Экономические “фильтры”

Одной из причин глобального потепления во всем мире являются парниковые газы. В Беларуси к 2012 году количество выбросов парниковых газов планируется сократить на 5 миллионов тонн. Такая задача заложена в Стратегии сокращения выбросов парниковых газов, принятой правительством.

Как сообщил начальник специнспекции госконтроля за охраной атмосферного воздуха, озонового слоя и климата Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Завьялов, в Беларуси активно ведется работа по сокращению выбросов промышленными организациями. В частности, в ходе реконструкции предприятий по производству цемента внедряются эффективные технологии, позволяющие значительно уменьшить объемы выбросов вредных веществ в окружающую среду. ПРУП “Кричевцементношифер” закупил три электрофильтра нового поколения. Результаты его работы достаточно эффективны. В ближайшее время такие фильтры будут внедрены на производствах других организаций.
Введение в эксплуатацию на крупных предприятиях системы постоянного контроля за выбросами позволит улучшить экологическую ситуацию в стране. Опыт работы этой системы на ОАО “Гомельстекло” показывает, что ее использование сокращает потребление топлива как минимум на 5 процентов, энергии на внутренние нужды — на 7 процентов, выбросы вредных веществ — на 20 процентов. Такие системы будут внедряться на крупных заводах и металлургических предприятиях Беларуси.
Львиная доля вредных выбросов в атмосферный воздух приходится на автомобильный транспорт. Особенно чадят “старички”. В связи с этим Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды инициирует увеличение ввозной таможенной пошлины на автомобили старше 10 лет. Это предложение сейчас рассматривается Министерством транспорта и коммуникаций.
— Для автомобилей, произведенных более десяти лет назад, в Беларуси должны действовать ограничения в массовых местах и в зонах отдыха, — считает Сергей Завьялов. — Выхлопные газы транспорта наносят огромный вред окружающей среде и здоровью человека. В Европе владельцы новых автомобилей платят меньший экологический налог, чем те, кто ездит на старых машинах. Однако владельцы автотранспорта в Беларуси к внедрению такой системы пока не готовы. Но она перспективна и рано или поздно вступит в силу в нашей стране. Пока в Беларуси экологический налог выплачивают только юридические лица, транспорт физических лиц этим налогом не облагается.
Сергей Завьялов также рассказал, что Минприроды выдвигает предложение об уменьшении ставки автомобильных пошлин для транспорта, соответствующего экологическому стандарту Евро-4 и Евро-5. “Возможно, в перспективе они вообще будут сняты для владельцев таких автомобилей”, — отметил он. Это будет стимулировать белорусов покупать новые автомобили. Соответственно улучшится и экологическая ситуация в стране. Рассматривается вариант включения экологического налога в стоимость топлива. Подсчитано, что получится всего 40 рублей на тонну топлива.
Кстати, в период с 2002 по 2006 год количество автотранспортных средств с нарушением норм токсичности и дымностью отработанных газов на предприятиях снизилось с 7,1 до 5,5 процента, на трассе — с 13,8 до 13,4 процента. Снижение количества автомобилей с превышением указанных норм достигнуто в основном за счет обновления автомобильного парка, рост которого ежегодно составляет 5—7 процентов, а также за счет ужесточения производственного и Госконтроля на автотранспортных предприятиях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter