Эх, тоска!

Ученые выяснили, что депрессия делает с мозгом
Человечество победило большинство опасных болезней, научилось противостоять стихийным бедствиям, исследовало практически все уголки земного шара и даже вырвалось в космос. Жизнь век от века становится все дольше, безопаснее и комфортнее. Тем не менее ученые считают, что предки были счастливее нас. И это несмотря на эпидемии чумы, повальную антисанитарию и прочие “прелести”. 

Бич современного общества — депрессия. И ее изучению специалисты уделяют немало времени.


wallgravity.ru

Как известно, депрессивными расстройствами разной степени тяжести страдали многие известные люди — Людвиг ван Бетховен, Поль Гоген, Эдгар Алан По, Эрнест Хемингуэй, Альберт Эйнштейн, Авраам Линкольн, Уинстон Черчилль и даже такая внешне позитивная личность, как Агнесс Бояджиу, более известная как мать Тереза. И это еще не полный список, который можно продолжать писателями, художниками, поэтами и музыкантами разных эпох. Предполагается, что творческие люди от природы так устроены — им положено рефлексировать по поводу и без. А у знаменитостей жизнь просто нервная. Но как быть с тем, что в настоящее время каждый десятый обычный житель Земли в возрасте старше 40 лет страдает от депрессии, причем две трети из них — это женщины? Статистика среди пожилых людей и того печальнее. В последнее время мы все чаще говорим о так называемой подростковой депрессии. В чем причина того, что человечество все глубже и глубже погружается в тоску и страдает от неудовлетворенности жизнью? Только ли в нервах и психологической нагрузке?

Ученые, причем не только нейрофизиологи, которым по роду деятельности положено в мозгах копаться, но и физики с химиками стараются внести свою лепту в изучение самой массовой болезни современности. В итоге большинство склоняется к версии, что причина кроется в нарушении биохимического равновесия в мозге. Причем год от года общая картина этих сбоев становится все красочнее и сложнее. Если излагать информацию доступно для понимания обычного человека (блуждая в недрах научной терминологии, можно преспокойно впасть в печаль), деятельность мозга можно грубо разделить на две сферы. Интеллект — память, внимание, мышление, творчество, способность к деятельности и так далее. И эмоции — чувства, воля, энергия, мужество, настроение, тоскливость, апатия, тревожность. Сам по себе мозг представляет собой сложную информационную сеть. При весе около полутора килограммов в ней “помещается” более триллиона клеток, включая 100 миллиардов нейронов. Все то, что мы ощущаем, думаем, чувствуем — это не что иное, как импульсы, бегающие от одной нервной клетки к другой. Это “биологическое электричество” имеет химическую природу — здесь велика роль разнообразных химических веществ, называемых нейротрансмиттерами (буквально “передающие нервный импульс”), или нейромедиаторами. При их дефиците мы начинаем испытывать апатию, заторможенность и так далее — все, что принято считать депрессивным состоянием. В некоторых случаях хронические депрессивные расстройства имеют генетические корни и объясняются врожденной склонностью к дефициту определенных нейромедиаторов. 

Тем не менее “спусковой крючок” депрессии действительно находится в психике — это острый или хронический стресс и эмоциональное перенапряжение. В результате мозг начинает работать с усиленной нагрузкой. Нервные импульсы, которые прежде бегали от одной нервной клетки к другой, тормозятся, а то и вовсе отказываются работать. 

Но все было бы ничего, если бы на этом история заканчивалась... Недавно исследователи из Мичиганского университета проанализировали состав множества образцов мозговой ткани и пришли к выводу, что в возникновении механизма депрессии виноват еще и непонятно как образующийся недостаток одних белков и переизбыток других. Особенно же их заинтересовал гиппокамп, который служит одним из главных центров памяти и обучения и заодно участвует в контроле стресса. Выяснилось, что при хронической депрессии он уменьшается в размерах. Что делать с этими исследованиями, научное сообщество пока не определилось.

Впрочем, биохимия биохимией, но еще царь Соломон утверждал: многие знания — многие печали. Как это ни странно, но эту мысль подтверждают и народные наблюдения. Не секрет, что занятые тяжелым физическим трудом с утра до позднего вечера жители сельской местности такое явление, как депрессия, считают “мулькой” избалованных горожан — дескать, делать им там нечего, вот с жиру и бесятся. Как ни странно, это подтверждает и статистика — в тех местах, где люди ведут традиционный образ жизни деревни, маленького городка, депрессия встречается очень редко.

Компетентно

Любая эмоция — это защита

Владимир Кульчицкий, член-корреспондент НАН, заместитель директора по научной работе Института физиологии, доктор медицинских наук, профессор:

— Депрессия известна человечеству с давних пор и ее проявления отмечали такие известные люди, как Гиппократ и Авиценна, обозначая это состояние как меланхолию. В современном контексте меланхолия — это нечто вроде легкой грусти. А вот депрессивное состояние — уже действительно серьезная проблема для каждого человека. Например, по статистике, в той или иной мере таким проявлениям подвержена чуть ли не четвертая часть населения планеты. Причем, помимо чисто медицинских проблем (например, в тяжелых случаях человек склонен к суицидальному поведению), есть и экономический аспект — это снижение мотивации и работоспособности людей. Именно поэтому ее изучению сейчас уделяется большое внимание. Тем не менее тайные механизмы возникновения депрессии до сих пор неясны. Одни ученые считают, что депрессии возникают без видимых причин (спонтанно) в силу изменения уровня нейромедиаторов и гормонов в организме. Другие исследователи полагают, что причиной депрессий являются ситуации в жизни, которые сопровождаются формированием негативных эмоций. К примеру, длительные неудачи в работе, семейной жизни, болезни близких людей. Само это состояние затрагивает в первую очередь эмоциональную сферу, которую контролируют структуры мозга в области гипоталамуса. Центральный контроль функций осуществляется при изменении деятельности нейронов и уровня регуляторных молекул — эндорфинов, серотонина, дофамина, гормонов. Это нормальный процесс, отражающий наше настроение и регуляцию всей деятельности организма человека. Мы не рассматриваем в данном случае депрессивные состояния, которые типичны для определенных периодов развития эндогенных заболеваний — маниакально-депрессивных психозов или шизофрении.

В ходе эволюции мы научились испытывать самые разные эмоции, которые сформировались как феномен психической деятельности. Эмоции в силу своей полярности (радость — горе, наслаждение — отвращение...) помогают сформировать поведение, которое направлено на повторение ситуации или, наоборот, на формирование защитной реакции. Такой своеобразной защитной реакцией является депрессивное состояние, когда человек как бы замыкается в себе. Разные эмоциональные проявления (в частности, и депрессивные состояния) помогают гениям создавать произведения, которыми мы восхищаемся. Более того, навязываемое сейчас нам буквально отовсюду состояние якобы безоблачного счастья — это такое же неестественное поведение, как и постоянная грусть. Смена эмоций дает нам ощущение полноты жизни. Поэтому я посоветовал бы людям не стесняться проявлять в жизни разные эмоции, которые помогут совершенствоваться в грусти и радости и избежать депрессий.

Это интересно

Горюем по-разному



По статистике, женщины в два раза чаще страдают от депрессии, чем мужчины. Это объясняется, в частности, тем, что в их организме присутствуют эстрогены (стероидные женские половые гормоны), которые могут не лучшим образом воздействовать на нейротрансмиттеры и вызывать психологические проблемы. Риск развития депрессии у мужчин повышается по мере приближения к пожилому возрасту — из-за снижения уровня тестостерона. У мужчин и женщин депрессия выражается неодинаково. Женщина чувствует печаль и безнадежность, часто плачет и впадает в истерику. А мужчина замыкается в себе, становится раздражительным и агрессивным.

Ольга Бебенина

bebenina@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter