Экологическая ответственность бизнеса. Кто самое слабое звено?

Бизнесу, который позиционирует себя как экоответственный, государством предоставлена возможность реальных действий — самостоятельно собирать отходы упаковки, чтобы не платить утильсбор. Об обязанности производителей упаковки нести ответственность за отходы и о вопросах рециклинга полимерной тары беседуем с директором ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Натальей Гринцевич.

— В Беларуси планируется увеличить плату за отходы для производителей и импортеров полимерной упаковки и посуды из пластика. Куда будут направлены полученные финансы?

— Есть ключевой экологический принцип, основанный законодательством об отходах в странах, где стремятся к балансу экологической безопасности и сохранения здоровья людей. Это известное правило — загрязнитель платит. В отношении отходов потребления норма выражается в так называемой расширенной ответственности производителей (РОП). То есть компании-производители, как и поставщики товаров и упаковки, должны нести ответственность за обращение с отходами.

В Беларуси РОП введена в 2012 году Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 года № 313. Производителям и поставщикам дано два на выбор способа ответственности. Первый и приоритетный — непосредственно участвовать в процессе обращения с отходами: собирать их и обеспечивать последующую переработку. Второй — платить: участвовать в финансировании государственных расходов, связанных с обращением с вторресурсами.

Средства в виде платы поступают на счет некоммерческой организации — учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» — и инвестируются в сферу сбора и переработки коммунальных отходов в стране. Направления, на которые расходуются средства, перечислены в самом Указе № 313. В них можно выделить два главных блока. Первый — развитие инфраструктуры сбора, сортировки, переработки отходов, включая строительство заводов и производств, закупку техники и оборудования, научные работы в этой сфере. Второй направляется на компенсацию расходов юридическим лицам, а также ИП по сбору отходов упаковки и товаров, чтобы экономически стимулировать такую деятельность и сделать затратную работу по сбору вторичных ресурсов безубыточной.

Например, за счет средств РОП были построены новые производства по переработке загрязненных полимеров в Гродно и Борисове, по переработке отходов ПЭТ в Новополоцке, модернизирована линия сортировки полимерных отходов в Бресте. Сейчас продолжается работа над проектами создания и использования в Гродненской области RDF-топлива, основой которого станет разнообразная полимерная упаковка, не подлежащая использованию как вторсырье.

В целом за 2012 — 2018 годы РОП позволила направить на финансирование мероприятий по сбору и использованию коммунальных отходов 280,3 млн рублей.

— Информация об объеме расходования средств находится в открытом доступе?

— Размеры расходования полученных финансов ежегодно утверждаются постановлениями Правительства и официально публикуются. Сведения об этом до 1 апреля ежегодно размещаются на сайте учреждения www.vtoroperator.by.


— Сколько отходов полимеров собирается в Беларуси? Эти показатели идут в рост?

— За 2018 год в стране собрали 86 тысяч тонн полимерных отходов. Годовой объем сбора увеличился по сравнению с 2012-м (начало действия механизма РОП) в три раза. За январь — сентябрь 2019-го было собрано 73 тысячи полимерных отходов. На 18,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем образования полимерного мусора в составе коммунальных отходов оценивается в 280 тысяч тонн в год. Получается, уровень сбора полимеров для использования в качестве вторсырья составляет около 30%.

— Чем вызвана необходимость повышения платы для производителей и импортеров полимерной упаковки и посуды из пластика со 180 рублей за тонну до 360?

— Их обязанность в рамках РОП фактически единственный механизм предотвращения образования отходов в стране. Повышая размеры платы за полимерную упаковку, мы способствуем поэтапному снижению ее использования и замене на экологичную из стекла, бумаги или на биоразлагаемую, плата за которые не увеличивается.

Также повышение размеров обозначенных платежей позволит стимулировать производителей и поставщиков организовывать собственную систему сбора и переработки полимерных отходов, то есть выбирать альтернативный способ выполнения обязанности по РОП.

— По мнению отдельных представителей бизнеса, увеличение платы в два раза скажется на экономических показателях работы производителей товаров и повысит стоимость продукта для потребителя…

— Во-первых, все производители и поставщики упаковки могут освободиться от платы, применяя собственную систему сбора отходов. Отметим, что нормативы для самостоятельного сбора значительно ниже: собрать нужно 40% от выпущенных на рынок товаров, плату же нужно вносить за 100%. Кроме того, собрав даже 1% полимерных отходов от поставленных на рынок пластмасс, производитель освободится от 2,5% платы.

Если же компании не создают собственной системы сбора отходов пластмасс, можно сделать вывод, что размеры платы не являются для них критичными. Сейчас он в среднем составляет 0,7 копейки на одну пластиковую бутылку. При повышении тарифа в 2 раза вырастет до 1,4 копейки. Речь идет об увеличении менее чем на 1 копейку. При этом цена в торговых сетях на один и тот же товар существенно различается. Например, разница в стоимости напитка одного бренда и объема достигает 50 копеек. Поэтому можно сделать вывод об отсутствии существенного влияния увеличения платы на потребителя на фоне уже имеющегося диспаритета цен.


— Плата, которую перечисляют производители и поставщики полимерной упаковки, покрывает издержки государства на сбор отходов такой упаковки для переработки?

— На самом деле нет. Действующая величина за одну пластиковую бутылку 0,7 копейки, а затраты на сбор единицы тары составляют 5,2 копейки.

— Опять же некоторые частные компании говорят о том, что производителям и поставщикам представлены невыполнимые условия для организации собственной системы сбора отходов...

— Категорически с этим не соглашусь. Собственная система сбора отходов как способ выполнить обязанность по Указу № 313 применяется в отношении и значительного количества стеклянной упаковки, а также шин. При этом для сбора стеклянной тары установлены более высокие нормативы сбора, чем для полимерной, — 60%.

Повышение в 2019 году платы в отношении техники и электроники также способствовало тому, что поставщики этой категории товаров стали задумываться и переходить на применение собственной системы сбора отходов вместо внесения платы. И по итогу объемы получения отработавшей свой срок бытовой техники в 2019 году выросли в 2 раза.

Так что условия создания собственной системы сбора отходов выполнимы.

— Экологическая ответственность сегодня в тренде. Почему же бизнес критически реагирует на инициативы государства по развитию сферы обращения с отходами?

— Например, к инициативе государства по развитию сферы обращения с отходами — внедрению в стране депозитной системы сбора упаковки.

Экономика всегда против экологии. При этом все экологические решения, в том числе по сокращению вредного воздействия отходов на природу и здоровье людей, требуют финансовых вложений. Вопрос в том, какие цели для нас в приоритете. Если это сохранение окружающей среды, то придется нести издержки. И в этом случае депозитная система сбора упаковки — наиболее эффективный способ вернуть использованные материалы на переработку, не допустив их захоронения на свалках. Это экологический проект, не несущий коммерческой выгоды, необходимая инвестиция в наше будущее.

УНП 191761248

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей ВЯЗМИТИНОВ