Самосвалы, холодильники, тракторы, "кондитерка": на что едут посмотреть и сколько готовы платить за производственный туризм гости наших предприятий

Эх, нам бы в цех!

Промышленный туризм называют совмещением несовместимого. Обычно, приехав в новую для себя страну, гость в первую очередь решает уделить внимание осмотру исторических и культурных достопримечательностей, отдает должное гастрономическим изыскам и сфере развлечений. Казалось бы, кому может быть интересно, как льют металл или на шоколадной фабрике вылепливают сладкие вафельные батончики? Но выяснилось, что очень даже многим. Наша сфера туризма пока еще только начинает осваивать это новое для себя направление, все больше заводов и фабрик открывают свои двери экскурсантам. К начинанию присмотрелась корреспондент «Р». 

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА 

Турист на проходной

Кто не мечтал в детстве попасть на шоколадную фабрику или фабрику мороженого? Сейчас это стало возможным. К слову, экскурсии на «сладкие» предприятия, пожалуй, самые популярные, во всяком случае среди детей. Но узнать, как создается тот сложный и высокотехнологичный мир, в котором мы живем, можно и на металлургических, станко- и машиностроительных предприятиях, заводах, выпускающих продукты, косметику, посуду. 

Виталий Грицевич, заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма, опытный путешественник, он побывал на многих производственных предприятиях страны. Говорит, что особенно был впечатлен тем, как делаются утонченные вазы и посуда на стеклозаводе «Неман», а еще — элитный шоколад на кондитерской фабрике и декоративные восковые свечи на небольшом заводике. А самыми захватывающими промышленными турами, в которых ему довелось побывать, считает речицкий нефтедобывающий маршрут и спуск в клети в солигорскую шахту на глубину 350 метров. 

— По сути, каждое градообразующее предприятие может стать достойным объектом для посещения туристами, — уверен он. 

В промтуре важен драйв: возможность прокатиться на тракторе — вот что вызывает восторг у детей и взрослых!
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА
Крупные туроператоры, занимающиеся внутренним туризмом, уже лет пять как поставили на поток это дело и, кстати, неплохо зарабатывают, предлагая поездки на заводы и фабрики. Правда, их клиенты сегодня — это преимущественно корпоративные группы. Но участники рынка говорят, что заводы охотно посещают и другие категории туристов — работники и управленцы предприятий, школьники в составе организованных групп. Многие предприятия, кроме того, еще проводят экскурсии и совершенно бесплатно, что не может не радовать участников рынка. Но, безусловно, монетизировать этот процесс надо.

— Скоро к нам на II Европейские игры приедут иностранцы, которые готовы платить, чтобы посмотреть на что-то для себя новенькое. Допустим, они смогут прокатиться на тракторе, поинтересоваться, как ткут слуцкие пояса, купить вышиванку… Любители пива могут окунуться в атмосферу создания пенного напитка и продегустировать его. 

Кстати, в нашей стране именно пивоваренные компании первыми стали принимать у себя гостей. Их по праву можно назвать пионерами в создании нестандартного промышленного турпродукта на национальном уровне. Сладкоежкам Виталий Грицевич рекомендует пройтись по «коммунаровским» цехам, почувствовать вкус любимых с детства шоколадок, посмотреть на линию «Мишек на севере» и «Аленок», увидеть все тонкости технологического процесса. На кондитерской фабрике «Коммунарка» уже четвертый год проводят экскурсии по 2—3 раза в день. Спрос на туруслугу постоянный, а прирост клиентов стабильный — около 15 процентов в год. 

Потенциал у промышленного туризма огромный, и сегодня в этих проектах взаимозависимы все уровни: предприятия, органы местной власти, турфирмы и непосредственно само туристическое сообщество. Виталий Грицевич уверен:

— Следует популяризировать это направление совместными усилиями. Это идеальное поле для государственно-частного партнерства.

Сладкоежкам дают не только увидеть все тонкости производства «Мишек», «Аленок» и «Ромашек», но и приглашают на дегустацию.
Фото автора

Следует брать пример с лучших

Справедливости ради надо сказать, что промышленный, он же индустриальный, туризм придумали не у нас. На Западе он остро популярен уже четверть века. Первым двери для посетителей открыл американский завод по производству виски в 1866-м — в день открытия самого предприятия. И сейчас в США почти нет предприятий, которые не принимали бы туристов. Причем если за океаном больше показывают действующие заводы, то в Европе объектами индустриального туризма, напротив, чаще становятся заброшенные фабрики, угольные шахты. Среди самых популярных маршрутов — заводы Lamborgini и Ferrari в Италии, датский Lego, автомобильные монстры и шоколадная фабрика Ritter Sport в Германии и, конечно, Cadbury в Великобритании — там не только можно увидеть, как делаются конфеты, попробовать их, но и самому что-то слепить из сладкой шоколадной массы. Для предприятий важен не только доход от туристов (а он не маленький, билеты стоят больше 10 евро), но и возможность продвигать свой товар, «вербуя» новых покупателей и демонстрируя открытость компании. Сегодня уже по пальцам можно пересчитать мировые компании, которые не принимают туристов. Планы экскурсий у автогигантов Bentley, Land Rover, Ferrari и BMW сегодня расписаны на несколько месяцев вперед. 

Теперь по этому пути решили пойти и наши предприятия. При выборе объектов для производственного туризма глаза разбегаются: остается только нажать на кнопку «заказать тур» на сайте компании-посредника либо же напрямую зайти на веб-страницу завода или фабрики и оформить заявку там. Даже при поверхностном изучении ситуации убеждаешься в том, что по предварительной договоренности достойно вас могут встретить практически все крупнейшие предприятия страны. А еще — хлебозаводы, хладокомбинаты, текстильные цеха, а также не масштабные, но при этом не менее интересные белорусские производства, такие как «Слуцкие пояса», валяльно-войлочная фабрика в Смиловичах, «Белхудожкерамика» в Радошковичах, жодинский «Світанак»... Короче, всех не перечесть. 

фото bing.com
При поиске промтура в интернете бросается в глаза несистемный контент презентации продукта предприятий. Есть некоторые шероховатости по этой части. Профессионалы туротрасли давно говорят:  имеет смысл создать специальный портал, посвященный теме, ведь далеко не все компании размещают информацию о проводимых у них экскурсиях. Информационное сопровождение промышленного туризма требует доработки. По сути, на любом городском онлайн-портале может быть размещен анонс экскурсии по территории главного его предприятия. 

Раз мы живем в век IT-технологий, должны быть доступны электронные заявки, прейскуранты в разделах, подробные сведения о туристских маршрутах, а еще краткие инструктажи по вопросам безопасности накануне экскурсий, возрастным ограничениям. Например, лица младше 18 лет без определенного допуска к станку не смогут участвовать в промышленной сборке, пусть даже презентационной. Не допустят их и на табачную фабрику или пивзавод.

Доля иностранных туристов в промтурах с каждым годом растет, и важно повсеместно начать использовать на экскурсиях язык международного общения — английский — наравне с родным. Ориентир на достойный пример — МТЗ имеет свое переводческое бюро и с 2017 года может проводить экскурсии на пяти языках. Благодаря этому более 2000 туристов из 60 стран уже посетили, пожалуй, самое известное в мире белорусское предприятие. Лидируют в этом списке гости из таких стран, как Россия, Эстония, Латвия, Германия, Литва. А всего за три года на тракторах по территории завода покатались почти 10 тысяч человек. 

Лояльность и образование

По словам Валерии Клицуновой, председателя правления БОО «Отдых в деревне», «адреналиновая» составляющая — возможность покататься, пощупать, залезть, вкусить и испить — должна стать определяющей в туре на каждом объекте производства:

— Плюсом этого вида туризма очевидно является его новизна. Организация экскурсий на действующие производства — это новое подспорье в развитии наших компаний и действенный инструмент маркетинга конкретной территории. Сегодняшний турист запросто может стать лояльным потребителем завтра.

Условно говоря, посмотрел на уникальную линию валенок, домашних тапок — и купил их не только себе, но и всей семье, друзьям. Специалисты заметили: оборот сувенирных магазинов в местах проведения промышленных экскурсий на 30 процентов выше, чем в тех местах, где есть аналогичные товары за пределами производства. 

Но, помимо всего прочего, промышленный туризм — это еще и мощный образовательный проект. Практически любой гражданин с определенного возраста (как правило, со старших классов средней школы) может при желании рассмотреть, из чего сделан тот или иной социально значимый продукт, да еще получить удовольствие: забраться в кабину самосвала, помочь мастеру собрать деталь или узел на конвейере. 

— В силу образовательного характера этот вид туризма еще развивает в наших детях патриотизм, уважение к труду и культуру, — делает вывод Валерия Клицунова.

«Турист у нас видит весь процесс производства»

Когда промышленный объект становится музеем, это стимулирует и самих сотрудников предприятия, что называется, держать марку: аккуратно выглядеть, убирать в цехах, следить за исправностью оборудования. Гидом в туре по предприятию, как правило, становится опытнейший сотрудник организации, который трудился здесь с самой молодости, любит свою работу и не боится общаться с людьми.

Как заметил экскурсовод Борис Новик, который уже много лет знакомит посетителей с производством холодильников «Атлант», оптимальной группой в промтуре является целевая команда до 20 человек. На предприятии это чаще всего корпоративные поездки, хотя нередко завод принимает и группы школьников.

Гид по «Атланту» Борис НОВИК — опытнейший сотрудник предприятия — сам много лет собирал холодильники, а теперь увлекательно рассказывает туристам о бытовой технике.
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА

— Скажу так: интересно у нас всем гостям. Даем «пощупать» продукт непосредственно на экскурсии. Ведь дома мы каждый день холодильник открываем, а вот «начинку» бытовой техники рассмотреть, ее детали — это очень любопытно. Кроме того, в созданном музее можно увидеть, как эволюционировало это устройство с середины прошлого века и до наших дней, — говорит Борис Васильевич.

Популяризация бренда и образовательный аспект — это главное, как считают «атлантовцы», поэтому посещение музея истории завода холодильников долгое время было бесплатным, а сейчас руководство предприятия дополнило гостеприимный формат приема следующим моментом: при посещении экскурсии туристы что-то приобретают на память из сувениров с логотипом. Иногородним группам предлагается пообедать на территории столовой и кафетерия. Даже выпечка здесь брендированная и очень аппетитно выглядит. 

Не жалуются на отсутствие интереса со стороны туристов и на пивзаводе «Криница». Предприятие в среднем проводит около 10—15 экскурсий в месяц. В теплое время года спрос, как правило, выше. 

— Средний возраст посетителей колеблется от 20 до 45 лет, но в целом к нам приходят абсолютно разные люди, начиная от 18 лет, конечно, — объяснили на предприятии. — Турист у нас видит весь процесс производства — от и до. Гостей водим по основным цехам приготовления пива: на розлив, где можно увидеть, как происходит выдув пэт-бутылки из преформы, можно потрогать и попробовать ингредиенты, из которых производят конечный продукт, — хмель, солод. Экскурсионное обслуживание может проводиться с дегустацией и без нее. Пищевой тур, как правило, проводят технологи — люди, которые непосредственно участвуют в процессе производства и знают его досконально.

Впрочем, не все предприятия, «подписавшись» на промтуризм, готовы открыть двери в цеха. Некоторые пытаются отделаться экскурсиями в заводские музеи. 

На БМЗ экскурсии возможны лишь в дни открытых дверей.
Фото из архива БМЗ

Темпы прироста впечатляют

Галина Потаева, директор туристического агентства, которое много лет специализируется на внутреннем туризме и возит людей на промпредприятия, говорит о невероятной востребованности этого направления: 

— Промышленный туризм у нас в стране имеет высокие темпы прироста: 15—20 процентов ежегодно. В основном это предприятия трех отраслей: машиностроительного комплекса, пищевой промышленности, стекольной и сувенирной продукции. Стоимость посещения предприятий невысока — она колеблется от 2 до 15 рублей на человека (для детей дешевле). Часто отдельно оплачивается экскурсия по предприятию (15—20 рублей на группу). Согласитесь, многим это вполне по карману.


Компания Галины Потаевой работает с теми предприятиями, которые могут соблюсти несколько обязательных условий. В их числе: установленные часы приема туристов (желательно работа по субботам или воскресеньям), возможность быстрого бронирования и гарантированность встречи гостей, наличие стоянки или удобного подъезда для туристских автобусов, возможность приема одновременно группы до 40 человек с разбивкой на более мелкие группы или с небольшим интервалом. Для пищевых предприятий есть еще одна просьба — возможность организовать дегустацию изделий. Ну и разумеется, предприятию желательно иметь фирменный или сувенирный магазин. 

Перспективными направлениями для предприятий, по мнению Галины Потаевой, являются мастер-классы по производству различных изделий. Их условно можно разделить на мастерские по производству хлеба, сыра, керамики (глины), а также по живописному мастерству. Этот вид туристских услуг примкнул к понятию «производственный туризм» недавно и также имеет высокую востребованность у туристов, относится к категории быстрорастущих сегментов рынка. Такие мастер-классы уже организованы во многих туристско-рекреационных комплексах Беларуси: этнокультурном комплексе «Наносы», парке истории «Сула», музее материальной культуры «Дудутки», музее в Дукоре и во многих агроусадьбах.

КОММЕНТАРИЙ

Вячеслав ЛИПАТКИН, ведущий специалист отдела информации, идеологии и развития персонала Белорусского металлургического завода:

— Наши объекты идентифицированы и зарегистрированы в госреестре опасных производств. С учетом данного обстоятельства нахождение на территории предприятия посторонних лиц строго регламентировано, так как оно сопряжено с высокой вероятностью их травмирования. Схема размещения оборудования в цехах не предусматривает возможности организации смотровых площадок и передвижения групп. Организация обзорных экскурсий по территории предприятия также затруднена по причине непрерывного движения большегрузного транспорта, необходимого для обеспечения производственных процессов. Поэтому одним из мероприятий по развитию промышленного туризма у нас стало ежегодное проведение дня открытых дверей. Его программа включает обзорную автобусную экскурсию, посещение заводского музея, организацию всевозможных тематических выставок и мероприятий. К примеру, в прошлом году на таком празднике на БМЗ побывали около 1300 человек.

Вместе с тем уже двадцать лет на БМЗ действует музей, расположенный в инженерном корпусе № 1 заводоуправления. Это историко-культурный центр предприятия и города, где проводится научно-просветительская, профориентационная работа: экскурсии, выставки, показ фильмов. В 2018 году музей посетили 52 делегации. В целом БМЗ принимает ежегодно около 3000 гостей. Можно смело говорить, что практически все жлобинцы уже посетили свое градообразующее предприятие.

На самосвалы БЕЛАЗ за время организованных экскурсий полюбовалось более 80 тысяч человек.
Фото из архива ОАО «БЕЛАЗ»

КСТАТИ

Лидирует в топе индустриальных туров жодинский БЕЛАЗ. С 2015 года по настоящее время предприятие посетили свыше 80 тысяч человек из более чем 20 стран мира. На заводе говорят, что темпы прироста экскурсионной деятельности здесь за четыре года выросли вдвое: от 12 тысяч туристов в 2015 году до 24 тысяч — в 2018-м.

shimuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter