Об усилении мер безопасности после парижских терактов

Эхо Парижа

В прошлый понедельник вечером шли по минскому проспекту с женой. Дождь кончился, зонтики сложили. О чем–то говорили. Над башней с часами, что над гастрономом, блестели остророгий месяц и звезда, а вокруг на сине–черном небе клубились белесые тучи. Увидев этот настоящий полумесяц и дрожащую звезду, подумал, что сейчас, если, конечно, туч на небе нет, такой же и над Парижем висит и ярко светит. Рекламную картинку с видом города и Эйфелевой башней представил. Только там, в Париже, эта вообще–то милая картинка воспринимается теперь зловеще. Полумесяц со звездой — символ ислама... Сказал об этом жене, она грустно вздохнула, но комментировать мое наблюдение не стала. Понятно почему.


Все последующие дни в городе на станциях метро стали усиленно проверять сумки и рюкзаки. Вежливо просят пройти, открыть, показать содержимое. Ставят на транспортер, просвечивают, осмотрев, извиняются — и человек спешит на перрон. Ясное дело, это не очень приятно, когда тебя подозревают, останавливают и твои вещи осматривают, но никто не возмущается и не ропщет, понимают. Проверяют и яркие студенческие рюкзаки, и объемные сумки домохозяек, и картонные коробки... Молодые люди ухмыляются, но не перечат, не спорят, даже не пререкаются.

Видел, как попросили фотографа с кофром пройти на досмотр. Он улыбался, поясняя, что аппаратура у него дорогая, просил поосторожнее с его камерами и объективами. Пожилая минчанка с большой хозяйственной сумкой объясняла, что торопится, что ее ждут. Но ей сказали, что все это быстро и не надо волноваться, — и она согласно закивала в ответ...

Да, внутренне напрягаешься, когда видишь дюжих парней в камуфляже и с оружием в таком мирном месте, как метро. Но как–то все уже поняли — и минчане, и приезжие, — что проверка — дело необходимое и относиться к нему надо спокойно.

Как–то давно в аэропорту Барселоны наша шумная компания опаздывала на самолет. Осмотр на пограничном контроле — и вдруг моего приятеля задерживают. Естественно, мы все, и его жена, и сын–подросток, недоумеваем. Друга куда–то уводят вооруженные люди, совсем не обращая внимания на наши возмущенные реплики. Ожидание томительное, с привкусом холодного страха. Что такое, почему, за что? Нервничаем, а цифры на электронных часах бегут, до отлета остается все меньше времени. Через четверть часа наш спутник возвращается. В правой руке — белорусский паспорт, в левой — белая бумажка, сложенная вдвое. От волнения и испуга весь вспотел, язык заплетается, цветастая рубашка к спине прилипла. Как ни старается, а толком объяснить ничего не может. Только показывает бумажку. Разворачиваем, смотрим. На обычном листе формата А4 напечатанный на принтере портрет мужчины с длинными волосами, черная майка, тонкие губы, слегка выпученные темные глаза. Внизу подпись — имя и фамилия террориста–баска. Уже в самолете, летя в Минск, расслабившись, мы весело смеялись, сравнивая нашего друга с портретом международного преступника. Белорус и баск, если честно, были не очень похожи. Может, только длинными темными волосами...

В пятницу дождливым утром я вместе с плотным потоком пассажиров вошел на станцию метро «Октябрьская», торопясь на работу. Подошел к окошку купить жетонов. Передо мной переминался с ноги на ногу немолодой мужчина с большой черной сумкой. Когда он ставил ее на пол, в ее недрах что–то глухо брякнуло и зазвенело. Мужчина чертыхнулся, осторожно подвинул сумку ногой, подал деньги и взял два жетона и сдачу. Я еще не успел протянуть свои деньги, а мужчину уже остановили и вежливо попросили пройти на осмотр. Проводил его взглядом, стал на эскалатор и медленно поплыл вниз. На перроне, ожидая поезда, снова его потом встретил. Свою тяжелую сумку мужчина из рук не выпускал: «Вот, проверили, а у меня там инструменты: перфоратор, дрель, куча саморезов, гайки всякие, уголки, уровень... Зятю помогаю ремонт делать. Правильно делают, что проверяют». Мужчина помолчал, а потом добавил: «Хорошо, если найдут и задержат. Всем хорошо будет! Береженого и бог бережет!» Подошел поезд, и мы вошли в вагон.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 230 (24860). Пятница, 27 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter