Эколог? На завод!

В  штатном  расписании  ряда  предприятий  появилась  ставка  эколога

В  штатном  расписании  ряда  предприятий  появилась  ставка  эколога

Вряд ли кто-то из нас решит, что черный дым, валящий из заводской трубы, полезен для окружающей среды и нашего с вами здоровья. Без сомнения, многие предприятия вносят свой негативный вклад в экологическую обстановку регионов и страны в целом. Дабы сократить это влияние и по возможности взять процесс под контроль, на предприятиях создаются службы экологического контроля. «Мы обязали все предприятия, оказывающие неблагоприятное влияние на окружающую среду, создать такие службы, соответствующую документацию и назначить ответственных на всех этапах производства», — рассказал начальник отдела регулирования использования природных ресурсов Минприроды Леонид Добыш. И сегодня более 14 тысяч предприятий это распоряжение выполнили. 

Вместе с тем этот процесс, по словам собеседника, нельзя назвать простым. И это невзирая на то, что подобные службы успешно работали еще в бывшем Советском Союзе. Однако впоследствии, когда многие предприятия закрывались, система служб экологического контроля также стала сокращаться и была практически разрушена. Естественно, стало увеличиваться количество нарушений в области охраны окружающей среды. Нередки были случаи, по словам Леонида Анатольевича, когда из-за халатности работников химические реактивы оказывались в канализации. И не только. 

Когда эти вопросы встали особенно остро, было принято решение о введении такого механизма, как производственный экологический контроль. «На первом этапе мы ставим следующие задачи, — отметил Леонид Добыш, — обеспечить ответственность соблюдения природоохранных требований на всех уровнях — от руководителя предприятия до рабочего, а также прозрачность предприятий для контролирующих служб». Последнее позволяет контролировать достоверность тех данных, которые предприятия подают в виде отчетности. «Ведь у нас в стране платное природопользование, — напоминает он, — предприятие платит за загрязнение окружающей среды — выбросы, сбросы, размещение и переработку отходов и т.д. Эта система работает с 90-х годов прошлого столетия. Платежи поступают в экологический фонд, где только в прошлом году было порядка 340 миллиардов рублей». 

Что изменилось с внедрением производственного экологического контроля? Пока об этом, по мнению собеседника, еще говорить рано, хотя, без сомнения, положительные тенденции уже наметились. В частности, сократилось число нарушений природоохранного законодательства. Кроме того, в штатных расписаниях некоторых предприятий появилась ставка эколога. Следующим этапом должно стать внедрение программ производственного экологического контроля, начиная от общих программ на предприятиях и заканчивая локальными на наиболее энергоемких и сложных источниках выбросов. 

Но этим работа Министерства природных ресурсов не ограничилась. Контроль за опасными производствами со стороны министерств и ведомств, к которым относятся предприятия, также был ослаблен. Этому были свои предпосылки. «В ст. 94 Закона об охране окружающей среды, — отмечает Леонид Добыш, — мы обязали министерства и ведомства проводить ведомственный экологический контроль. К сожалению, этот процесс шел сложно. Так, до начала прошлого года такой контроль был организован всего в пяти министерствах и ведомствах из 36. В прошлом году была проделана огромная работа, и на сегодняшний день такие службы и соответствующая документация созданы практически везде, за исключением Министерства спорта и туризма».  

Но создать службу мало, необходимо наладить работу нового механизма. С этой целью в нынешнем году проводится проверка организаций ведомственного экологического контроля.  В частности, в прошлом месяце проверялся концерн «Беллегпром». «К нему относится ряд предприятий, в числе которых «Свiтанак» и «Купалiнка», у которых существуют серьезные проблемы с очисткой сточных вод. Предприятия оснащены системами очистки, но этого уровня недостаточно. Мы дали предписание концерну, чтобы он скоординировал усилия предприятий в этом направлении», — рассказала заместитель начальника отдела регулирования использования природных ресурсов Минприроды Наталья Вашкевич. 

Как это сделать? По ее словам, есть ряд примеров, которые можно было бы использовать. Например, опыт стран СНГ, где уровень развития производства такой же, как у нас, и где предприятия могут потратить на природоохранные цели столько же, сколько по силам и нам. Оглядываться на примеры других стран, где, скажем, на систему очистки воды тратится сумма, равная стоимости самого предприятия, нецелесообразно. Экономическая ситуация некоторых предприятий такова, что самостоятельно решать подобные вопросы им вовсе не под силу. Поэтому, по словам Натальи Кирилловны, тем же концернам рекомендуется собирать средства «в один кулак» и по мере необходимости тратить их на природоохранные цели. «Работа в области охраны окружающей среды – затратный механизм, она не приносит явной прибыли в ближайшей перспективе, — отмечает Наталья Кирилловна. —  Но ведь в итоге речь идет о здоровье нации и сохранении природного богатства». 

А вот ряд предприятий не только самостоятельно справляется с этой задачей, но и получает международные экологические сертификаты. И хотя это своеобразный пропуск продукции на мировые рынки, таких предприятий не слишком много. С 1998 года сертификаты в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 14000 получили около 90 предприятий, в числе которых «Атлант», Минский подшипниковый завод, «Беларуськалий» и «Ковры Бреста». В связи с тем, что процесс шел слишком медленно, вопрос рассматривался Президиумом Совета Министров Беларуси. Речь шла об ускорении создания и сертификации систем управления окружающей средой на предприятиях, наиболее негативно влияющих на состояние окружающей среды. Был даже разработан график проведения этой работы. Как рассказали в Центре международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест», планируется, что в нынешнем году международные сертификаты получат еще около 30 предприятий. Приблизительно столько же значится в планах на 2007 год. Но этого недостаточно. По словам Леонида Добыша, чтобы система заработала, эта цифра должна достигнуть 60 % от общего числа предприятий. «Эту работу подхлестнуло бы общественное мнение, — убежден Леонид Анатольевич. – Но сегодня, увы, немногие из нас обращают внимание на наличие у того или иного предприятия экологического сертификата». 

По мнению специалистов, реформирование системы экологического контроля необходимо как контролирующим службам, так и самим предприятиям. И дело не только в том, что делается общее благое дело – сохраняется благоприятная окружающая среда. По словам Леонида Добыша, реформа дает и определенный кредит доверия для предприятий, где создается система производственного экологического контроля. «Мы, – отметил собеседник, — устанавливаем определенные льготы для таких предприятий. В частности, существенно сокращаем число инспекционных проверок, а также уменьшается сумма экологического налога».  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter