В Кличевском районе поисковики поднимают советский самолет времен войны

Экипаж уходит в небо

Загадку гибели экипажа самолета, разбившегося осенью 1943-го в Кличевском районе, пытаются разгадать могилевские и кличевские поисковики.

Много лет назад жители окрестных сел Гонча и Роги пытались вытащить из-под земли бомбардировщик Ил-4. Но все, что им удалось отвоевать у трясины, — несколько элементов обшивки самолета. Главная задача нынешней поисковой миссии — извлечь человеческие останки (в болоте по сей день лежит один из членов экипажа) и двигатель бомбардировщика. К поисковой экспедиции присоединились и журналисты издательского дома «Беларусь сегодня».



Нас проинструктировали еще «на берегу»: «Одеться в плотные куртки и брюки, чтобы клещи не добрались. При себе иметь резиновые сапоги, средство от комаров и — запас терпения». Что оно понадобится, мы осознали, когда нас буквально атаковали слепни. Отбиваясь от назойливых насекомых, за опытными поисковиками и проводниками, вооружившимися щупами, металлоискателями и лопатами, углубляемся в лес. А они по дороге рассказывают:

— Сельчане в войну ходили сюда после падения самолета, пытались баграми зацепить и вытащить из кабины погибшего летчика, но достали лишь его гимнастерку. В ней нашли комсомольский билет на имя 21-летнего Алексея Гончаренко.

Кто был с ним в самолете, они узнали спустя много лет после войны от выжившего члена экипажа — штурмана Владимира Никифорова из города Черкассы Киевской области. Руководитель Могилевского областного историко-патриотического клуба «Виккру» Николай Борисенко уточняет:

— Историю его спасения, которая могла бы послужить сюжетом для фильма, нам поведал уроженец села Роги Кличевского района Александр Заблоцкий, отец которого прятал у себя Никифорова в 1943-м, рискуя жизнью.

Номер одного из двигателей.

Заблоцкий и показал год назад поисковикам, приехавшим в эти леса на разведку, где покоится Ил-4:

— Отец, которому в октябре 1943-го было всего 15 лет, рассказывал, как метрах в 250 от нашего забора упал сбитый советский самолет, из него выпрыгнули трое парашютистов. Один погиб, второго расстреляли фашисты. А третьего нашел он — на дереве. Привел домой. Родители, у которых, кроме него, было еще шестеро детей, понимали, что рискуют, пряча у себя красноармейца. Узнай об этом враги — уничтожили бы всю семью. Но они 2 месяца укрывали в стоге сена в амбаре 22-летнего штурмана. После чего мой батька вывел своего тезку к партизанам. В начале 1980-х, когда я уже работал военруком в местной школе, Никифоров приезжал к нам в деревню, встречался с отцом, благодарил. От героя, который прошел всю войну, мы и узнали имена членов экипажа бомбардировщика.

Командир экипажа Юрий Кролевец из села Полтавка Омской области, стрелок-радист Алексей Гончаренко из города Тростенец Сумской области, воздушный стрелок Павел Пересенчук из села Павловка Винницкой области. Молодые ребята, которым было немногим больше 20 лет...

По словам главного специалиста отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Кличевского райисполкома Елены Ярошко, двоих убитых героев местные жители похоронили еще в годы войны, а в конце 1960-х торжественно перезахоронили в братской могиле деревни Гоча. В 2011-м на памятник добавили 3 имени: Кролевец, Пересенчук и Гончаренко. Но стрелок-радист Алексей Гончаренко до сих пор лежит под темными водами в болоте.



Среди тех, кто отправился на его поиски, — опытный «виккровец», мастер производственного обучения Могилевского государственного машиностроительного профессионально-технического колледжа Виталий Масольд. Военная тема ему близка — воевал в Нагорном Карабахе, получил тяжелое ранение, имеет медаль «За отвагу»:

— Великая Отечественная — отдельная глава в истории страны и биографии моей семьи. Пятеро родных братьев моей бабушки и прабабушки не вернулись с фронта домой. До сих пор не знаем, где они погибли, где похоронены. Потому для меня очень важно отыскать останки летчика, погибшего здесь. Чтобы сообщить о нем его родным, пригласить на перезахоронение.

Для Кличевщины самолеты — особая тема. В 1941 году, по словам библиотекаря, уроженки села Гонча Веры Заблоцкой, одна из ее землячек выхаживала у себя сбитого раненого летчика. Увы, спасти его не удалось. Москвича Николая Грицевича похоронили на сельском кладбище. В тот же год на Кличевщине упал другой сбитый фашистами советский Ил-4. Трех членов экипажа сельчане похоронили на кладбище деревни Заполье. Одного — раненого — на подводе переправили в Могилев в госпиталь.

Николай Борисенко.

А 5 лет назад в болотах у села Межное поисковики подняли еще один Ил. По номерному знаку двигателя установили имена героев, погибших при выполнении боевого задания.

Нынешняя экспедиция тоже увенчалась успехом. Учащийся кличевского колледжа Даниил Чистяков, который, кстати, на раскопках был впервые, достал из-под земли обломки двигателя бомбардировщика.

Это было одной из главных задач. Николай Борисенко уточняет:

— Узнаем, куда и с какой миссией направлялся бомбардировщик. Возможно, после установим, сколько всего Илов 17-го Рославльского гвардейского полка авиации дальнего действия в тот октябрьский день 1943-го ушло на спецзадание. Ведь по сей день неизвестно, сколько еще наших самолетов, сколько героев войны могут покоиться в этих болотах.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Бубенцов, заместитель начальника управления идеологической работы и по делам молодежи Могилевского облисполкома:

— К акции «Беларусь помнит» на Могилевщине приурочены и эта поисковая экспедиция, и торжественное перезахоронение на следующей неделе останков героев, поднятых поисковиками у деревни Гаи Могилевского района. Кстати, клубу «Виккру» в этом году исполняется 25 лет, а Могилев в июне отметит 75-летие со дня освобождения. Все, что мы делаем, нужно нам самим — чтобы помнили историю и то, какой ценой досталась нам победа.

kislyak@sb.by

Фото Алексея Матюша и БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter