Экипаж машины боевой

Игнатий Петрович Антонов - почетный гражданин Минска и Витебска, народный врач Беларуси с удостоверением N 1, академик.
Игнатий Петрович Антонов - почетный гражданин Минска и Витебска, народный врач Беларуси с удостоверением N 1, академик. А еще он 3 июля 1944 года на танке освобождал столицу.

Родители хотели назвать его Геной, но батюшка настоял на Игнатии - как и положено было по святцам. Игнатий - значит "счастливый", наверное, это окончательно убедило папу с мамой. Так и повелось - близкие до сих пор называют его Геной, а второе - "счастливое" - имя спасает в тяжелых жизненных ситуациях.

После окончания фельдшерско-акушерской школы, в 41-м, Гена поступил в Витебский медицинский институт. Успел отучиться лишь три месяца, как призвали в армию. А вскоре началась война. И сразу на передовую. Военфельдшер в танковом корпусе всегда сидит не внутри боевой машины, а снаружи - когда снаряд попадает в танк, у него порой есть лишь несколько секунд на то, чтобы вытащить экипаж из горящей машины. Вот и получается, что последующие три года Игнатий Антонов провел на броне танка, под ураганным огнем. 128 гвардейцев Тацинского танкового корпуса обязаны ему жизнью. Сталинградская битва, Харьков, Курская дуга, и наконец 1944-й, операция "Багратион", родная Белоруссия - таков боевой путь ветерана.

Когда части проходили недалеко от деревеньки Будница, что в бывшем Суражском районе (сейчас Витебский район), командир дал Гене трое суток увольнительной - навестить родню. Военфельдшер прыгнул в мотоцикл и полетел домой. Но вместо радостной встречи его ждал самый страшный день в жизни. Родной деревни больше не было - остались только пепелища и обугленные печи. Выжившие односельчане жили в землянках. Фашисты повесили его отца, угнали в лагерь мать, брата и младшую сестру, которая родилась за две недели до войны. Гена ее даже увидеть не успел. Как в тумане возвратился обратно. (Как окажется позже, партизаны отбили эшелон, в котором увозили родных Гены.)

Теперь он не просто воевал - он мстил. Во время боя за Смолевичи осколком снаряда был смертельно ранен командир танка, его место занял Игнатий, при этом он оставался военфельдшером. А на следующий день, 3 июля 1944 года, ранним утром три танка - взвод гвардии старшего лейтенанта Николая Колычева - получили приказ войти в полуразрушенный Минск и провести разведку боем.

В числе первых ворвался в осажденную столицу и танк, где находился Игнатий Антонов. Три Т-34 шли со стороны деревни Зеленый Луг. В районе площади Победы повернули к оперному театру.

- Мы уже собирались перебраться по мосту через Свислочь, когда заметили фигуру, выбежавшую из развалин навстречу танкам, - вспоминает Игнатий Петрович. - Пожилая женщина, минчанка, размахивая руками, кричала: "Сыночки, вы только через мост не идите, его фрицы заминировали". Так она спасла нам жизнь.

Когда саперы разминировали мост, танки двинулись дальше. На Юбилейной площади осколок снаряда попадал военфельдшеру в ногу. А тут еще и контузия. Три недели в медсанбате - и снова в строй. Дойдя с боями до Кенигсберга, он День Победы, 9 мая 1945 года, встретил в Августовских лесах, в Польше.

Сразу после войны, в 1946 году, Антонова в числе других военных пригласили в Минск на празднование годовщины освобождения столицы. В честь солдат-победителей был дан банкет, потом начались танцы. Здесь он познакомился с замечательной девушкой, Лидой, работавшей секретарем в райкоме партии. Ухаживали за ней многие, но Лида выбрала Гену. Спустя год они поженились. Родились сын и дочь.

Игнатий Петрович закончил мединститут с отличием. Защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Стал профессором, академиком, 36 лет возглавлял Белорусский научно-исследовательский институт неврологии, нейрохирургии и физиотерапии. Подготовил 23 доктора наук и 45 кандидатов наук. Его имя занесено в книгу "2000 выдающихся людей XX столетия", изданную Международным биографическим центром в Кембридже. Сейчас на визитке академика Антонова места не хватает, чтобы вместить только основные звания и должности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter