Установлены имена членов экипажа самолета Ил-4, сбитого в 1944-м в Столинском районе

Экипаж вернулся из боя

Летом 2019 года в болотистой местности вблизи поселка Речица Столинского района нашли фрагменты сбитого во время войны советского самолета Ил-4. Точное их местонахождение удалось установить с помощью местных жителей, которые стали очевидцами воздушного боя. 

Останки летчиков перезахоронили в братской могиле воинского мемориала в слободе Верхний Бык Воронежской области. 
aviation21.ru

Вместе с фрагментами дальнего бомбардировщика на поверхность земли подняли и человеческие останки. Машина была сильно разрушена, однако один из двигателей, а также элементы стойки шасси, лопасти винта, находившиеся в одном с ним узле, оказались практически неповрежденными, что и позволило установить происхождение дальнего бомбардировщика: выпущен в 1943-м в Иркутске и сбит летом 1944 года. Но без сложностей не обошлось, так как оба двигателя успели пройти капитальный ремонт, на узлах были разные цифры. 

Чтобы узнать, кто находился на борту в последний вылет боевой машины, направили запросы в Центральный архив Минобороны России. Согласно первоначальной версии это был экипаж в составе командира звена Николая Жугана, штурмана Николая Куроедова, воздушного стрелка-радиста Тимофея Осьмачко и воздушного стрелка Никандра Ергина. 

На месте падения советского бомбардировщика Ил-4 установлен памятный знак.
Однако с этим вариантом не согласился Михаил Поюта, уроженец Столинского района, который с 2009-го занимается поисковыми работами в местах сражений времен Великой Отечественной войны и является руководителем поискового движения Иркутского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». В результате длительной исследовательской деятельности, изучения сведений Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, выдержек из записей журналов боевых действий, воспоминаний свидетелей событий, рассказов поисковиков и местных жителей он пришел к выводу, что у поселка Речица Столинского района был сбит другой дальний бомбардировщик Ил-4. Управлял им экипаж в составе командира Анатолия Игошина, штурмана Михаила Абрамова, стрелка-радиста Федора Филатова и воздушного стрелка Ивана Киркаленко. Этот самолет тоже был построен на Иркутском авиа­­заводе в октябре 1943 года и имел схожие номера. 

Согласно журналу боевых действий 20-го гвардейского авиаполка дальнего действия в ночь с 8 на 9 июля 1944-го экипаж, перед которым стояла задача уничтожить эшелоны и разрушить железнодорожные пути на станции Белосток, с боевого задания не возвратился. 

В том боевом вылете погибли не все члены экипажа. Спустя пять дней в свою часть прибыл штурман Михаил Абрамов, который рассказал, что при возвращении, уже при подходе к линии фронта, их сбил истребитель Ме-110. Горящий неуправляемый бомбардировщик вошел в крутое пике. Игошин и Абрамов успели выпрыгнуть. Штурман приземлился удачно, а вот командир экипажа погиб. Его тело похоронено недалеко от места падения самолета. Стрелок-радист Федор Филатов и воздушный стрелок Иван Киркаленко не смогли покинуть падающую машину. По мнению Михаила Поюта, их и нашли вместе с бомбардировщиком. 

Родственники Ивана Киркаленко выразили желание захоронить его останки на малой родине, в братской могиле воинского мемориала в слободе Верхний Бык Воронежской области. У Федора Филатова родных не было. В связи с тем, что они вместе воевали, погибли, пролежали в могиле со своим самолетом 75 лет, их было решено похоронить вместе. Останки переданы родственникам гвардии сержанта Ивана Киркаленко и торжественно перезахоронены.

Память всех членов экипажа Анатолия Игошина увековечена на мемориалах воинской славы, обелисках по месту рождения и жительства, в краевых и областных электронных и печатных книгах памяти. На месте падения бомбардировщика Ил-4 установлен памятный знак. 

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter