15 ФЕВРАЛЯ 1989 года закончился вывод Ограниченного контингента советских войск из Афганистана

Эхо огненных гор

15 ФЕВРАЛЯ 1989 года закончился вывод Ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Огромная страна с облегчением вздохнула: тогда казалось, что самая больная проблема, волновавшая ее почти десять лет, навсегда ушла в прошлое. 



Но то были преждевременные ожидания. Эхо огненных гор слышно в обществе до сих пор. Оно — и в воспоминаниях участников тех событий, и в незаживающей ране родителей, чьи сыновья не вернулись из далекой страны, и в том, что делает общество для солдат и офицеров, честно выполнивших свой долг перед страной. Как адаптировались к мирной жизни бывшие воины-интернационалисты, как живут они сегодня, какие проблемы их волнуют, что делается по увековечиванию их подвига — в материалах корреспондентов «Сельской газеты».

Валерий Гайдукевич: Воины-интернационалисты заслужили социальные гарантии


9 ЛЕТ один месяц и 25 дней продолжалась никем и никому необъявленная афганская война. Но долго еще поколение, получившее название «афганцы», будет вспоминать о тех трагических событиях. Об этом — в беседе с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности, председателем Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане Валерием ГАЙДУКЕВИЧЕМ.

— Валерий Владимирович, сначала эту войну замалчивали, потом показывали ее как небольшие операции «ограниченного контингента» против отдельных банд в отдельных районах Афганистана. Когда же она затянулась на годы и превратилась в самую длительную в этом веке для нашей страны, заговорили наконец о ее жертвах и инвалидах. Вы как ее участник, что думаете по этому поводу?  

— Некоторые и сегодня нам говорят: там была ненастоящая война. Находятся и такие, кто вообще считает, что служба в Ограниченном контингенте была чуть ли не прогулкой или туристической поездкой за рубеж. Многое здесь от незнания.

Я же считаю по-другому, сам прошел через ту войну. Тяжелое это было испытание, оставившее раны на всю жизнь. Войны ведь, по сути, одинаковы, и неважно, когда и где они происходили: по последствиям, памяти, гибели людей, вовлеченных в военный конфликт. 

— Как для вас начался Афганистан? 

— Ночью 10 ноября 1979 года прозвучал сигнал тревоги. Загрузив боеприпасы, прибыли сначала на станцию погрузки, затем на военный аэродром. Прилетела группа из 20 самолетов. Мы загрузились в первый — группу захвата. Приземлились в Чимкенте, где нам сразу поставили задачу: летим в Афганистан. Мы уже знали, что это не учения. Было разработано несколько вариантов действий в зависимости от ситуации. Вечером 25 декабря приземлились в Кабуле. Устроились в палатках, а  в ночь с 26 на 27 декабря уже выполняли первую боевую задачу... 

Активные боевые действия начались только в марте 1980-го. До этого больше тренировались. Каждый день занятия в горных условиях. Сначала некоторые не выдерживали, но потом приспособились. 

— Как сегодня чувствуют себя  воины-«афганцы», какие настроения?

— Мы от других наших граждан отличаемся только тем, что нам пришлось в свое время воевать. 

Сегодня в нашем Союзе более 20 тысяч бывших воинов, которые принимали участие в афганских событиях. У нас две основные цели: патриотическое воспитание и помощь тем ветеранам, которые в ней нуждаются. Помогаем в лечении и реабилитации воинов, пропагандируем здоровый образ жизни, поддерживаем молодежные и спортивные организации. 

Среди «афганцев» подавляющее число — люди состоявшиеся, успешно работают, кто-то уже на пенсии. Что скрывать: есть и такие, кто не смог найти себя в мирной жизни. Что касается инвалидов афганской войны, то они пользуются теми же привилегиями и социальными гарантиями, что и участники Великой Отечественной. 

— После окончания военных действий во Вьетнаме американские солдаты, чтобы вернуться к нормальной мирной жизни, проходили специальную, в том числе психологическую реабилитацию. А наши?

— Конечно, человек, который участвовал в боевых действиях, а бой — это всегда стресс, нуждается в психологической адаптации. Война — это сильнейший стресс, который серьезно влияет на психику, и из него очень сложно выйти. В США, кстати, еще во время войны во Вьетнаме создали специальные центры, где военные проходили адаптацию сразу после возвращения. У нас понимание этого пришло далеко не сразу. В России — только после второй чеченской войны стали создавать центры для реабилитации. В Беларуси был единственный центр в Витебске, но сейчас он передан облздравотделу.  

— Какими конкретно социальными гарантиями пользуются сегодня «афганцы»?

— Только бесплатным проездом в городском транспорте. Поэтому еще раз хочу сказать: речь не о льготах, а о социальных гарантиях, которые воины-интернационалисты заслужили, защищая интересы государства. 

Беседовала Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

germanovich@sb.by

Где найти 50 миллиардов для воевавших «за речкой»?


Центр медицинской реабилитации воинов-интернационалистов был создан в Витебске в 1994 году для того, чтобы люди, воевавшие и получившие ранения в Афганистане, Корее, Вьетнаме, Сомали, Эфиопии, могли скорее вернуться к нормальной жизни

ПО СТАТИСТИКЕ, пятая часть солдат и офицеров, побывавших в горячих точках, последствия боевого стресса ощущают и в мирной жизни. Некоторые во сне возвращаются на поле боя, у кого-то сердце начинает пошаливать... Если раны этих людей лечили так же, как и любую другую травму, то их психическое состояние требовало особого подхода. Все это учли при создании витебского центра, который ежегодно принимает более 2700 пациентов. Чуть более двух лет назад из подчинения Министерства здравоохранения он перешел в собственность Витебского облисполкома и был переименован в областной клинический центр медицинской реабилитации для инвалидов и ветеранов боевых действий на территории других государств. 

Юрий ГОЛОВАЧ настраивает тренажер для Анатолия ЩЕКОТОВА из Лиды.

ИЗМЕНИЛОСЬ его название, но суть осталась прежней. Воины-интернационалисты, члены их семей, а также семей погибших лечатся здесь бесплатно. Они по-прежнему приезжают из всех регионов Беларуси. Александр Баран, к примеру, приехал из поселка Гатово Минской области. Александр Николаевич в ДРА служил в 1985—1987 годах, сейчас работает водителем в ОАО «Белцветмет», возглавляет первичную организацию ветеранов войны в Афганистане Новодворского сельсовета Минского района:

— «За речкой» я командовал отделением связи саперного полка. Сопровождали автомобильные конвои во время армейских операций. Проверяли и разминировали дороги, мосты. 

О своих болячках Александр Николаевич рассказывать не любит. Хотя, говорит, после процедур в Витебске, куда приезжает уже третий раз, чувствует себя гораздо лучше.

У Елены Габрийчук из Осиповичей в Афганистане служил сын Виктор. В Витебск, признается Елена Ивановна, она всегда приезжает с особым чувством:

— Здесь мой Виктор оказался после окончания Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Отсюда и в Афганистан уезжал. Вернулся живой. Затем его в Брест перевели, звание полковника присвоили. Там при исполнении служебных обязанностей он погиб. Его фамилия выбита на Витебском мемориале «Боль», посвященном воинам-интернационалистам. Я всегда цветы туда приношу. 

ПРИ создании центра использовался опыт России, США и других стран. 12 лет назад на международном конкурсе в Самаре, где подводились итоги реабилитации участников локальных войн, из 70 лечебных учреждений СНГ витебчане заняли третье место. По словам главного врача центра Игоря Мищука, на результат работает все — врачи, медоборудование, технологии:

— Наша специализация — неврология и нарушения опорно-двигательного аппарата. К реабилитации пациентов подходим комплексно. Осмотр проводят все врачи, а при необходимости назначается консультация на кафедрах Витебского медуниверситета. Для людей из глубинки, которые редко обращаются к узким специалистам, это особенно важно.

О пользе физиотерапии мы поговорили с заведующим физиотерапевтическим отделением Юрием Головачом:

— У многих наших пациентов были ранения, контузии, после прыжков с парашютом позвоночник и суставы повреждены. Если вовремя не начать лечение, это чревато развитием радикулита, ухудшением качества жизни, что может привести к инвалидности. Чтобы этого не произошло, применяем электролечение, массаж, лечебную физкультуру. Есть также нетрадиционные методы: иглоукалывание, прижигание ароматическими травяными сигарами, гирудотерапия. 

СЕГОДНЯ в центре одновременно проходят реабилитацию 100 человек. Эта цифра могла бы увеличиться до 170, если бы удалось достроить второй корпус, заложенный более 15 лет назад. Кстати, по словам начальника управления здравоохранения Витебского облисполкома Юрия Деркача, именно этот долгострой явился причиной, по которой центр сменил собственника:

— Кирпичная кладка пустующего корпуса разрушалась. Проблему озвучили на самом высоком уровне. Стали искать пути решения. В итоге в конце 2013-го центр стал нашей собственностью. Благодаря оптимизации системы здравоохранения в регионе, перераспределению финансовых потоков, оказанию платных услуг за два года мы выделили на возобновление проблемной стройки 7,4 миллиарда рублей. В январе нынешнего года выделили еще 100 миллионов рублей на строительство. Чтобы его завершить, требуется 50 миллиардов. Получить деньги мы можем двумя путями. Первый — использовать китайский кредит, который берет страна. Это позволит ввести корпус в эксплуатацию менее чем за год. Второй путь — аккумулирование средств, заработанных учреждениями здравоохранения Витебщины на внебюджетной деятельности. Строительство в этом случае растянется на несколько лет.  

И еще один важный момент. Когда витебчане забирали центр в собственность, они пообещали сохранить объемы оказания помощи для жителей других областей на том же уровне, что и до реорганизации. То есть на Витебскую область выделяется 18 процентов мест, на остальные регионы — по 12. 

Сергей ГОЛЕСНИК

svg-vt@mail.ru

Фото автора

Фонд собрал деньги на 70 автомобилей и 15  мотоциклов раненным в боях


«ЕСЛИ не ты, то кто?» — под таким девизом 14 лет действует благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана». Помогать тем, кто сам или чьи родные исполняли интернациональный долг — основная цель организации. Вот и в день встречи корреспондента «СГ» с учредителем и директором фонда, воином-интернационалистом, полковником запаса Александром МЕТЛОЙ  накануне 27-й годовщины вывода войск из Афганистана здесь приобретали автомобиль для одного из ветеранов.

Учредитель благотворительного фонда имени танкиста
З. Г. Колобанова Василий МОНИЧ и Александр МЕТЛА.

— Александр Михайлович, фонд «Память Афгана» помогает всем воинам-интернационалистам? 

— Наш фонд — не имеющий членства. Поэтому стараемся по возможности оказывать помощь всем нуждающимся. И финансовую, и моральную. Это относится не только к самим «афганцам», но и их семьям, матерям погибших военнослужащих. 

Даже если сказать об одном направлении нашей деятельности — фонд собрал деньги, приобрел и вручил 70 автомобилей и 15 мотоциклов воинам-интернационалистам, имеющим тяжелые ранения, или тем, кто стал инвалидом вследствие тяжелых болезней, — одним этим уже можно гордиться.  

И сейчас, несмотря на кризис, не прекращаем эту работу. Конечно, раньше было больше возможностей: случалось, покупали до 10 машин в год. Сейчас и одна машина — это уже событие. 

Часто людям нужны не деньги, а внимание. Пытаемся поддержать их в сложных ситуациях, выступаем в защиту. Всякое бывает: человека несправедливо обидели, помогаем разобраться. Оказываем юридическую помощь, ходатайствуем перед различными органами и организациями. Помогаем определить в больницу на обследование. В исключительных случаях приходилось обращаться даже в Министерство здравоохранения. Надо отдать им должное — идут навстречу, с пониманием относятся. 

— Как отметите День памяти воинов-интернационалистов? 

— Возложим цветы к памятнику, проведем митинг, вспомним боевых товарищей. 

А 23 февраля в честь Дня защитников Отечества состоится большое мероприятие на «Линии Сталина» в формате военно-исторической реконструкции, которое интересно для  посетителей любого возраста. Можно будет поучаствовать в мастер-классах по сборке и разборке оружия, кузнечному делу, в различных викторинах, сдать нормативы ГТО. Самые активные участники получат наградные баллы, которые смогут обменять на фирменные сувениры. Главный приз — поездка на боевой технике. 

Также в этот день презентуем редчайший экспонат — восстановленный по чертежам и снимкам один из массовых танков вермахта PzKpfw.38(t), который выпускался в Чехословакии и активно участвовал в начальной стадии Второй мировой войны.  

Беседовала Юлия БОЛЬШАКОВА, «СГ»

bolshakova@sb.by

Фото из архива фонда «Память Афгана»

«Афганцы» своих не бросают


В БРЕСТСКОЙ городской организации «Белорусский Союз ветеранов войны в Афганистане» говорят, что в общей массе «афганцев» Бреста, а это примерно полторы тысячи человек, тех, кто опустил руки, не так уж много, но, к сожалению, они есть. Председатель организации Сергей ПУХАЛЬСКИЙ приводит свежий пример:

— Сейчас у нас есть человек, которому помогаем вернуться в социум. Пришел к нам опустившимся, с трясущимися руками. Семьи у него уже не было. Как, впрочем, и дома. Он скитался. Паспорт украли. Наш юрист помогает ему восстановить документы. Пока он получил временное удостоверение, после чего можно говорить о трудоустройстве. 

Когда речь заходит о таких примерах, повторюсь, для Бреста не очень характерных, нельзя не упомянуть о причине. Сергей Пухальский к одной из них относит так называемый военный синдром, о котором в свое время заговорили еще американцы после Вьетнама. Война в мирное время, которую нельзя было отнести к отечественной, сильно действовала на психику и солдат, и офицеров. Сергей Пухальский приводит сравнения из личного опыта:

— Я в Афганистане служил командиром разведывательно-десантной роты. За спиной были сотни прыжков, вооруженное задержание дезертиров. И вот призывается на войну мальчишка в 18 лет, который видит через день-два, как к воротам части привезли обезображенный труп товарища.  С другой стороны, у офицера была иная нагрузка: когда он ставил задачи подчиненным, то понимал, что отвечает за жизнь ребят перед их родителями. Это наносило сильнейший удар по психике, особенно тем, кто сопровождал «черные тюльпаны» и смотрел в глаза родным погибших…

Тем, кто действительно сломался на гражданке, в первую очередь помогают их сослуживцы. Многие живут вместе в «афганских» домах, общаются семьями, и потому стараются помочь друг другу. Каждый день с какими-то проблемами бывшие воины-интернационалисты приходят и в городскую организацию, объединяющую их. Правда, здесь им оказывают в основном социальную поддержку. Сергей Пухальский объясняет:

— Мы не имеем права заниматься коммерческой деятельностью. Помогаем опосредованно через государственные структуры и органы социальной защиты или на так называемом горизонтальном уровне, когда обращаемся к тем ветеранам, которые могут оказать спонсорскую помощь. Сейчас регистрируем Брестский фонд помощи ветеранам войн. Вот там будет возможность оказывать помощь нашим ветеранам и инвалидам, поскольку можно будет зарабатывать деньги на различных прибыльных проектах и мероприятиях.

Основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются вчерашние воины-интернационалисты, — трудоустройство и медицинское обслуживание. Возраст ветеранов Афгана, как правило, уже пенсионный или предпенсионный. С трудом приходится находить им работу, и тут уж не до выбора: где есть вакансия, туда и пытаются направить, даже если она не подходит под гражданское образование бывшего «афганца». 

Александр МИТЮКОВ

alexbresta@gmail.com 

Сыновьям, по поручению матерей


Двадцать лет на Острове Мужества и Скорби в Минске возвышается мемориал

ПЕРВЫМИ об увековечении памяти погибших задумались в Комитете семей военнослужащих, погибших в Афганистане, который возглавляла ныне уже покойная Ирина Сергеевна Головнева. Инициативу матерей поддержали все общественные организации (Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане, Республиканская ассоциация членов семей военнослужащих, погибших в Афганистане, «Память и долг»), которые занимались проблемами реабилитации и адаптации в обществе участников Афганской войны. Одобрена она была и на государственном уровне. 

Фото БЕЛТА
— Мы тогда объявили конкурс на лучший проект памятника, — рассказывает председатель Минской городской организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане полковник в отставке Владимир Шоков. — Поступило 10 работ, лучшей из которых признана разработка днепропетровского скульптора Юрия Павлова. Именно он нашел и место, где можно поставить монумент, — излучина реки Свислочь в районе Троицкого предместья. Памятник строили на пожертвования граждан. Но средств катастрофически не хватало. И тогда веское слово сказало государство — выделило необходимую сумму денег. Открывать мемориальный комплекс приехал Президент. Именно тогда, 3 августа 1996 года, Александр Лукашенко произнес известную фразу: «Ни один солдат нашей республики не будет воевать в чужих краях!» Так оно есть и по сей день! 

Кстати, в числе первых, откликнувшихся на призыв «афганцев» помочь в строительстве мемориала, был тогдашний командующий железнодорожными войсками генерал-майор Анатолий Степук. И несколько лет с момента установки закладного камня здесь ударно трудились воины-железнодорожники, выполняя основные строительные работы.

— Мемориал создан не только в память о тех, кто воевал. Он — наша общая боль, память и крик души против войны, — считает Анатолий Яковлевич. 

В январе 1997 года мемориальный комплекс стал  филиалом Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. 

На Остров Мужества и Скорби ведет горбатый мост. В народе это место еще называют «Островом слез». Перед памятником — валун с бронзовой иконой Божией Матери и текстом: «Сынам, загінуўшым у Афганiстане, узведзены гэты храм-помнік па даручэнні беларускіх маці, якія не жадаюць, каб зло панавала ні на сваёй, ні на чужой зямлі». 

Памятник выполнен в виде храма. Каждый его элемент имеет глубокий исторический и философский смысл. 

Внутри храма есть четыре алтаря, на которых высечены имена погибших воинов-«афганцев», всего 771 надпись. Около каждого имени близкие и родные могут зажечь свечу. 

Если пройти дальше по Острову, встретишь Плачущего ангела, который оплакивает всех погибших после афганской войны от физических и душевных ран…

9 февраля прошлого года Минский горсовет принял решение о переименовании части набережной реки Свислочи от Острова Мужества и Скорби до моста в районе улицы Мельникайте в набережную Воинов-интернационалистов. 

И вот 6 февраля 2016 года состоялось торжественное открытие памятного знака. Огромный гранитный валун отыскали в Дзержинском районе. 

 Разработку его взяли на себя сотрудники кафедры дизайна Белорусского национального технического университета Анна Литвинова и Галина Полянская, а также студенты шестого курса архитектурно-строительного факультета, избравшие в качестве дипломной работы тему «Дизайнерское обустройство набережной Воинов-интернационалистов».

Кроме того, у входа на мост, соединяющий набережную и Остров Мужества и Скорби, к Дню пограничника — 28 мая — будет установлена копия пограничного столба, стоявшего у моста через Аму-Дарью в Термезе, через который выходили советские войска из Афганистана.

В ТЕМУ

В афганской войне принимали участие более 30000 белорусов, из них погибли 789 человек, пропали без вести — 12, остались калеками — 718.

По инициативе Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане и других общественных организаций памятники погибшим в ДРА открыты во всех областных и более чем в 90 процентов районных центров страны. Только в Витебской области, где дислоцировалась  103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, в честь воинов-интернационалистов установлено 20 памятников и мемориальных досок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter