Беженцы получают в Беларуси работу и кров

Эхо войны

“Вот оно как получается, — обреченно говорит Валентина, — теперь мы украинские беженцы”.Валентина и Григорий, немолодая уже пара, до недавнего времени проживали в поселке Красный Партизан Ясиноватского района Донецкой области с населением в три тысячи человек. Недалеко от их местечка проходит трасса Донецк — Горловка. Когда начинались обстрелы, они прятались в подвале. В середине сентября поселок оказался в эпицентре боевых действий, вспоминает Валентина:


— Сначала бомба попала в один из домов на окраине. По счастливой случайности там никого не было. Потом, когда я была во дворе, услышала страшный свист, взрыв, и мне на спину с крыши посыпалась черепица. Это бомба угодила в соседскую кухню. Повезло, они только-только перекусили и спустились в убежище. Побежали и мы с мужем. Успели.


Восемь бомб легло во двор и попало в дом. Матери мужа осколок угодил в позвоночник. Сын и невестка слышали, как она, истекая кровью, кричала: “Господи! Да с кем же вы воюете?!” Через несколько дней мучений пожилая женщина скончалась.


Позже супруги узнали, что погиб их лучший друг. Увидел, что у них горит крыша, поспешил на помощь и ему в грудь попал осколок. Трагедия за трагедией...


— Буквально на куски разорвало мужа троюродной сестры, — говорит с содроганием собеседница.


После всего этого кошмара супруги решили бежать от войны. Раздали соседям свиней, кур, закатки на зиму, которые готовили на три семьи. Сын остался в Киеве, а дочь под Донецком (она отказалась бросать хозяйство, сказала, что пока снаряды пролетают мимо).


Чтобы приезжему получить у нас временную регистрацию, достаточно согласия того, кто предоставляет жилье. С апреля нынешнего года разрешения на временное проживание выданы более 3700 украинцам, а разрешения на постоянное проживание — около 2330. С каждым днем растет и количество предоставленных украинцам специальных разрешений на право занятия у нас трудовой деятельностью. Если за шесть месяцев прошлого года их было выдано 844, то за этот год уже больше десяти с половиной тысяч.


В нашу страну приезжают не только из зоны военного конфликта, но и из тех регионов, где пока еще не рвутся снаряды, рассказывает главный специалист Управления по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома Анастасия Коробчиц: “Сперва все могут получить консультацию. 


С ходатайством же о защите к нам обращаются только наиболее уязвимые категории: пенсионеры, инвалиды, люди, которые не могут трудоустроиться”. Им положена разовая выплата в размере одной базовой величины (150 тысяч рублей). Они также могут обратиться с заявлениями о предоставлении дополнительной помощи: компенсации оплаты за проживание в размере десяти базовых величин, средств на покупку одежды и питания (четыре и пять базовых соответственно).


Беженцам из Донецкой и Луганской областей у нас предусмотрены льготы — отменены пошлины за выдачу спецразрешений, не нужно оплачивать услуги по регистрации, оформлению временного проживания, прохождению медосмотра (а суммы эти немаленькие — от 500 тысяч рублей до 850 тысяч).


В фойе минского Управления по гражданству и миграции теперь всегда многолюдно. Разговорилась с 30-летней Анной, которая устроилась продавцом на минском рынке Ждановичи и пришла получать разрешение на работу: “Родилась я в Луганске. Когда там начались бои, пришлось бежать. В Украине я не могла никуда устроиться. Как только узнавали, откуда я, называли сепаратисткой и отказывали в работе”. Кадровый работник одной из частных фирм Минска сказала, что пришла хлопотать за двух инженеров и одного программиста из Украины. Еще одному беженцу, Анатолию, через месяц пообещали работу на Минском электротехническом заводе имени В.И. Козлова и даже место в общежитии.


Немало переселенцев едут и в сельскую местность. Только на сайте Минсоцтруда около 1300 вакансий с предоставлением жилья. Требуются, вальщики леса, водители, животноводы, полеводы, токари, трактористы, экономисты, инженеры-энергетики, агрономы. Многие руководители хозяйств рады приезжим, говорит начальник отдела по чрезвычайным ситуациям и розыску Белорусского общества Красного Креста Дмитрий Русаков: “Вспоминается любопытный случай, когда в один из районов приехала чудная украинская семья: мать по профессии ветеринар, отец — агроном и два сына — трактористы. Так руководители СПК чуть ли не аукцион устроили, чтобы их к себе переманить. Семья выбрала то хозяйство, где был дом получше”.


Работы у волонтеров Красного Креста (а это бригада из 30 человек) много. Ребята консультируют по короткому номеру помощи 201, выдают первичные наборы социальной помощи, одежду, приобретают, если требуется, проездные, помогают с временным пристанищем. Организация для особо экстренных случаев оплатила на 20 человек проживание в гостинице “Экспресс”, питание в кафе “21 век”. Дмитрий рассказал, что сейчас беженцам требуется теплая одежда, особенно не хватает теплой обуви. Одна из минских волонтеров Наталья (участница группы “ВКонтакте” “Беларусь. Помощь беженцам”) рассказала, что у них на складах (под которые приспосабливают комнаты, гаражи) имеется теплая одежда. Только вот транспорта, чтобы ее доставить по адресам, катастрофически не хватает: “Нужны для нормальной жизни кровати, шкафы, обогреватели, матрасы, подушки, постельное белье, посуда и многое другое. Хорошо, если кто-то помог бы с развозом вещей. У фирм эта услуга дорогая”.


Первым городом, куда поехали Валентина и Григорий, был Брест. Там их встретили волонтеры, нашли хорошую работу, жилье. “Большое спасибо ребятам, — говорит Валентина. — Но когда мы пришли заселяться, я услышала выстрелы. Оказалось, что неподалеку расположен полигон. После пережитого меня пугает каждый стук. Нам война снится. Пришлось отказаться от этого варианта”.


Позже, когда я разговаривала с ними по телефону, они сказали, что направляются в агрогородок Пархимовцы Берестовицкого района Гродненской области, где им предложили жилье, а также работу трактористом и агрономом. Они довольны: “Если хорошо здесь устроимся, то останемся и детей позовем...”


В тему


Во всем мире сейчас насчитывается более 51 миллиона беженцев — так много не было со времен Второй мировой войны. В частности, агентство ООН по делам беженцев предупреждает об угрозе “гуманитарной катастрофы” на сирийско-турецкой границе. Из Сирии ежедневно уезжают десятки тысяч мужчин, женщин и детей. Большую часть гуманитарной помощи оказывают соседние с кризисными государствами регионы. Сейчас, например в России проживает около 900 тысяч человек из Украины. Однако постепенно их количество уменьшается. Только за последние две недели на родину уехало более четырех тысяч. Из стран Евросоюза больше всего убегающих от войны, нищеты и голода принимает Германия. За семь месяцев этого года в Германию официально прибыли почти 116 тысяч человек. Это на 63 процента больше, чем в предыдущем году.


dev@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter