7 сентября 2011 года самолет с хоккеистами «Локомотива» потерпел крушение. Трагедия с Як-42 произошла сразу после вылета из аэропорта «Туношна»
Утренним рейсом в Минск на свой первый матч в рамках чемпионата Континентальной хоккейной лиги против «Динамо» летел основной состав ярославского «Локомотива». На борту самолета находились 45 человек: 8 членов экипажа и 37 пассажиров. В их числе форвард клуба, защитник сборной Беларуси Руслан Салей и еще два белоруса — форвард Сергей Остапчук и тренер по физподготовке Николай Кривоносов. Они погибли, как и все остальные члены хоккейной команды. Первоначально выжили двое — хоккеист Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов, однако через пять дней спортсмен скончался в больнице от тяжелых травм. Спустя год стали известны подробности и виновники крушения Як-42...
Экипаж Як-42 не должен был лететь
Командир вел самолет по подложным документам, второй пилот не умел им вообще управлять. Итог – гибель 44 человек, в числе которых – наши хоккеисты...
Самолет был допущен к рейсу авиакомпанией «Як Сервис» «с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта». Следственный комитет РФ предъявил обвинение по делу о крушении в сентябре прошлого года самолета Як-42 экс-заместителю генерального директора авиакомпании «Як Сервис» Вадиму Тимофееву. Бывшего топ-менеджера обвиняют по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
Год спустя следователи установили причины страшной авиакатастрофы. Помимо нарушений в работе экипажа воздушного судна при взлете, выяснилось, что экипаж был допущен к рейсу авиакомпанией «Як Сервис» «с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта».
Вадим Тимофеев, который отвечал за организацию летной работы, тренировки и квалификационные проверки пилотов, обладал правом допуска экипажей к полетам и их отстранения. Экипаж разбившегося Як-42 был допущен Тимофеевым к полету 7 сентября незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта, так как на момент катастрофы не имел права на выполнение самостоятельных полетов. По сути, это преступление.
Командира судна Андрея Соломенцева и вовсе допустили к полету на основании сфальсифицированных документов, а второй пилот — Игорь Жевелов — на момент катастрофы не окончил переобучение на управление самолетами Як-42. Тимофеев не вел контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и незаконно допускал к полетам, хотя ему было достоверно известно об отсутствии у экипажа полного объема профессиональных навыков, заключили следователи.
Принципиальная разница между этими двумя самолетами — в выполнении взлета, пишут российские СМИ. На Як-40 при нажатии штурвала на себя надо держать ноги на педалях, на Як-42 этого делать нельзя. По версии следствия, при взлете кто-то из пилотов держал ноги на тормозе. Кроме того, в крови Жевелова был обнаружен фенобарбитал, который он принимал из-за болезни ног. Этот препарат оказывает тормозящее действие на нервную систему. Командир Андрей Соломенцев, который собирался перейти летать на самолетах Boeing и должен был быстро подготовить себе замену, поторопился, доверив взлет второму пилоту во время пассажирского рейса, а не на учебном самолете.
В рамках уголовного дела допрошено более 200 свидетелей, проведено свыше 120 экспертиз, объем уголовного дела составляет около 90 томов. В ближайшее время уголовное дело в отношении Тимофеева будет выделено в отдельное производство.
К слову, еще в ноябре прошлого года Межгосударственный авиационный комитет назвал основной причиной трагедии ошибку экипажа: кто-то из пилотов при взлете по ошибке нажал на тормоз, а пилот Игорь Жевелов находился под действием запрещенного препарата. Сам вылет проходил точно по расписанию, в хороших метеоусловиях, а самолет был полностью технически исправен. Эксперты уже тогда также назвали одним из факторов, приведших к катастрофе, полное отсутствие системы безопасности полетов и организации летной работы в компании «Як Сервис».
И вот такой факт: сразу после катастрофы Росавиация аннулировала сертификаты на право осуществлять гражданские перевозки у авиакомпании «Як Сервис». В начале августа прошла информация о том, что организация после почти годового перерыва будет снова работать на рынке, но уже под новым названием — «Эталон». Комментарии, думается, излишни.
Сначала – семья, потом – спорт
Так расставлял приоритеты выдающийся белорусский хоккеист Руслан Салей, который был для своих родных
и близких настоящим защитником
ИМЕНЕМ РУСЛАНА САЛЕЯ хотят назвать одну из улиц или центральных спортивных арен Минска. Его памяти посвящен международный турнир, а игровой номер 24 в национальной сборной посмертно закреплен за экс-капитаном.
Прошел год со дня трагедии под Ярославлем, в которой погибла команда «Локомотив», а друзья и близкие самого яркого белорусского хоккеиста последних лет Руслана Салея до сих пор не могут поверить в то, что он погиб. Многое забылось, но личное горе у близких останется на всю жизнь.
Вдова Руслана Салея Бетэнн в соцсетях обновляет семейные фотоальбомы, выставляя в память о супруге новые фотографии из семейного архива и принимает бесчисленные соболезнования. А друзья Расти перебирают совместные и эксклюзивные фотографии, перечитывают переписку с Салеем по скайпу, которым тот активно пользовался для связи с родиной, и поминают его в церкви.
Каким был Руслан Салей в глазах его друзей? Что он успел сделать, а что из его планов так и осталось нереализованным?
О дружеских встречах
— Встречи с Русланом были нечастыми, но всегда запоминающимися. Поскольку несколько лет я была главным редактором глянцевого журнала, а потом открыла свое рекламное агентство, происходило это, как правило, в столичных ресторанчиках и кафешках, где можно было и профессиональную фотосессию провести, и пообщаться в неформальной атмосфере, — рассказала Интерфаксу креативный директор студии «Фабула» Ольга Кашкан, дружившая с ведущим белорусским хоккеистом 10 лет. — «Привет, как дела? Давай пообедаем вместе» — не могу поверить, что больше не услышу эту фирменную салеевскую фразу…
О семье
Руслан был образцовым семьянином, настоящим защитником, скалой для своих родных и близких. Несмотря на то, что я не была лично знакома с его американской семьей, я пересмотрела множество фотографий, которые он всегда возил с собой.
Профессионал такого уровня, как Салей, очень четко расставлял приоритеты: сначала — семья, потом спорт. Для него было естественным присутствовать при рождении всех троих детей. Свою семью он бесконечно ценил и оберегал.
О предпочтениях в еде
Друзья рассказывают, что Руслан был гурманом! И во многом благодаря его любимой жене, которая прекрасно готовит. «С каким восторгом он рассказывал про ее фирменное картофельное пюре с различными овощными добавками, про ее борщи, тефтели!» — вспоминает Ольга.
Как-то в одном заведении ему принесли салат «Цезарь» с томатной заправкой, и он раскритиковал повара так, что блюдо оперативно переделали на классический манер. Он любил заказать хороший кусок мяса и бокал вина, обожал карпаччо, всевозможные тартары, овощи-гриль, итальянскую пасту…
О памяти
— Нам всем нужно объединиться, чтобы имя Руслана продолжало жить в сердцах и нашего, и будущих поколений. Я общаюсь с несколькими его друзьями из разных стран, и все они хотят внести свою лепту. Идей много: книга, музей, улица Салея, памятный вечер и т. д.
Пользуясь случаем, я бы хотела призвать всех, кто неравнодушен к этой теме, делиться мыслями и возможностями. Вместе мы можем многое, — резюмирует Ольга. — Для меня он всегда останется… Сильным. Харизматичным. Настоящим. Другом.
Царствие ему небесное…
О несбывшихся мечтах
К сожалению, как минимум две хоккейные мечты Салея так и не сбылись. Он хотел завоевать Кубок Стэнли и сыграть 1000 матчей в регулярных чемпионатах НХЛ. Но теперь на его счету так и останутся 917 поединков. По этому показателю среди представителей постсоветского пространства он один из лидеров.
НА СНИМКЕ: Руслан САЛЕЙ на встрече с юными хоккеистами.
Фото из архива БЕЛТА
ПАМЯТНИК бывшему капитану хоккейной сборной Беларуси Руслану САЛЕЮ, в 36 лет погибшему в авиакатастрофе вместе с ярославским «Локомотивом» ровно год назад, будет открыт 8 сентября на Московском кладбище Минска в 15.00, информирует официальный сайт ХК «Юность-Минск». А в 17.00 в этот же день на льду крытого катка ХК «Юность-Минск» (ул. Первомайская, 3) пройдет товарищеский матч между шестикратным чемпионом Беларуси «Юностью» и сборной хоккеистов, игравших в разное время вместе с Русланом Салеем. В поединке примут участие и заокеанские легионеры сборной Беларуси Андрей и Сергей Костицыны, а также Михаил Грабовский.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
- В Минске состоялась презентация книги спортивного журналиста Сергея Олехновича о бывшем капитане хоккейной сборной Беларуси Руслане Салее «Просто лучший. Simply the Best» стала памятником обоим — и герою произведения, и автору.
- Поступит в продажу 13 сентября на «Минск-Арене» — в день первого домашнего матча столичного «Динамо» в чемпионате КХЛ против братиславского «Слована».
- Как стало известно, ярославский хоккейный клуб «Локомотив» определился с капитаном команды на новый сезон КХЛ. В сезоне 2012/2013 им будет известный белорусский форвард Алексей Калюжный. А ассистентами 35-летнего белоруса — россияне: защитник Виталий Вишневский и нападающий Виктор Козлов.
- В последнее время Алексей Калюжный играл в омском «Авангарде», теперь же он поможет возрождению ярославского клуба.