Новый закон об органическом земледелии: что о нем думают производители

Эко невидаль

Пока мировой рынок органической сельхозпродукции наращивает обороты, наши фермеры только вздыхают. Производство биоморкови, картофеля или яблок не назовешь высокорентабельным. В прямом смысле закопать денег в землю нужно немало, а объемы выпускаемой продукции не всегда позволяют окупить все затраты. Есть и другая проблема: на полках магазинов по-прежнему много продуктов, которые имеют на этикетке приставки «био» и «эко», но по факту ими не являются. Исправить ситуацию и определить четкие правила игры на этом рынке должен закон, принятие которого ожидают уже этой осенью.


Концептуально новый для нашей страны законопроект «О производстве и обращении органической продукции» уже вынесен на общественное обсуждение. На рассмотрение Парламента он поступит осенью этого года. Над его подготовкой пять лет работала большая группа экспертов из почти двух десятков министерств, ведомств и организаций. Неудивительно, что принятие закона фермеры, занимающиеся органическим земледелием, ждут с нетерпением. Дело в том, что никакие правила игры на этом рынке законодательно не закреплены. А это значит, что практически каждый желающий может заявить, что он производит и продает экологически чистый или органический продукт.

— Сегодня в стране сертифицировано всего 14 фермерских хозяйств и еще три переработчика. Все они связаны с растениеводством. Ни одного хозяйства, выпускающего молоко или мясо, которое было бы сертифицировано по полному циклу, у нас пока нет, — приводит цифры один из разработчиков концепции об органическом земледелии, начальник отдела агрохимии и защиты растений Минсельхозпрода Михаил Орлов. — Дело в том, что для продукции животноводства каждый этап производственной цепочки сертифицируется отдельно — начиная от земли, на которой растет будущий корм, и заканчивая конечным продуктом — молоком или мясом. А это довольно дорого и сложно.


В скором времени с полок исчезнут био и экопродукты, которые на самом деле таковыми не являются.

Специалист приводит пример: некоторые обыватели полагают, будто на рынке у бабушек можно купить настоящую экологически чистую продукцию. Однако современные средства химизации или лечения домашних животных применяются и на личных подворьях. Так что будущий закон во всей этой путанице наконец поставит жирную точку. В нем четко прописано: при органическом производстве запрещено использовать химически синтезированные вещества.

Кроме того, благодаря документу с полок наконец исчезнут псевдоорганические продукты питания. Не секрет, что многие производители грешат такими маркетинговыми уловками: в названии нередко фигурируют приставки «эко» или «био». 

Михаил Орлов напоминает: только маркировка «Натуральный продукт» пока является официальной. В то же время в Госстандарте уже разработали будущий знак, который будет наноситься на упаковку настоящих органических продуктов. Как ранее анонсировала первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ия Малкина, процесс внедрения такой маркировки довольно длинный, поэтому введут ее не ранее 2020 года.

Пока в стране сертифицировано всего 14 фермерских хозяйств
Фото hyser.com.ua

Один из вопросов, который бы хотелось решить фермерам, — поддержка или субсидирование со стороны государства. Не секрет, что сертификация органической продукции — удовольствие не из быстрых и не из дешевых. На получение необходимых документов может уйти от одного года до трех лет, ежегодные отчисления составляют 500—800 евро. Кроме того, все фермеры сталкиваются с переходным периодом: во время получения сертификата цены на продукцию поднимать нельзя. Обычно в это время урожайность заметно падает, прибыли нет, а расходы довольно серьезные. Несмотря на такой расклад, разработчики законопроекта говорят: никаких бонусов и льгот для «зеленых» производителей не предусмотрено. Они будут получать поддержку на общих основаниях с традиционными аграриями.

МНЕНИЕ

Дмитрий КРЫЛОВ, руководитель крестьянского фермерского хозяйства «ДАК» (Дзержинский район):


— Ожидаю от закона по меньшей мере защиты наших товаров на магазинной полке. Надеюсь, что появится законное поле, в котором четко будут обозначены термины, что такое органический продукт, а что такое неорганический. Пока же я не вижу большой заинтересованности в том, чтобы органическое производство в стране развивалось. Ставка делается на традиционное сельское хозяйство, оно пока самое выгодное. Понятное дело, мы не создадим конкуренцию обычному продовольствию, но у покупателя должен быть выбор, а у нас должна быть защита от фальсификата. В этом смысле документ необходим.

Пока у нас в хозяйстве сертифицирована только земля — 100 гектаров — под выращивание кормовой базы для коз. Однако для того, чтобы накормить 700 голов, этого не хватает. Получить дополнительный участок земли — процесс непростой. Поэтому пока приходится докупать корма, которые органическими не являются. Так что получить сертификат на наше молоко, сыр или творог мы сейчас не можем.

Константин ЧИЧИРА, владелец личного подсобного хозяйства, деревня Наквасы (Дзержинский район):


— Честно говоря, не представляю, что принципиально нового даст нам закон. Мы в производстве придерживаемся мировых норм: получая европейский сертификат, мы полностью унифицированы с европейскими стандартами. Если в Беларуси не будет своего стандарта и своего сертифицирующего органа, в чем тогда смысл? Другое дело, что наконец-то появятся четкие требования к маркировке органической продукции. Это огромный плюс: тот ассортимент, который представлен на полках под видом «био», создает фермерам много проблем.

Сегодня я занимаюсь в основном выращиванием клубники, европейский сертификат на продукцию у меня есть. А вот что касается сбыта, то ни одна торговая сеть ни разу не предложила мне ту цену, которая меня бы устроила. Райпо в прошлом году хотели закупать килограмм органически чистых ягод по 1,25 рубля за килограмм. Сами понимаете, это не те деньги. Традиционно я продаю в сезон 5—6 тонн клубники. Все продажи — на внутреннем рынке. Своих покупателей я нашел еще до того, как получил сертификат.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации Госстандарта разработал сразу два технических кодекса установившейся практики. Один из них определяет основные положения процедуры сертификации продукции органического производства, другой — устанавливает изображение знака «Органический продукт». Применение знака будет способствовать информированию потребителей о «зеленой» продукции и подтверждать, что она прошла все необходимые процедуры и соответствует требованиям, установленным для таких продуктов.

В Госстандарте напомнили: с 2008 года в стране действует маркировка «Натуральный продукт». Сейчас 47 производителей имеют право наносить ее на 214 наименований продукции. Знак означает, что продукты изготовлены из натурального продовольственного сырья животного, растительного или минерального происхождения (не менее 95%) без применения методов генной инженерии.

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter