Эко поселение!

Журналист побывал в необычном экопоселении в селе Дубично

Убежать от «цивилизации» сложно, но можно. Достаточно переселиться туда, где о водопроводе и не слышали, а высокоскоростного Интернета не может быть по определению. Главное — точно знать зачем. Корреспондент «Р» побывал в необычном экопоселении в деревне Дубично Малоритского района и попытался понять, почему люди, порвав с прошлым, навсегда уезжают из города.

Дубично, что под Малоритой, по сути, одна улица длиной два километра. Попасть сюда не так-то просто: дизель останавливается в шести километрах, и до деревни приходится идти через лес. На одном из сельских перекрестков встречаюсь с экопоселенцем Евгением Гурбой. До его хутора еще минут десять пешком.

Он здесь уже два года. Живет в стороне от центра деревни, но именно это и привлекло его при покупке дома.

Бывший горожанин рассказывает: в Брест он переехал из Березовского района, отучился и затем 11 лет работал массажистом.

После смерти бабушки родные продали ее дом под Березой, и часть наследства досталась Евгению. На эти деньги он купил дачу в городской черте Бреста и жил там довольно долго. Тогда и пришла любовь к земле.

Еще одной причиной, по которой бывший брестчанин решил оставить город, стали проблемы со здоровьем. Евгений объясняет, что для массажа нужны немалые физические усилия, и через некоторое время он начал замечать: здоровье, которое он возвращал людям своими руками, от него начало постепенно уходить.

Спасением стал переезд в деревню. Прочувствовав жизнь вне благоустроенной квартиры, он решил расстаться с городом навсегда.

Переселенец рассказывает, что нашел подходящее место не сразу. Выбирая хороший дом, объездил не один район Брестской области. Но как только подвернулся вариант в Дубично, немедленно туда перебрался.

— Поначалу мама меня не поняла, — признается Евгений, — но пару раз приехала ко мне и тоже заметила, что чувствует себя в деревне гораздо лучше.

Теперь у экс-брестчанина 25 соток, свой дом, сарай, грядки с картофелем и травами, недавно купил лошадь. Вскоре к нему переедет и возлюбленная из Пинска.

Все необходимое человеку может дать природа, убежден Евгений Гурба. В этом и заключается глубинный смысл переезда в деревню: перестать относиться к природе потребительски, а жить с ней в согласии, есть только чистые продукты и дышать свежим воздухом, брать только необходимое и при этом отдавать больше. Сажать деревья, например, —не загрязнять окружающую среду химией. Евгений принципиально пользуется только дегтярным мылом, а одежду стирает щелоком.

Согласие с природой, считает Евгений, помогает раскрыть и таланты, которые в условиях городской жизни могут никогда не проявиться. В деревне есть время на развитие, тогда как в городе все направлено на корыстные интересы, интригует сельчанин. На хуторе он начал заниматься резьбой по дереву, сельским хозяйством, изучает уход за лошадьми. И многие, кто переехал из города, начинают плести из лозы, лепить из глины, петь или даже стихи писать. Здесь для развития не нужны никакие посредники — достаточно только природы и тебя самого.

Кроме лошади, кстати, никаких животных Евгений не держит. Во-первых, мясо он не ест, а во-вторых, опыт содержания кур окончился неудачей. Их повадились воровать хищники. Когда осталось две, отдал соседям.

В будущем Евгений планирует выйти на полное самообеспечение. Объясняет, что этому помогут солнечные батареи, подсобное хозяйство и натуральный обмен с другими поселенцами, а их в Дубично 8 семей.

Одна из поселенок — Надежда Маслехина — приобрела в Дубично сразу два участка.

Живет здесь только в теплое время года. Когда доведут дом до ума, хотят с семьей сына переселиться сюда навсегда. Многое упирается в то, что здесь негде работать, а в Брест на работу ездить накладно. Но в будущем за счет земли поселенцы хотят сами себя обеспечивать. Вот уже растут кедры — можно продавать орехи, есть у них и грядки. Тем более что со временем семья планирует расширить участок до гектара — с него можно будет получать достаточно продуктов, чтобы прокормить семью и не тратить время на зарабатывание денег.

Евгений, и Надежда убеждены: для полноценной жизни в единении с природой семье нужно не меньше чем гектар земли и родовое поместье на нем. Дубичненские поселенцы при этом утверждают, что решение переехать из города и жить в условиях экопоселений не имеет под собой никакой идеологической или религиозной основы.

Вместе с тем корни базовых принципов: обязательный гектар на семью, выращивание кедров и само выражение «родовое поместье» — из книг «Звенящие кедры России». Это труды российского писателя Владимира Мегре о живущей в сибирской тайге мифической женщине Анастасии.

Евгений и Надежда позже признались, что «Кедры» читали. А Надежда добавляет: они изменили ее жизнь, решение о переезде из города приняла именно после их прочтения. Однако религиозной подоплеки в трудах Мегре женщина не видит, хоть семена кедра, говорит сама поселенка, ей присылали «анастасиевцы» из Сибири.

Референт по вопросам новых религиозных движений Минской епархии Белорусского экзархата доктор теологии Венского университета Владимир Мартинович расставляет точки над «i» в этой деликатной и не до конца понятной теме. Писатель Мегре, действительно, постоянно подчеркивает: его труды и последователи не имеют никакого отношения к религии.

Однако во всех книгах формируется учение о Боге, а это существенный компонент любой религии. Впрочем, Мегре утверждает, что путь к абсолютному совершенству человек может преодолеть самостоятельно. По его учению, мир был сотворен энергией мысли, которая создает живые образы, влияющие на него. И путь к совершенству — в увеличении скорости мысли. Прийти же к этому можно через создание собственного родового поместья. Кстати, перевоплотиться после смерти, утверждает Мегре, смогут только те, кто при жизни создал или хотя бы хотел его создать.

Сайт, посвященный родовым поместьям в нашей стране, гласит: сегодня сделать это, например в Дубично, можно только за счет покупки участков и их последующего расширения. Евгений Гурба уточняет, что эта возможность предусмотрена в законодательстве при условии прописки в сельской местности. Мечта же Владимира Мегре о том, чтобы право на получение одного гектара земли в пожизненное пользование была закреплена законодательно, до сих пор не сбылась ни в России, ни в Беларуси. Экопоселенцы продолжают сталкиваться с трудностями при желании коллективно строить свои «поместья». Несколько лет назад, например, энтузиасты предложили основать экопоселение в Каменецком районе, но из-за отсутствия подходящего участка проект так и не реализовали.

Здоровый образ жизни, саморазвитие и единение с природой — все это неоспоримые в век скоростей и экологических проблем ценности. Однако на пути к ним, говорит Владимир Мартинович, последователи движения «Звенящих кедров» создают определенный уровень напряженности в отношениях с окружающим миром.

Это происходит за счет стремления к тотальному переустройству общества и конфронтации с традиционными религиями. «Анастасиевцы» отказываются от существующих систем воспитания, образования и традиционной медицины. Есть случаи разрушения семей, конфликтов отдельных поселений с соседями. С точки зрения науки, особенности возникновения организации, ее нынешней структуры, а также наличие в книгах Мегре религиозной системы взглядов позволяют отнести последователей Анастасии к числу крупнейших сектантских движений в странах СНГ. Принадлежность к движению Анастасии несовместима с членством в православной церкви.

Впрочем, Владимир Мартинович убежден: желание оказать тотальное влияние на мир, в конце концов, разобьется о саму идею строительства родовых поместий в удалении от городов. И это, в общем-то, логично: как построить новый мир, если по своей же воле из него удаляешься?

----------------------------------------

Цифра

На практике воплотить в жизнь идеи Мегре в Беларуси попытались 472 человека в разных регионах страны.

----------------------------------------

Фото: Артем КИРЬЯНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter