Экономическое сотрудничество

Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский 23-24 сентября посетил с рабочим визитом Латвийскую Республику. Первый день визита руководителя белорусского Правительства в Ригу начался со встречи с Премьер-министром Латвии Валдисом Домбровскисом. Переговоры прошли в формате один на один и в расширенном составе.

Премьер-министр Сергей Сидорский 23-24 сентября посетил Латвию с рабочим визитом

Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский 23-24 сентября посетил с рабочим визитом Латвийскую Республику. Первый день визита руководителя белорусского Правительства в Ригу начался со встречи с Премьер-министром Латвии Валдисом Домбровскисом. Переговоры прошли в формате один на один и в расширенном составе.

По итогам встречи подписаны два документа – Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере подготовки управленческих кадров в магистратуре, а также Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством благосостояния Латвийской Республики о порядке применения Договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 года.

Как заявил Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский на пресс-конференции по итогам встречи с Премьер-министром Латвии Валдисом Домбровскисом, товарооборот между Беларусью и Латвией по итогам 2010 года может достигнуть $1 млрд.

Сергей Сидорский отметил, что товарооборот между двумя странами в докризисный период достигал $2 млрд. Руководитель Правительства выразил уверенность, что прежний объем восстановится. За первое полугодие нынешнего года товарооборот достиг почти $500 млн., и вполне реально довести этот показатель до $1 млрд. к концу года.

По словам Премьер-министра, ежегодно белорусская и латвийская стороны принимают ряд решений для расширения экономического сотрудничества, привлечения деловых кругов в новые совместные проекты. Почти 300 латвийских предприятий работают в Беларуси и 600 белорусских предприятий функционируют в Латвии. Они укрепляют экономику двух стран, обеспечивают занятость населения.

Сергей Сидорский подчеркнул особую значимость для латвийской экономики белорусских экспортных грузов. К примеру, почти 20% перерабатываемых в латвийских портах грузов являются белорусскими. Беларусь заинтересована в дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества, в том числе по поставкам в Латвию сельхозтехники, увеличению поставок калийных удобрений, экспорта карьерных самосвалов.

Многое для расширения белорусско-латвийских отношений уже сделано, сказал Премьер-министр. Запущен современный контейнерный поезд "Зубр", соединяющий Минск и Ригу. В дальнейшем планируется продление его маршрута до Эстонии с подключением грузопотоков из Украины. Регулярно обеспечивается и авиасообщение между двумя странами, что крайне важно для развития делового сотрудничества между бизнес-сообществом двух стран.

Сергей Сидорский отметил, что Беларусь и Латвия подписали ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве в социальной сфере. Все эти соглашения позволят укрепить отношения между двумя странами. "Надеюсь, что наше сотрудничество выйдет на более высокую ступень, что выгодно двум государствам", – добавил Сергей Сидорский.

Отвечая на вопросы журналистов, руководитель белорусского Правительства также сообщил, что Беларусь изучает возможности транспортировки нефти и увеличения перевалки нефтепродуктов через порты Латвии.

Сергей Сидорский отметил, что для Беларуси перспективны несколько направлений по перевалке нефти – южное, через Одессу с выходом на Азию, Индию и другие государства региона, северное, представленное российскими портами, а также порты стран Балтии.

Говоря о перспективах сотрудничества с латвийскими портами, Сергей Сидорский добавил, что Беларусь отдаст предпочтение тому из них, который предложит более комфортные и льготные условия, в том числе железнодорожным перевозкам, поставке и обработке грузов. "Мы будем смотреть Рижский порт, есть предложение по поставкам и перевалке здесь белорусской нефти и нефтепродуктов, – сказал Премьер-министр. – Если это будет выгодно обоим государствам, мы примем соответствующие решения, чтобы работать здесь более активно".

Отвечая на вопрос журналистов, о том, какой порт – Вентспилский или Клайпедский – более привлекателен для Беларуси, Сергей Сидорский отметил, что это тот порт, которые предлагает более выгодные условия. "Главное, чтобы были предложения, и была развита инфраструктура", – сказал он. В то же время Премьер-министр Беларуси добавил, что еще два года назад Вентспилский порт уступал Клайпедскому. Однако многие вопросы с течением времени были решены, его конкурентоспособность повысилась, этот порт работает с белорусскими экспортерами.

Премьер-министр особо подчеркнул, что латвийские порты интересны белорусской стороне не только с точки зрения перевалки нефти и нефтепродуктов, но и другой продукции, в том числе машиностроения, сельхозтехники. Помимо этого, Беларусь может в ближайшее время увеличить через латвийские порты перевалку калийных удобрений. "Это будет сделано в том случае, если в них улучшится логистика",- подчеркнул Премьер-министр.

По итогам первого полугодия 2010 года Беларусь поставила на экспорт через порт Вентспилса 630 тыс.т. калийных удобрений. Белорусская сторона заинтересована в дальнейшем увеличении таких поставок.

Сергей Сидорский также отметил заинтересованность белорусской стороны в создании в Латвии производства троллейбусов. Он сказал, что сегодня в Риге представлен серийный троллейбус белорусского производства, и выразил надежду, что белорусские троллейбусы будут ходить не только в Риге, но и в других городах Латвии.

Кроме того, по словам Премьер-министра, "Белкоммунмаш" и Рижский вагоностроительный завод прорабатывают вопрос создания совместного производства трамваев.

В настоящее время в Латвии действует совместное с Беларусью предприятие по сборке тракторов, производство которых планируется довести до 1,5 тыс. штук.

Со своей стороны, руководитель латвийского Правительства Валдис Домбровскис выразил уверенность в динамическом развитии сотрудничества Латвии и Беларуси. Помимо этого, он высказал готовность латвийской стороны в оказании содействия развитию партнерства Беларуси и Европейского союза. "Латвия будет содействовать развитию отношений Беларуси и Евросоюза", – заверил он.

Валдис Домбровскис отметил, что во время визита правительственной делегации Беларуси во главе с Премьер-министром отдельно будет обсуждаться вопрос отношений Беларуси с Евросоюзом. По его словам, "будет уделено внимание вопросу отмены санкций, которые были применены к Беларуси, будет рассмотрена и возможность облегчения визового режима".

Премьер-министр Латвии подчеркнул, что для латвийской стороны важны вопросы дальнейшего развития экономических связей с Беларусью, в том числе вопросы поставки нефти, развитие совместных проектов в транспортном комплексе, расширение сотрудничества деловых кругов двух стран.

В январе-июле нынешнего года товарооборот между Беларусью и Латвией составил $528,7 млн. без учета нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений, объем экспорта за указанный период составил 97,7% от уровня аналогичного периода 2009 года. Сальдо взаимной торговли было положительным - $428,3 млн.

Латвия является одним из важнейших инвестиционных партнеров Беларуси и входит в десятку стран-инвесторов, уступив только России, Австрии, Нидерландам, Кипру, Англии, США и Китаю. За последние 5 лет в экономику Беларуси привлечено около $600 млн. латвийских инвестиций, в том числе в первом полугодии нынешнего года - $29,6 млн., из которых $20,1 млн. - прямых инвестиций.

23 сентября в ходе рабочего визита в Латвию Сергей Сидорский принял участие в открытии V Международного белорусско-латвийского инвестиционного форума "Балтийский регион – 2010" в Риге.

Форум организовывается ежегодно, начиная с 2005 года. Проверка временем показала, что он является самым значимым двусторонним мероприятием и переговорной площадкой для разностороннего обсуждения и налаживания экономического диалога между странами. Численность участников мероприятия в последние годы достигает 300 – 400 человек, среди которых представители промышленных, банковских, транспортных кругов двух стран, инвестиционных и консалтинговых компаний, руководство ряда отраслевых министерств и ведомств, ассоциаций, администраций железных дорог, крупнейшие стивидоры латвийских портов и экспедиторские компании. Отличительной особенностью инвестиционного форума в нынешнем году стало его проведение параллельно с VIII Национальной выставкой "БеларусьЭКСПО-2010".

На открытии Форума Сергей Сидорский отметил важность сотрудничества Беларуси и стран Балтии в транзитной сфере.

По словам руководителя белорусского Правительства, Беларусь успешно "подхватывает" грузопотоки из азиатских стран. И главная задача сегодня для страны в том, чтобы организовать успешную их транспортировку в государства Евросоюза. За последнее время белорусские экспортеры заметно улучшили логистику и сейчас современными поездами "прогоняют грузы" за 15-20 суток, что ранее занимало гораздо больше времени. "В то же время нам есть еще над чем работать", – резюмировал Премьер-министр.

Сергей Сидорский отметил, что Беларусь приветствует всех потенциальных инвесторов, в том числе латвийских, готовых работать на белорусском рынке. По его словам, дополнительные возможности для иностранных компаний открываются благодаря Таможенному союзу Беларуси, России и Казахстана. Грузы из балтийских стран смогут свободно перемещаться по территории Таможенного союза. "Преимущества и потенциал белорусской экономики дают возможность Беларуси поставлять экспортные грузы в Таможенном союзе без изъятий и ограничений", – напомнил Сергей Сидорский.

Анализируя темпы развития белорусской экономики, Премьер-министр отметил, что "мы постепенно выходим из кризиса". По его словам, банковский сектор страны подтвердил свою надежность и высокий потенциал в непростое кризисное время. В ближайшие годы Беларусь планирует укреплять инновационную составляющую экономики. Будут создаваться производства пятого и шестого технологического уклада, благодаря которым повысится конкурентоспособность отечественной продукции на международном рынке.

В этот же день Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский и Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис приняли участие в открытии VIII Национальной выставки Беларуси в Латвии "БеларусьЭКСПО-2010".

Общая площадь выставочной экспозиции VIII Национальной выставки Беларуси в Латвии "БеларусьЭКСПО-2010" составила 1455 кв.м, в том числе открытая площадь для показа образцов техники – 420 кв.м. В выставке приняли участие более 180 организаций и предприятий Беларуси.

Продукцию машиностроения, приборостроения, металлообработки  нашей страны на выставке представили 23 предприятия, в том числе ОАО "МАЗ", РУП "МТЗ", ОАО "Белкоммунмаш". Строительная отрасль была представлена продукцией 20 предприятий, в том числе ПРУП "Белорусский цементный завод", ПРУП "Кричевцементношифер", ОАО "Красносельскстройматериалы", ОАО "Забудова", ОАО "Керамин". В экспозиции приняли участие 8 ведущих белорусских производителей мебели и деревообработки, среди которых ОАО "Светлогорский ЦКК", ОАО "Белорусские обои", РУП "Завод газетной бумаги", ЗАО "Молодечномебель". На коллективном стенде концерна "Белнефтехим" было представлено 15 предприятий отрасли. Белорусскую науку и образование представили 12 высших учебных заведений и 9 научно-исследовательских институтов. В национальной выставке также приняли  участие предприятия транспорта и связи, пищевой промышленности, производители товаров народного потребления, организации и предприятия, работающие в сфере медицины, спорта, туризма. Кроме того, были сформированы коллективные стенды Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской областей Беларуси. Отдельными стендами на выставке были представлены КУП "Центр информатизации и автоматизации расчетов" и ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа".

23 сентября Премьер-министр Беларуси также встретился с мэром Риги Нилом Ушаковым.

В ходе встречи Сергей Сидорский отметил, что Беларусь заинтересована в поставках троллейбусов и трамваев в Ригу. Белорусская сторона также готова внести предложение о создании совместных производств коммунальной техники.

В настоящее время ОАО "Белкоммунмаш" прорабатывает с муниципальным предприятием "Рижский городской транспорт" вопрос о тестовых испытаниях троллейбуса по городским маршрутам Риги. Кроме того, "Белкоммунмаш" заинтересован в участии в предстоящих в 2012-2014 годах конкурсах на поставку пассажирской техники для нужд "Рижского городского транспорта".

В феврале 2009 года "Белкоммунмаш" и Рижский вагоностроительный завод подписали протокол, в соответствии с которым договорились взаимодействовать в сфере решения проблем функционирования трамвайного движения, разработке технического решения для производства нового трамвая, модернизации действующего подвижного состава, внедрение энергосберегающих технологий. Однако из-за сокращения расходов на содержание коммунального хозяйства мэрия Риги приостановила финансирование ранее заключенных сделок по обновлению коммунального подвижного парка.

Белорусская сторона надеется на расширение присутствия в Латвии белорусской коммунальной техники и заинтересована в реализации кооперационных проектов.

24 сентября в рамках двухдневного рабочего визита в Латвию Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский принял участие в  Балтийском экономическом форуме "Балтийская стратегия ЕС для конкурентоспособности региона".

Балтийский экономический форум – это крупнейшее ежегодное мероприятие региона Балтийского моря, традиционно проводимое с участием глав правительств Литвы, Латвии, Эстонии, привлечением политиков и бизнесменов стран Балтии и Скандинавии, других государств Европы, представителей Европейской комиссии.

Цели форума – обсуждение вопросов экономического развития региона, выработка совместных решений по дальнейшему взаимодействию в целях увеличения уровня товарооборота между странами, привлечения иностранных инвестиций, повышения экономического потенциала стран Балтии и Скандинавии.

В ходе нынешнего форума были, в частности, обсуждены опыт балтийских государств по преодолению глобального экономического и финансового кризиса, особенности функционирования единого рынка ЕС в регионе Балтийского моря, возможности содействия доступности этого региона путем объединения и координации энергетических рынков, улучшения внутренних и внешних транспортных соединений.

На состоявшейся в рамках форума встрече с представителями деловых кругов Латвии Премьер-министр Беларуси выразил уверенность в активизации работы латвийского бизнеса на белорусском рынке и белорусского бизнеса на латвийском. Он напомнил, что правительства двух стран в последние годы приняли ряд решений для того, чтобы белорусско-латвийские деловые отношения развивались более динамично. И это принесло свои результаты.

Сергей Сидорский рассчитывает на развитие партнерства не только белорусских и латвийских крупных предприятий и компаний, но и малого бизнеса, в том числе в сфере логистики. В качестве перспективных партнеров Беларусь рассматривает Рижский свободный порт, Вентспилский порт. По его словам, Беларусь сегодня значительный объем грузопотоков "поворачивает" на страны Балтии, вместе с тем продолжая работать с портами России и Украины.

Сергей Сидорский также отметил, что Беларусь рассчитывает расширить доступность своих рынков, в том числе за счет развития транзитного потенциала, модернизации автомобильных и железных дорог в направлениях север-юг и восток-запад. При этом Премьер-министр уточнил, что около $3 млрд. планируется направить на развитие автодорог, в частности четырехполосных дорог в областные центры. Около $2 млрд. будет направлено на развитие железнодорожных магистралей, в том числе железнодорожного скоростного движения. Новые возможности по развитию транзитного потенциала откроются для Беларуси благодаря Таможенному союзу. Беларусь планирует привлечь дополнительные грузопотоки из азиатских стран, в том числе Китая.

По словам Сергея Сидорского, зарубежные инвесторы, в том числе и латвийские, получат дополнительное преимущество, работая с Беларусью как с членом Таможенного союза – это рынок с 170 млн. жителей. Главное преимущество ТС – свободное перемещение товаров по его территории. При этом сертификаты соответствия и некоторые другие сертификаты не надо будет подтверждать в каждой из стран – участников ТС, так как продукция будет признаваться как произведенная на его территории.

При этом Премьер-министр отметил, что Беларусь рассчитывает на формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана раньше запланированных сроков.

"Главы государств поставили задачу решить вопрос к 1 января 2012 года, – напомнил Сергей Сидорский. – Думаю, что его мы решим раньше". При этом Премьер-министр Беларуси отметил, что нормативно-правовую базу для создания ЕЭП Таможенного союза планируется подготовить к 1 января 2011 года. Создание Единого экономического пространства позволит определить дальнейшее направление сотрудничества стран – участниц ТС в энергетической отрасли, в том числе решить доступ к энергоносителям.

Руководитель белорусского Правительства также напомнил, что в ближайших планах Беларуси – реализовать мощную программу по либерализации экономики, благодаря которой страна планирует войти в тридцатку государств с наиболее благоприятными условиями по ведению бизнеса. "Мы ставим перед собой эти амбициозные цели", – подчеркнул Сергей Сидорский. По его словам, для этого в Беларуси проводится не только глубокая либерализация нормативной базы, но и совершенствование работы с каждым инвестором. Сегодня любой потенциальный инвестор может зарегистрировать свое предприятие за максимально короткие сроки. Принимаются меры и по совершенствованию налоговой системы. Ожидается, что она будет соответствовать европейским стандартам. Особые надежды по привлечению дополнительных инвестиций в Беларусь Премьер-министр связывает с работой Национального инвестиционного агентства. "Каждый инвестор будет взят за руку этим инвестагентством и проведен по всем этапам, вплоть до начала работы предприятия", – сказал он.

Говоря об особенностях приватизации в Беларуси, Сергей Сидорский добавил, что она носит точечный характер. Белорусских специалистов в вопросах приватизации консультируют международные эксперты, в том числе МВФ.

Премьер-министр также добавил, что в ближайшие годы Беларусь планирует продолжить расширение своих экспортных рынков. Сегодня страна торгует более чем со 160 государствами мира.

В ходе второго дня рабочего визита в Латвию Премьер-министр Беларуси посетил Рижский свободный порт, а также провел переговоры с Премьер-министром Литвы Андрюсом Кубилюсом, который прибыл в Ригу для участия в Балтийском экономическом форуме.

Говоря о тематике переговоров с руководителем литовского Правительства, Сергей Сидорский сообщил журналистам, что на встрече обсуждались вопросы активизации торгово-экономических отношений Беларуси и Литвы, в том числе в сфере транзита белорусских грузов.

"У литовской стороны есть заинтересованность в развитии порта Клайпеды. Мы помним, что латвийские порты ранее были неконкурентоспособны по тарифам. Клайпеда предлагает более льготные условия", - сказал Сергей Сидорский.

Он отметил, что белорусские экспортные грузы составляют до 80% грузооборота Клайпедского порта, также Беларусь переваливает через Клайпеду венесуэльскую нефть.

Вместе с тем Сергей Сидорский сообщил, что предложение о перевалке белорусских грузов есть и со стороны Латвии – как от порта Вентспилс, так и от Рижского свободного порта.

"Рижский порт – это огромный, не используемый до конца массив, который может приносить экономике гораздо больше пользы, чем он приносит сейчас. Те перспективы, которые показало нам сегодня руководство Рижского порта, говорят о возможности размещения там нового терминала", - сказал Премьер-министр.

По его словам, более детально предложения Рижского порта по сотрудничеству с Беларусью будут обсуждаться на заседании белорусско-латвийской торгово-экономической комиссии, которое состоится в ближайшее время в Минске.

При этом руководитель Правительства подчеркнул, что Беларусь готова сотрудничать в сфере перевалки собственных экспортных грузов с теми портами Балтийского моря, которые предложат наилучшие условия.

"У нас есть право выбора, мы смотрим преимущества всех портов, но нам важны условия. Там, где они будут более комфортные, там мы и будем работать", - сказал Сергей Сидорский.

Премьер-министр добавил, что в ходе его встреч с руководителями латвийского и литовского правительств и представителями бизнеса также обсуждались вопросы сотрудничества в сфере фармацевтики и создания совместных предприятий в сфере машиностроения в Латвии и Литве.

В целом, по итогам мероприятий, состоявшихся в Риге на протяжении двух дней, руководитель белорусского Правительства  констатировал высокую заинтересованность со стороны Латвии, Литвы, Эстонии и скандинавских стран в развитии сотрудничества с Беларусью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости