Ехать в Ялту глупо, если рядом Купа!

Отдых в Беларуси: спрос требует предложения
Отдых в Беларуси: спрос требует предложения

Двоюродная сестра собиралась в августе уходить в отпуск. А на днях пожаловалась: «Решила отдохнуть где–нибудь недалеко от дома, в Беларуси, ведь погода у нас сейчас ничем не хуже, чем в Турции. Уже неделю обзваниваю турфирмы — и все без толку. В родных пансионатах и санаториях места раскуплены до сентября и никаких «горящих» путевок не предвидится. А для чего тогда у нас так активно рекламируют отдых на родине, если реально никто не в состоянии его организовать?»

Замечание действительно резонное. В последние годы любое обсуждение реформирования отечественной туристической отрасли неизменно концентрировалось вокруг одного тезиса: что нужно делать, чтобы наши люди предпочли оставлять свои отпускные на нарочанских и браславских пляжах, а не инвестировали деньги в турбизнес Турции или Египта. Специалисты понимали, что одним кавалерийским наскоком вопрос не решишь и для реабилитации привлекательности белорусских здравниц потребуется кропотливая и системная работа. Наконец маховик теоретических идей и задумок сдвинулся в сторону их практического воплощения. На законодательном уровне было принято немало документов, способствующих возрождению и совершенствованию белорусского туризма. Начались активная реконструкция действующих баз отдыха и строительство новых. Наконец–то вырисовалась внятная и грамотная стратегия популяризации отечественного турпродукта и т.д. И вот как раз потому, что лозунги вроде «ехать в Сочи глупо, если рядом Купа» (прежнее название курортного поселка Нарочь) прозвучали уже не на голом месте, они в итоге были услышаны. Отпускники повернулись лицом к «тутэйшым» лучам солнца. И тут выясняется, что возможность обрести бронзовый загар «по–белорусски» — серьезный дефицит. Так за что, спрашивается, боролись?

Этот сакраментальный вопрос я и задал начальнику центра по санаторно–курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами Президента Олегу Михайлову. Возглавляемое им предприятие является одним из крупнейших туроператоров, специализирующихся на организации отдыха именно в нашей стране, поэтому о сути проблемы здесь знают не понаслышке.

— Действительно, сегодня практически невозможно свободно попасть в белорусский санаторий или на базу отдыха, — говорит Олег Анатольевич. — Мы, например, сейчас можем предложить путевки только на сентябрь. Более того, учитывая, что даже у нас в стране этот месяц еще достаточно теплый, желающих отдохнуть в Беларуси в начале осени наверняка будет достаточно много, и по нашим расчетам все туры могут быть раскуплены уже к началу августа.

Причин подобного ажиотажного спроса на путевки в белорусские здравницы лично я вижу несколько. Поскольку в начале этого года большинство санаториев перешли на полный хозрасчет, они тут же принялись активно себя рекламировать. А сработала реклама именно тогда, когда начался летний отпускной сезон. В нынешнем году к тому же в Беларуси выдалось очень теплое, практически без дождей лето. И это тоже сыграло свою роль в том, что заполняемость белорусских санаториев превысила даже самые радужные прогнозы. Ну и последнее: наиболее востребованы сейчас самые комфортабельные здравницы, которых, увы, пока не так много, как хотелось бы.

Впрочем, нельзя говорить, что для специалистов турбизнеса такая ситуация стала полной неожиданностью.

Перегрузка санаториев и баз отдыха летом и их малая востребованность в другие сезоны — проблема, характерная для любой страны. На тех же черноморских курортах здравницы едва успевают обслуживать многочисленных гостей где–то с мая по октябрь, а в остальное время они вынуждены закрываться — если, конечно, не получили какого–то госзаказа. Нам, возможно, тоже придется идти по такому же пути. Правда, здесь есть одно «но». Дело в том, что многие наши санатории расположены так, что перевести их на сезонный принцип затруднительно. Ведь тогда множество людей из обслуживающего персонала останется без работы с осени до следующей весны. Если санаторий находится, например, под Минском, какой–то выход из положения найти еще можно: в столице набрать на определенный период тех же горничных или медсестер несложно. А, допустим, в маленьком поселке Нарочь высвобождение большого количества узкопрофильных специалистов — ощутимое социальное потрясение для этого региона. Поэтому теперь прилагается очень много усилий, чтобы популяризировать услуги отечественных санаториев в первую очередь именно в межсезонье, иначе к осени две трети этих оздоровительных учреждений всегда будет пустовать. В конце концов, если человек заинтересован в том, чтобы во время отпуска не просто отдохнуть, но и поправить здоровье, он должен понимать, что эффективность санаторно–курортного лечения одинакова летом и зимой.

Еще один путь цивилизованного регулирования потоков отдыхающих — ценовая дифференциация. То есть в пик сезона стоимость путевки должна быть максимальной — конечно, до разумных пределов. А за такой же набор услуг осенью или зимой можно установить гораздо меньшую цену. Такой подход уже отрабатывается не только в санаториях, принадлежащих Управлению делами Президента, но и, например, в системе «Белагроздравницы». С одной стороны, повышенная стоимость летних туров позволит санаториям заработать деньги, чтобы зимой (при очевидной недозагрузке номеров) было из чего выплатить зарплату персоналу, рассчитаться за коммунальные услуги, отопление и т. д. С другой стороны, это станет своеобразным катализатором повышения спроса на санаторное лечение в период более дешевого межсезонья.

Подобный выход из положения — самый простой и очевидный. Хотя не самый идеальный с точки зрения социальной справедливости. И вполне возможно, у некоторых людей он вызовет протест и даже возмущение. Но такова общемировая рыночная тенденция: в тех же крымских и российских санаториях давно уже стоимость путевки в летнее и зимнее время может отличаться в несколько раз.

Что касается развития альтернативных мест приема отдыхающих. Сегодня в республике насчитывается около 170 санаториев. А, скажем, общее количество мест в усадьбах, занимающихся агротуризмом, сопоставимо с вместимостью разве что одного небольшого санатория. Так что кардинально снизить остроту проблемы сельские «турбазы» пока не в состоянии.

Поэтому выход видится такой. Каждый из нас должен осознавать, что сегодня забота о собственном здоровье — не просто мода, а насущная потребность. И если вы твердо решили подлечиться летом в белорусском санатории, стоит задуматься о приобретении путевки не накануне, а хотя бы за несколько месяцев до своего отпуска. В данном случае полезно перенять традицию европейцев, которые привыкли планировать свой отпуск за полгода до его начала. С другой стороны, не грех и самим санаториям и пансионатам, пропагандируя свои возможности, соблюдать определенные правила игры. Например, предупреждать потенциальных клиентов нехитрыми пометками в рекламе: «Спешите! Количество мест ограниченно».

Ну а в будущем, не сомневаюсь, свой вклад в реабилитацию подуставших от трудовых будней соотечественников внесут и «индивидуальные бизнесмены». Тем более что опыт первопроходцев–частников оказался положительным: в Лепельском районе работает оздоровительный центр, открытый крупным столичным медицинским центром, а на озере в Миорском районе уже не один год принимает туристов база, принадлежащая минской турфирме. И это только несколько примеров. А когда их количество возрастет многократно, любой из нас сможет рассчитывать на свой гарантированный кусочек домашнего «туристического пирога».

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter