Не успели высохнуть чернила на договоре по «Северному потоку – 2», как Белый дом заявил о возможных новых санкциях против России

Экономическая война под санкционным камуфляжем

Вот ведь какой парадокс: мир озабочен изменением климата, объявлен глобальный бой углеродному следу, к 2035 году некоторые страны чуть ли не полностью планируют перейти на зеленую энергетику… Эксперты спорят, будет ли спрос на ископаемые углеводороды уже в этом десятилетии, инвесторы в задумчивости — стоит ли тратиться на разработку новых месторождений. На этом фоне США вкладывает серьезные инвестиции в добычу в Объединенных Арабских Эмиратах. Одновременно на фоне договоренностей с Германией по «Северному потоку — 2» Белый дом громко заявляет, что не исключает введения новых санкций против России. Причем секторальных. По мнению экспертов, следующий «выстрел» ограничений может коснуться и нефтегазового сектора РФ. И накачка американскими деньгами ОАЭ — подготовка к следующему раунду экономического боя. Более того, в кулуарах высказывают подозрения: затягивание переговоров в рамках ОПЕК+ тоже спровоцировано США. Американцы перестали «грызть» магистральную трубу в Балтийском море, но примеряются к новому броску. Вроде «северо-газовое» противостояние получило разрядку. Но дружбы не наступило. И санкционное шоу может продолжаться с обновленным репертуаром.


Собственно говоря, пока юридический статус американо-немецких договоренностей не совсем ясен. Поэтому остается весьма много неопределенностей. По крайней мере, пока не опубликована официальная версия. Тем не менее непрозрачные намеки на санкции со стороны Вашингтона звучат. Причем в весьма размытых формулировках об условиях их введения. Критерий по использованию трубы в качестве политического давления — разговор ни о чем. Впрочем, риторика вокруг «Северного потока» не укладывалась в формальную логику. Как может газопровод поставить под угрозу энергетическую безопасность Европы? Всю жизнь считалось, что диверсификация является ключевым фактором устойчивости. По идее, дополнительный маршрут, наоборот, повышает стабильность поставок углеводородов в ЕС. Мало ли какие события в Украине могут случиться? Как бы Киев ни играл в надежного партнера, но все-таки в стране не закончилась гражданская война (будем называть вещи своими именами). Поэтому транзит на этом направлении всегда подвергнут определенным рискам. Впрочем, все очевидно: «Поток» — не причина, а повод для геополитической драки.

И бой может вспыхнуть с новой силой в любой момент. Договоренности Байдена и Меркель — мина замедленного действия, ибо исходя из заявлений, попавших в СМИ, там много недосказанного и немало предостережений. В какой-то степени даже оскорбительных для России. Дмитрий Песков отметил: «без меня меня женили». Но добавил: окончательные выводы надо делать позже, после прояснения всех договоренностей.

Лично я не разделял бы эйфорию по поводу потепления отношения администрации Байдена к внешнему миру. Упираться рогом против «Северного потока», который уже почти достроен, было просто несерьезно. Как некогда заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер, больше тысячи километров построили и оставшиеся несколько десятков километров проложим. Очевидно: рано или поздно трубу дотянули бы до немецкого побережья. И тогда поражение США было бы полным. Сколько не вводили санкции, а проект реализовали вопреки воле «мирового полицейского». Байден — опытный политик. Поэтому счел за лучшее публично проявить добрую волю. Кроме того, упорство США, с которым они вмешиваются в чужие проекты, способно спровоцировать антиатлантические настроения в немецком обществе. Оно немонолитно и неоднородно — как элиты, так и массы. И среди европейцев «доброжелателей» американской экспансии хватает. Обострение сюжета вокруг «Северного потока» — хороший джокер в руках атлантических скептиков. Особенно сильная карта, учитывая экономический кризис, от которого страдает и бунтует даже население еще недавно благополучной Германии. А тут еще Вашингтон наступает на их интересы откровенно беспардонно. Провоцировать электорат накануне выборов в ФРГ, да еще когда уходит не просто Меркель, а ее эпоха, — нецелесообразно и рискованно.

Возможно, по этим причинам Байден и решил проявить «мягкость», но хитрым способом: публичный шум получился звучным, но при этом толком никаких обязательств на себя Вашингтон не взял. Более того, как бы обозначил свои права — быть арбитром в вопросах поставок углеводородов из России в ЕС. По большому счету еще больше политизировав чисто коммерческий вопрос. И как бы расширив спектр поводов, по которому можно выразить недовольство, впихнув в соглашение Украину. История приобретает некоторые трагикомические черты, так как не совсем понятно, с какой радости Россия (точнее — «Газпром»), согласно договоренностям Берлина и Вашингтона, должна продлевать договор по транзиту газа с Киевом (а именно «Нафтогазом»). Под шантажом санкций. Причем никакие параметры желаемой сделки не прозвучали. А вопрос-то чисто коммерческий. Смогут ли украинские транзитеры сделать интересное предложение или пойдут по пути того торговца на рынке, который продавал «Жигули» за 20 тысяч долларов, объясняя высокую цену нуждой в деньгах. Таковая у демократии Зеленского имеется. Украинский бюджет и раньше не отличался высокой наполняемостью, а из-за ковида перешел в хроническое преддефолтное состояние. Экстренный кредит МФВ несколько реанимировал украинские финансы, но принципиально-то экономическая ситуация не изменилась. Поэтому очень велика вероятность, что через транзит газа Киев будет и дальше стараться решить все свои проблемы и выдвигать неадекватные для коммерческой сделки условия. Если бы сотрудничество с «Нафтогазом» являлось выгодным, подозреваю, «Газпром» не вкладывал бы десять миллиардов долларов в диверсификацию логистики поставок. А любые разногласия по транзиту газа позволяют Вашингтону развязать новую санкционную войну. Благородно камуфлируя ее для мировой свободолюбивой, но не очень проницательной общественности спасением Европы от российского «газового оружия» (весьма странный неологизм американской политики). Либо Киев может специально спровоцировать вспышку разногласий. Получит задание — и выполнит. Как-то господин Зеленский привык свою внешнеполитическую повестку и вопросы обсуждать не с соседями, а в Вашингтоне.

Не люблю конспирологию, но терзают меня смутные сомнения: не есть ли сговорчивость США политической подготовкой к новой экономической битве в Евразии? И «Северный поток», запущенный в эксплуатацию, станет поводом для новых санкций. Тем более что законодательную базу для этого в Вашингтоне уже подготовили. В том числе и секторальные ограничения против нефтегазового комплекса России. Такое желание прямо и косвенно политики страны «перезрелого капитализма» высказывали уже давно. Но побаивались: все-таки российская нефть и газ занимали существенную долю на мировом рынке. Исключение российских поставок могло спровоцировать мировой энергетический кризис, а следом за ним — и экономический. Сейчас за счет американских денег ОАЭ в значительной степени могут закрыть выпадающие российские поставки. К тому же напомню: за последние 10—15 лет США из чистого импортера углеводородов превратились в их чистых экспортеров. И при выдавливании России с рынка американские трейдеры смогут задействовать для поставок инфраструктуру в Польше, которую американцы тщательно готовят уже не первый год. И, как и в арабские месторождения, вкладывают миллиардные инвестиции. И их надо окупать. А ничто так не увеличивает маржинальность, как исключение из игры конкурентов. Экономическая война продолжается. Не стоит питать иллюзий.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter