнее время выходят на передний план. В то же время сегодняшний день диктует свои правила. Например, что зеленые конкурсные проекты будут не только полезными, безопасными, но и принесут доход. Конкурс Belarus Green Awards 2020, итоги которого подвели на днях, собрал и определил лучшие бизнес-идеи экологической сферы.

 Прибыль от экопроекта? Такое возможно

Современная площадка Moving Art Factory в день финала собрала всех, кому небезразлична экология. Помимо презентации работы зеленых школ страны, конечно же, самым притягательным событием стала защита финалистами своих проектов перед высоким жюри, которое возглавил заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Болеслав Пирштук.

Вопросы, если можно так сказать, звучали самые коварные. А готовы ли вы запустить производство, если завтра получите необходимые средства? Какой будет прибыль? И многие другие. И это притом, что среди участников были не только представители малого бизнеса, но и учреждений образования. Оказывается, многие школы сегодня, помимо основной своей деятельности — обучения, реализуют самые настоящие бизнес-проекты. И те, если пока и не приносят больших денег, то при определенной поддержке вполне смогут быть монетизированы.

Одна из школьных инициатив — проект «Отходы в доходы», рассказывает директор средней школы № 3 Пинска Елена Лобачевская:

— Это проект по созданию циклической экономики. Суть — в разведении червя «белорусский пахарь» для кормовой добавки, для производства биогумуса, для рыбаков.

Современная площадка Moving Art Factory в день финала собрала всех, кому небезразлична экология.

Благодаря этому червю школа перерабатывает отходы своей столовой, которые образуются при первичной обработке овощей и фруктов.

— Таким образом мы решаем вопросы их утилизации. А ведь проблема актуальна для каждой школы страны, что дает возможность масштабирования. Мы решаем и вопрос социализации подростков, поскольку они — активные участники всего процесса экологического образования, — акцентирует Елена Лобачевская.

Учитывая сезонность такой работы, поскольку биогумус не всегда пользуется спросом (привязан больше по времени к весне), в школе решили экономику проекта улучшить. Как? Круглогодично с задействованием биогумуса выращивать стевию, которая может применяться в качестве сырья для производства сахарозаменителя в пищевой промышленности, а также для выпуска лекарств в фармации. Тем более, отмечает Елена Лобачевская, стевию у нас в стране в промышленных объемах никто не выращивает:

— Это одна из наших идей, которая готова к монетизации и может приносить доход при условии дополнительных вложений: закупки компостеров, которые давали бы нам возможность получить не только гумус, червя, кокон, но и вермичай — высококонцентрированную подкормку для растений. Мы проводили исследования и можем с уверенностью сказать: на нашем биогумусе значительно лучше растут, например, помидоры. А также мы заложили школьную плантацию голубики. Хотим выйти на полноценный бизнес. Потому что, как говорят, бизнес не бизнес, если он не приносит доход.

Не менее интересную идею представляет школа городского поселка Зельва Гродненской области. Проект Znova — уникальная школьная бизнес-кампания по производству бумаги из тростника.

Победителем по праву стал проект Znova гимназии №1 городского поселка Зельва Гродненской области.

— Тростника вдоль водоемов нашей страны очень много, — говорит учитель химии гимназии № 1 городского поселка Зельва и вдохновитель проекта Наталья Гром. — Заросло более 50 процентов наших озер. Так родилась идея проекта. Мы научились делать бумагу из этого сырья, в том числе упаковку. В рамках нашей бизнес-кампании ребята по субботам идут на озеро и собирают тростник. Затем мы его отправляем на варку. Отмываем, измельчаем, а затем отливаем разного качества и толщины бумагу. Делаем коробки, пакеты, открытки, магниты и другую продукцию.

Пока изделия команды можно увидеть только на школьных ярмарках. А вырученные средства идут на помощь приютам. Благотворительность, убеждены здесь, важна для любого бизнеса. Максимальная цель, признается Наталья Гром, — открытие небольшого производства по выпуску экоупаковки в поселке:

— Мы можем реализовывать ее, например, в большой сетевой магазин поселка. И подавать пример другим малым городам, делая упаковку экологичнее.

 Непростой выбор

Вообще, зеленое направление звучало в самых разных ипостасях. Одна из них — городская «Ситиферма Ogorod», которая производит и продает самую разную микрозелень. Но не на настоящем огороде, а в пределах квартиры, рассказывает директор организации Андрей Полторабатько:

— Сегодня мы представляем четыре наименования — горох, редис, дайкон, руккола. Микрозелень — это съедобные проростки овощных и пряных культур, от момента высадки до продажи которых проходит примерно две недели. Существует около 30 видов культур микрозелени.

По словам Андрея, по сути, ферма в данном случае — понятие условное. Растения выращиваются в помещении. До сих пор это была обычная квартира, но совсем скоро компания переберется в просторное помещение. Суть — быть поближе к людям. Так быстрее и свежее.

— Никакой химии мы не используем. Только воду, свет и любовь, — поделился руководитель.

От момента принятия решения до сегодняшнего дня фирма существует всего четыре месяца, но продукцию уже успели оценить в ресторанах, кафе, магазинах города. То есть каждый сможет купить бокс с зеленью домой и время от времени срезать урожай. И поливать его, поскольку зелень растет на субстрате — земельной подложке.

Из почти шести десятков проектов-заявок, которые поступили на конкурс Belarus Green Awards 2020, экспертная комиссия выбрала 12 полуфиналистов. А дальше в качестве жюри выступали граждане.

Учитывая качество проектов, жюри предстояла непростая работа — выбрать лучших. А ведь уже семь претендентов на это звание, которые прошли в финал, выдержали серьезный отбор. Из почти шести десятков проектов-заявок, поступивших в адрес конкурса, экспертная комиссия выделила 12 полуфиналистов. А дальше в качестве жюри выступали более 7000 человек. С 31 августа по 11 сентября на интернет-странице конкурса прошло народное голосование за проекты, где любой из нас мог отдать свой голос за понравившийся проект. Сам конкурс был запущен в июле этого года под эгидой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, городского экопроекта «Пастернак» и Национального выставочного центра БелЭкспо.

Все вопросы, которые поднимали финалисты, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык назвал актуальными и важными: это экологическая безопасность, охрана окружающей среды, вовлечение отходов в хозяйственный оборот и другие важные направления в стране и в мире.

— Я очень рад, что сегодня общественность так беспокоится об окружающей среде. И это очень верно, поскольку самое главное в нашей жизни, — чтобы она была здоровая. Будет здорова среда, будет здоровая нация, экономика, — отметил министр.


Итак, каковы же результаты? В лидерах проект Znova, за которым расположились «Ситиферма Ogorod» и минский IT-проект «Е3» по созданию и развитию экологического электронного документооборота. Проект «Отходы в доходы» получил специальный приз для участников из Бреста и Брестской области.

Все эти проекты, отметил Андрей Худык, стоят того, чтобы обратить на них внимание. Их большой плюс в том, что в решение вопросов зеленой, циркулярной экономики и в целом экологической безопасности нашей страны вовлекаются молодые специалисты, лучшие умы:

— Считаю, абсолютно все проекты-финалисты могут быть коммерческими. Тем более что государство поставило задачу экологизации экономики.

Фото из архива Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter