Обозреватель Агентства теленовостей Светлана Лукьянюк: полные полки в магазинах — самое лучшее успокоительное

Думаете, девушкам в экономике скучно? Экономический обозреватель Агентства теленовостей Светлана Лукьянюк готова с вами поспорить. В этой достаточно специфической среде обитания она чувствует себя превосходно и давно привыкла к вопросам друзей и коллег: что будет с долларом? А с бензином? А может, нужно бежать и запастись гречкой?.. Все эти вопросы Светлана с ходу пресекает и обращает внимание: журналисты, ведущие экономическую тему, хоть и разбираются в ней профессионально, но все же являются в большей степени проводниками информации от людей, которые занимаются этим по долгу службы (специалистов Минэкономики и МАРТ, членов Правительства и финансистов), до зрителей у экранов.


— Светлана, сегодня в каждом вузе (как технического, так и гуманитарного профиля) студентам обязательно читают курс экономики. Но мы по-прежнему мало что в ней понимаем. С чем это связано, как считаете? Слишком мудрено, сложно, а потому лень разбираться?

— Здесь я бы поспорила. Кто конкретно плохо разбирается? Те, кто занимается вопросами экономического развития, работает в Правительстве, на предприятиях, открывает свой бизнес и запускает новые проекты, все знают и понимают. А тем, кому это не нужно в профессии, думаю, хватит и лекций. Безусловно, есть люди, которые не разбираются и ничего дельного не предлагают, но при этом много критикуют других. Всегда и везде важны ­аргументы. Если они весомые, то к ним стоит прислушаться, в том числе профессионалам. Для этого наши чиновники встречаются с трудовыми коллективами, проводят приемы граждан, чтобы услышать, как работают принятые решения на практике, где и что нужно изменить.

— Как говорить об экономике легко и интересно? И нужно ли вообще разжевывать зрителям, что означает та или иная экономическая реформа, как она повлияет на нашу жизнь? Или задача журналиста в данном случае просто проинформировать?

— Нужно найти таких спикеров, которые будут рассказывать легко и понятно. У нас есть пул экспертов, к которым всегда можно обратиться за профессиональным комментарием. Руководители министерств экономического профиля тоже готовы объяснить массовому зрителю самые сложные документы. Но это и наша задача как журналистов — разъяснить. При этом, безусловно, есть темы, которые касаются лишь специалистов отрасли. Но если мы говорим про новый налог, то стараемся доступно рассказать, что сделать плательщику, чтобы вовремя все успеть. С другой стороны, аудитории нужно также самостоятельно учиться сопоставлять факты, процессы и делать выводы. При этом, конечно, опираясь на точку зрения профессионалов.

— Как вы пришли к экономической журналистике? Симпатичным девушкам, выпускницам журфака, обычно ближе культура или, скажем, социальная сфера.

— Никогда не хотела рассказывать про культуру. И вообще считаю, что самые красивые девушки пишут о политике. После окончания журфака я десять лет работала на Белорусском радио. Сначала на канале «Радыё 2», затем на Первом национальном в информационном отделе, который отвечал за главные программы канала «Постфактум» и «Радыё­факт». Долгое время вплотную работала с Парламентом. И это была хорошая школа изучения всех основ законотворчества, в том числе связанных с экономикой. После решила, что хочется чего-то нового, и перешла работать в Агентство теленовостей. Поначалу темы были совершенно разные, сейчас, конечно, больше экономики. Но это не значит, что я снимаю сюжеты только про нее. Могу и о рапсе рассказать, и о новых учебниках, и о разработках нашей Академии наук. Как, в общем-то, и все сотрудники моего отдела. Да, у нас есть свои экономические проекты «Сфера интересов» и «Новости экономики». Но в «Панораме», «Главном эфире» и других программах мы освещаем самые разные темы. К слову, в отделе экономических новостей, который я возглавляю, сегодня работают пять девушек и только один молодой человек. Так что, как видно, девушкам в экономике не скучно.

— Вы не оставили компанию, даже когда под окнами стояли толпы протестующих. Что вас удержало?

— Работа меня не держит, а доставляет удовольствие. Каждый день открываю что-то новое, что заставляет учиться, думать, анализировать. Учит верить в свои силы и быть настойчивой. Дарит новые знакомства.  
В Белтелерадиокомпании несколько теле- и радиоканалов. И ни один не закрылся. Это лучшее доказательство того, что на государственном телевидении можно работать. Всегда есть желающие пополнить штат, и здесь уже выбираем мы. 
Важно, чтобы человек хотел не просто работать, а умел адекватно реагировать на критику. Сегодня быть вне политики, я уверена, невозможно. Особенно если ты журналист.

— За ситуацию в экономической сфере принято переживать. Но в санкционных реалиях мы живем не первый год и уже научились справляться. Объясните читателям, стоит ли на самом деле простым белорусам волноваться за экономический сектор? 


— Мне кажется, это больше вопрос к Правительству. Оно уверяет, что ситуация под контролем. В Совмине работает оперативный штаб, который ежедневно оценивает обстановку и при необходимости готовит новые указы, постановления. Например, чтобы из магазинов на приграничных территориях не вывезли в сопредельные страны наши недорогие крупы и муку, ввели лимиты на провоз — не более килограмма. Что касается рынков, то традиционным остается российский, многие наши предприятия и ранее поставляли туда львиную долю своей продукции. Стремимся прирасти и на китайском. Для этого наши производители прошли сертификацию на продукцию, а это — зеленый свет на полки магазинов КНР. Партнеры по ЕАЭС также в числе покупателей белорусского, почти у всех есть дилерские центры продукции нашего машиностроения и фирменные продуктовые магазины. Что касается замены рынков, то она идет. Конечно, нельзя за пару дней и даже за месяц перестроить логистику и подписать новые контракты. Но это задача сегодня не только для Правительства в целом и Министерства экономики в частности, а для каждого производства.  

Нужно уметь предлагать свою продукцию, при этом считать выгоду и убеждать, что белорусское — это всегда знак качества. Тем более авторитет обязательного партнера с хорошим товаром у Беларуси на международном рынке точно есть. 
— Еще недавно нас пугали очередным катастрофическим повышением цен и пустыми полками, но, как видим, все продукты в магазинах на своих местах. О чем это говорит?

— Здесь две составляющие: одни пошли купить товары длительного хранения и сделать запасы, другие хотели успеть по старым ценам взять какой-то импортный товар, который затем подорожал. Да, покупательский спрос вырос. Вот давайте спросим друг у друга: а вы что-нибудь купили себе в магазине? Уверена, каждому будет что ответить. Очень стойких останется мало. Один захватил лишнюю бутылку подсолнечного масла, другой — пару пачек гречки, третий — телевизор… Понятно, бананов на полгода вперед не накупишь, а вот что-то существенное и долгоиграющее — почему бы и нет? Поэтому надо признать, ажиотаж был, но продержался недолго. Многие все-таки не привыкли делать огромные запасы круп или муки на годы вперед. И это правильно, иначе потом просто придется часть выкинуть. В закупках нужен трезвый расчет. И полные полки в магазинах по сей день самое лучшее успокоительное.

— Вы много говорите о продукции под маркой «Сделано в Беларуси». А сами ею пользуетесь? Что из белорусского особенно уважаете?

— Многое. Это продукты питания в том числе. У нас на полках, мне кажется, все вкусное. Например, йогурты, их я предпочитаю на завтрак. Вообще, такое разнообразие вкусов и рецептур редко где встретишь; линейки постоянно обновляются, ежегодно каждое предприятие стремится предложить покупателям новинку. Они активно включились и в импортозамещение, по тем же сырам. И что важно, есть здоровая конкуренция на рынке. Кроме продуктов, в Беларуси замечательные дизайнеры. Это касается и кожаных сумок, и одежды. С удовольствием ношу вещи белорусских предприятий, в основном это брестские компании. Мой фаворит — компания Burvin и костюмы от дизайнера Николая Морозова. Жаль, что не у каждого предприятия из Бреста есть фирменные магазины в Минске. И это поле для деятельности предпринимателей. Уверена, спрос будет.
Проект «Сфера интересов» выходит в вечернем эфире на телеканале «Беларусь 1» по вторникам, средам и четвергам.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter