Пойдут ли острова Греции с молотка, что ждет оливковый бизнес и чем опасен рост налогов

Ехал грека через... Кризис

Пойдут ли острова солнечной Эллады с молотка, что ждет оливковый бизнес и чем опасен рост налогов

Пойдут ли острова солнечной Эллады с молотка, что ждет оливковый бизнес и чем опасен рост налогов


(Продолжение. Начало в номере за 18 июля.)

ПОКА я размышляла над второй частью путевых заметок из Эллады, прогремела новость: голливудская звезда Джонни Депп приобрел один из бесчисленных греческих островков в Эгейском море. За 4,2 миллиона долларов. Накануне острова в Ионическом море прикупили его коллеги Брэд Питт и Анджелина Джоли. А бывший эмир Катара шейх Хамад бин Халифа аль-Тани не так давно разжился куском земли в Лефкадийском архипелаге за 5,5 миллиона евро.


ЧТО это, пускают страну с молотка? Вовсе нет, островов в Греции более 2 тысяч, точную цифру не назовут и сами жители страны, потому как сами запутались в подсчетах. 10 процентов из них в частной собственности, владельцы вольны делать с этой землей, что им заблагорассудится, остальное – собственность государства. Скупают «недвижимость» в основном иностранцы. Например, хозяйкой Скорпио – уникального по красоте островка в Ионическом архипелаге, — которым некогда владел знаменитый на весь мир своими похождениями греческий судовладелец Аристотель Онассис, в 2013 году стала дочь российского миллиардера, 25-летняя Екатерина Рыболовлева.

Аристотель обожал этот райский уголок земли, именно на Скорпио состоялась его скандальная свадьба с Жаклин Кеннеди. Но так распорядилась судьба миллиардера – к финалу жизни она отнюдь ему не благоволила, — что его внучка Афина, сейчас постоянно проживающая в Бразилии, не удосужилась сохранить собственность отца, и Скорпио уплыл в руки российского олигарха Рыболовлева, который и подарил его дочери. Вся эта история категорически не нравится греческим властям, мечтающим обратить это легендарное место, где побывала практически вся мировая элита ХХ века, где ныне похоронен сам Онассис, его дети и первая жена, в собственность государства. Есть и такой момент, как его доступность, — до продажи россиянину никто не запрещал приплывать сюда туристам и спокойно разгуливать по пляжам, купаться в воде. Мадам Рыболовлева, едва вступив в права владения, запретила такие вольности, и теперь туристов – сама была свидетелем — подвозят на пароме и выгружают в морскую пучину в нескольких метрах от пляжа, и не дай бог кто-то из туристов ступит на землю Скорпио. Лично я искупаться не рискнула, лишь подумала мимоходом: знал бы Онассис, что станет с его любимым приобретением, единственным местом, где он был счастлив...

 В Греции еще в 2014 году на продажу выставили около 20 островов. По мнению экспертов, смешная цифра по сравнению с тем, что ждет страну, к примеру, уже в году 2016-м. Каких там 150 миллионов — уже сегодня несколько частных островков предлагают по цене от 3,5 миллиона евро, да и эта стоимость может не продержаться долго.


Живописнейший островок Сими рядом с Родосом — собственность государства.

К СЧАСТЬЮ, остров Родос, на котором я вместе с греками готовилась к так и не состоявшемуся дефолту, — собственность государства, ни один владелец заводов-газет-пароходов не сможет покуситься на святое. Или нет?

— Остров, конечно, ни один человек купить не сможет. А вот куски родосской земли, весьма привлекательной для потенциальных владельцев, увы, могут улететь по сходной цене, — наш гид по острову Инна, девять лет назад приехавшая сюда на ПМЖ из Одессы, сама с горечью разводит руками. — Не сможем расплатиться по долгам, кредиторы из ЕС будут забирать ценные активы. А это, бесспорно, земля. Вот мы проезжаем как раз мимо таких участков. Здесь пока еще первозданная родосская природа, но спустя какое-то время очень может так случиться, что вы этой красоты не увидите. Немцы возьмут территорию в оборот, понастроят отелей, начнут развивать туризм, инфраструктуру, и прощай, живописные пейзажи.

Инна, задумавшись, спустя пару минут поделилась таким соображением: 

— Может, вся эта ситуация с затянувшимся кризисом и была придумана для того, чтобы мы в итоге были вынуждены распродать страну по частям? Зачем было давать эти астрономические кредиты, если изначально знали, что долг не будет возвращен, по крайней мере, в те сроки, которые определили? Здесь еще во многом виновато предыдущее правительство, которое проводило нелогичную и неумную, я бы сказала, политику по распределению полученных миллионов и миллиардов. Не секрет, что были раздутые пенсии (у кого-то и по три тысячи евро, сейчас они стремительно урезаются) и всякие несуразные доплаты – например, по итогам месяца 310 евро за приход на работу вовремя. Или дворником у нас мечтал бы устроиться любой. 20 лет на работу не ходи, а зарплату получай. Абсурд! Но, с другой стороны, построили дороги, стадионы, здания, много чего хорошего было сделано на эти деньги. Что же касается пресловутого госсектора, где, по мнению многих, ошиваются сплошные бездельники, – а есть такой момент: у них пункт в контракте, что госслужащего, если уж тот принят на работу, нельзя уволить ни под каким соусом, даже если тот еле справляется со своими обязанностями, — то надо учитывать огромное количество островов. И как тут обойтись центру без соответствующей «связи» в виде муниципалитетов? Конечно, нужно чиновничий аппарат сократить на несколько десятков тысяч, но совсем уж под ноль нельзя. 

На Родосе тоже есть свой муниципалитет, и каждый день, проходя мимо величественного здания, я замечала снующих с деловым видом госслужащих. Все были при деле, сиесты (трехчасовой послеобеденный сон) как таковой у них нет. Есть график работы, скажем, с 9 до 17, они его и придерживаются, ну а обед всегда по расписанию.

В частном секторе совсем другая ситуация. Как я уже упоминала в первой части, все почти 300 солнечных дней в году нужно использовать на всю катушку, чтобы было потом на что жить зимой. Экономика Родоса, помимо туризма, — это по преимуществу животноводство (козы, овцы и крупный рогатый скот, причем ни одного бесхозного животного вы нигде не увидите, даже если пасутся вроде как сами по себе, все – чья-то собственность) и земледелие (фрукты, овощи, виноградники, оливковые деревья и т.д.). Сельское хозяйство острова – это небольшие частные хозяйства (крупных фермерских объединений и во всей Греции немного, несмотря на титанические усилия со стороны государства и ЕС, при поддержке которых они создаются в последние 30 лет). Урожай классических овощей — помидоров, огурцов, лука и т.д. – собирают два раза в год, весной и осенью. Причем – и это к вопросу о пресловутой лени – все сельхозработы проводятся в срок, качественно и максимально эффективно, что позволяет острову не только самому себя снабжать сезонной витаминной продукцией, но и часть ее отправлять на соседние острова и материк. 

На оливковых плантациях собирают урожайНа юго-западе Родоса земля для сельского хозяйства острова самая подходящая. Прекрасно растут любые овощи. А вот классическим бахчевым, дыням и арбузам, в центральной части комфортнее. Есть прекрасные плантации персиков, гранатов, нектаринов, лимонов, апельсинов. Ну и само собой — виноградники. В них культивируется лоза невысокая (лишнее обрезают и счесывают). На острове сильные ветра, и чтобы не повредить деревце, лучше ему не расти выше полутора метров. 

Плюс оливковый бизнес. Если отправиться по Родосу в путешествие, можно повсюду заметить плантации, отливающие серебром. Это оливковые деревья. Даже в районе древнего родосского города Линдос, где летом все 40 с плюсом, и то есть плантации. Это связано с особенностью строения оливкового дерева. Оно весьма неприхотливо, корни при необходимости могут искать и находить воду на глубине 42 метра. Может расти на каменистой почве и питаться водой из подземных ключей, которых на острове немало. В самое пекло лист оливкового дерева становится ребром к солнцу, так жидкость практически не испаряется. Иными словами, оливковое дерево может прекрасно сохранять то небольшое количество воды, которое добыло из глубины, и ему достаточно.

Гости Родоса обычно неизменно удивляются: в таком климате для чего нужны теплицы? Не для тепла, овощи и в открытом грунте спокойно себе вырастут. Главное предназначение пленки — защитить от дождей и сильных ветров. 

Оливковые деревья, впрочем, и так невысокие, растут под открытым небом, радуя своих владельцев. Оливковый бизнес очень прибыльный, а сами греки просто помешаны на оливках и маслинах. Спорить тут не о чем: прославленное греческое долголетие во многом обусловлено именно потреблением большого количества оливкового масла – продукта № 1 в Элладе. Продукт № 2 – собственно оливки, их видов огромное количество, различаются по цвету, вкусу и величине. Стоимость их и в туристический сезон вполне приемлема — от 1,80 евро за 250 граммов превосходного натурального продукта. Тут самое время перейти к ценам на продукты питания.


СПРАВКА «СГ»

Напомню, на днях Греция и ее кредиторы достигли соглашения о реформах, необходимых для начала официальных переговоров о новой программе помощи стране. Власти согласились на создание фонда в 50 миллиардов евро для гарантирования третьей программы помощи, обязались провести в срочном порядке ряд жестких структурных реформ национальной экономики. В обмен Афины получили от европейских партнеров обещание начать переговоры о третьей кредитной программе общим объемом от 82 до 86 миллиардов евро на три года.

(Окончание следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter