Эх, полис,полис, кто тебя усеял страхрисками

Страховой рынок сейчас если и не сжимается, то стоит на месте

Можно двигаться, не сходя с места, но перемещая систему координат. В прошлом году сферу страхования не потрясали громкие события, а она возьми и вырасти в 1,5 раза по привлечению взносов. Но спринтерский рывок неожиданно обернулся резким торможением в январе — минус 26,2 % по сравнению с первым месяцем 2013-го. Минфин такие провалы объясняет переходом на новую систему учета с 1 января прошлого года.

Предыдущие успехи, как минимум частично, объясняются изменением системы координат, а точнее — способа бухгалтерского учета. До начала прошлого года итоги подводили по количеству поступивших на счета страховщиков денег, а с января 2013-го — методом «по отгрузке». Говоря проще — исходя из сумм, прописанных в договорах. А когда клиент оплатит — неважно. По крайней мере, для бухгалтерской статистики. Фантастический рост — следствие сравнения результатов учета по старой системе в 2012-м и по новой — в 2013-м. В этом году, когда подобное прикладывается к подобному, картина получается более приближенной к реальности. А она такова, что страховой рынок если и не сжимается, то стоит на месте.

Собственно говоря, причин для его роста и нет. Фактически сфера страхования оказалась самой консервативной. Большинство правил игры как были установлены в 90-х годах, так и не менялись с тех пор. В лучшем случае, вносились незначительные корректировки. Монополия же государственных компаний на обязательные виды страхования исключает реальную конкуренцию, ввергая всех в спячку. Никто не спорит, добровольные виды с коммерческой точки зрения интереснее, чем обязательные. Но последние служат приманкой для потенциального клиента, становятся поводом его прихода в офис. От оформления «автогражданки» никуда не денешься. А тут еще и КАСКО могут предложить услужливые менеджеры. Или еще что-нибудь новенькое. Клиентская база нарабатывается именно на «неизбежных» видах.

Конечно, можно включить рычаги агрессивного маркетинга, развернуть массированную рекламную кампанию… Но на такие акции надо выбросить сотни тысяч долларов. А страховой бизнес не настолько прибыльный, чтобы «потянуть» шумные мероприятия популяризации своих услуг. В прошлом году чистая прибыль 25 компаний лишь немного превысила Br 700 млрд. Впрочем, в большинстве стран аналогичная ситуация. Работа с клиентами идет через общение в пунктах продаж. И затравка для диалога именно обязательные виды страхования. Но этого канала коммуникации большинство отечественных компаний лишено.

Впрочем, проблема, как говорится, с бородой. Настолько длинной, что экспертному сообществу и обсуждать-то ее надоело. Тем более года четыре назад вопрос вроде бы получил свое развитие, даже появились проекты нормативных актов, которые действующими по каким-то причинам так и не стали. И страховой рынок снова погрузился в неспешную дремоту. Если и рождаются какие-то значимые инициативы «снизу», то, как правило, касаются они темы повышения тарифов на обязательные виды страхования. Например, на один из самых массовых видов — «автогражданку». По этому поводу летом прошлого года возмутился Комитет государственного контроля. Специалисты ведомства логично указали, что, во-первых, неожиданно и вдруг эти виды полисов стать убыточными не могли, ибо их стоимость номинирована в евро. Во-вторых, сумма выплат по этому виду составляет лишь около 70 % от поступивших взносов. И, в-третьих, существуют резервы для экономии. Например, комиссионные страховым агентам, которые иногда достигают 20 %. И это фактически при продаже «монопольного» продукта! Впрочем, идея «ободрать» водителей тогда угасла, но вспыхнула вновь уже в начале этого года. К сожалению, увеличение тарифов, судя по всему, если не единственная, то одна из основных идей для роста страхового рынка. Других пока, увы, найти не удалось. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter