Эх, мне бы в СССР...

Сейчас все чаще и чаще в более возрастных социальных сетях появляются открытки, демотиваторы и прочие ностальгические по временам СССР коллажи
Сейчас все чаще и чаще в более возрастных социальных сетях типа Одноклассники появляются открытки, демотиваторы и прочие ностальгические по временам СССР коллажи. Там Брежнев взывает к народу с вопросом стало ли жить лучше, а Сталин требует вернуть большую страну, всяческие голосования за предметы времен Советского Союза, проклятия в адрес Горбачева и новых либералов. Не так важно, кто и зачем организовывает весь этот PR. Возможно, политические институты, какие-нибудь сторонники возрождения империи с центром в златоглавой, вероятно, банальные маркетологи, которым надо продавать товары под идеей "вкус, как и раньше". Интересным для меня стало не это, а то, как реагируют люди. Большинство голосований и комментариев просто пронизаны искренней ностальгией и обожествлением советского времени. Смешными видятся комментарии посетителей, которые по возрасту не могли застать или хотя бы оценить реальную жизнь в Советском Союзе. Но о молодежи, любящей СССР, чуть позже.

Хотели, чтобы не было бедных...


Даже энциклопедия дает этому понятию официальное пояснение: "Ностальгия по СССР может выражаться в ностальгии по советскому строю, по советскому обществу, социальной защищенности, советской культуре или просто по эстетике советского периода. Это крайне противоречивое явление, охватывающее широкий спектр мнений". Начну с того, что я как автор в этом противоречивом споре на стороне тех, кто совсем не ностальгирует по советскому периоду. Только сразу прошу не путать с ностальгией по беззаботному детству и молодости. В то же время я не собираюсь поливать грязью все то, что было тогда на межчеловеческом уровне. Вспомнил историю времен службы в ГДР. Реальную карьеру советский офицер мог сделать только после того, как становился членом КПСС. Но в партию принимали далеко не всех подряд. В коммунисты давали рекомендации лучшим, и парткомиссии за этим следили. Редко кто из хороших и здравомыслящих офицеров не вступал в ряды компартии именно по идеологическим мотивам. Все осознавали, что это просто необходимая ступень карьерной лестницы. Многопартийной системы не было. У нас в гарнизоне был один вечный капитан тихоня-выпивоха. В службе никакой, в стакане герой, а уволить как-то жалко - семья, дети. Когда случился августовский путч 1991 года, в Вооруженных Силах отменили партийные органы и Ельцин фактически запретил компартию. Когда об этом объявили на офицерском собрании, этот замызганный капитан, поправив портупею и выпрямив грудь, в кои-то веки попросил слова. С трибуны он заклеймил всех политработников и заявил, что, понимая всю преступность этой партии и коммунистических идей, он специально не вступал в ряды КПСС. Это был его протест, и теперь командир дивизии должен обратить внимание на то, что он уже лет десять в капитанах. Описал этот случай, дабы подчеркнуть, что не намерен клеймить традиции и идеологию того времени. Все это было составляющими нашей жизни. Вопрос только в том, стоит ли этим восхищаться и преподносить сегодня как идеал правильного и стабильного общества.

Люди сейчас готовы простить советскому строю тотальный дефицит, очереди, блат, уравниловку, подавление свободомыслия, ограничение в творческой деятельности и закрытость границ только ради явно преувеличенных тогдашних достоинств - социальной справедливости, стабильности, низких цен, бесплатного жилья, образования и здравоохранения. О какой социальной справедливости можно говорить в стране с пустыми прилавками, деньгами, за которые ничего толком не купишь, и повальным блатом - от билетов на поезд, до туалетной бумаги. Над пломбами советской бесплатной медицины, которые ставились без обезболивания, смеялись все стоматологи мира. Мнимая стабильность, выраженная в понятии общей бедности, хорошо отображается в анекдоте про декабристов, которые хотели, чтобы не было бедных. Но коммунисты сделали революцию и не стало богатых.


Равные в бедности


Вспоминаю, как ко мне в гости в ГДР приехала мама и мы пошли в крупнейший универмаг Дрездена. Там свободно продавались джинсы, кроссовки, ангоровые кофточки и вещи, которые советский человек видел только на страницах тайно привезенных с ФРГ журналов ОТТО и Quelle. Мама заплакала. Последней каплей стал продовольственный отдел, где было 20 сортов салями. Так что это за стабильность советского общества с маргарином и килькой в отечественном магазине? У нас с другом был просто шок, когда после объединения Германии мы оказались в Западном Берлине. 30 видов кассетных магнитофонов и 50 сортов пива в банках. Здесь даже устав КПСС был бессилен.

Мне кажется, что в большинстве ностальгия по СССР является следствием социальной неустроенности или неудовлетворенности жизнью, характерной для значительной части людей, привыкших к советскому образу жизни. А какой он, советский образ жизни? Реально ностальгировать по СССР должны бывшие высокопоставленные чиновники и их дети. Они имели все и даже больше. Им предоставляли многокомнатные квартиры, служебные дачи с прислугой, из закрытых магазинов и баз, всяких "Березок" и "Ивушек" привозили импортные гарнитуры, телевизоры и магнитофоны SONY, финский сервелат, балыки и черную икру. Они отдыхали в сочинских санаториях и на болгарских курортах, жены носили норковые шубы и дубленки, а комнаты детей были забиты джинсами, жвачками и импортными виниловыми пластинками. С ними-то понятно, а о каких ценностях ностальгирует остальное большинство? Такое ощущение, что людям нравилось быть равными в бедности. И напрягаться сильно не надо. Достал хрустальную вазу и ковер - уже и побогаче остальных. Ненамного. А намного и не надо. Самое неприятное, что советская власть разбаловала общество, притупила в людях инициативу, желание зарабатывать, самосовершенствоваться, заботиться о знании иностранных языков, будущем детей и реально, а не в лозунгах, бороться за свою лучшую жизнь. Квартира, курсовки, путевки - на халяву. Зачастую посещение работы с 9.00 до 18.00. Театр, кино, хорошая классическая книга, может, хибарка под названием дача. Откладывать на платную и качественную медицину, платное образование и квартиру детям или заграничное турне не нужно. У нас в брестской школе очень плохо преподавали английский. Учитель просто болтал на уроках и шутил, что зачем вам этот английский. Все равно никогда за границу не попадете. Слетать в Лондон или Нью-Йорк могли себе позволить единицы. Жизнь текла своим чередом и все были равны. Главное - достать сапоги "Цебо", ковер три на четыре, палочку "Московской", горошек и пару банок майонеза. Потом сесть на диван, по которому прямо со стены струился ковер, и за новогодним столом с гордостью заявить: "А говорят, живем плохо!" Счастливое будущее в "хрущевке" с четырехметровой кухней было предрешено и для детей. "Хай гадуюцца". Им тоже дадут мало, не особо качественно, но бесплатно. А что, не хуже других живем!



Юные защитники Советского Союза


Если с совсем пожилыми людьми, которые просто оказались заложниками истории, можно согласиться и принять их позицию как есть, то откуда такая жуткая ностальгия по СССР у моих ровесников, а то и моложе. Постоянно думая о том, как бы лучше устроиться и больше выгоды поиметь от государства, в каких-нибудь 45 - 50 лет они ищут в своей и чужой истории примеры каких-то подачек от власти. Звучит, как один из лозунгов Зюганова, который когда-то пообещал своим избирателям вернуть стоимость колбасы "Московской" к 2 рублям. Народ поддержал с уверенностью, что зарплата у них останется 30. 000 российских рублей.


Социологи констатируют, что ностальгия по Советскому Союзу у тех, кто не застал даже 90-е, - отнюдь не редкость. В СМИ российские школьные учителя рассказывают о том, что многие современные подростки на самом деле грезят идеальным образом Союза и критично подходят к действительности, сравнивая ее с картинкой из прошлого. Примечательно, что этот образ у них складывается под влиянием рассказов родителей, 40-летних людей, которые еще детьми застали поздний СССР. Свои личные финансовые и карьерные неудачи они списывают на нынешнее общество, власть, капиталистов и просто зажиточных знакомых. Находят виновных в своем безделии среди наций и народностей. Они не думают, как заработать на шикарную квартиру, коттедж или поездку в Париж, а грезят временами бесплатной квартиры и профсоюзной путевки в местный дом отдыха. Плохенько, но бесплатно и как у всех. Нет этого ворья - бизнесменов - и завидовать особо некому! То, что большинство, особенно начинающих, предпринимателей трудятся сутками, им не важно. Перенапрягаться они не хотят, и что самое ужасное, свое нытье по советской мифической благодати эти родители втолмачивают детям. Они не говорят сыну или дочери, что время сложное и другое. Его надо принять как есть: если надо, то переучиваться, приобретать специальность, повышать квалификацию, много работать, пробовать, искать, добиваться и бороться до последнего, чтобы хорошо жить. Зачем... Они рассказывают своим чадам о райских кущах советского строя, когда Отечество решало за тебя судьбу. Потом эти крепкие молодые люди превращаются в социальных иждивенцев, которые обивают пороги министерств, банков, райисполкомов и с уверенностью в голосе требуют им что-то дать, выделить, приобрести со льготой. Они порой не в состоянии отремонтировать бесплатно доставшуюся от родителей квартиру или дом. Здоровая тетка с ребенком на руках жалуется на то, что ЖЭК им не меняет уже 20 лет оконные рамы и не перестилает полы. Дом старый, все прогнило - возмущается она на камеру. Мужчина годов тридцати недоволен, что в его частном доме удобства только на улице и местная власть бездействует, а вокруг богатое жулье понастроило коттеджей. Одна дама негодует по поводу того, что за обеды своих детей в школе ей надо платить. Куда смотрит Министерство образования, у нее ведь муж уже год на бирже труда в поиске! В репортаже с ярмарки вакансий крепкий мужчина возмущен малым пособием по безработице и требует от власти добавить деньжат. Закон о тунеядстве возмутил некоторых индивидуумов. Вы мне обеспечьте бесплатную качественную медицину, школу и садик детям, а работать я пока не хочу. Права человека! Семья с тремя детьми настаивает на выделении им бесплатной квартиры и обязательно в Минске. Имеем права - рожали! Пятидесятилетний военный пенсионер требует пенсию, как у полковника Советского Союза. Ветеран, но не войны, а какого-то труда, заявляет, что построил социализм, и предъявляет требования к власти произвести ремонт в его обветшалом доме. Преподаватель вуза, работающий на ставку, которая позволяет ему уже в 12.00 покидать кафедру, желает достойную его высокому званию доцента оплату труда. Один нам так и написал, что в СССР профессура получала по 300 - 400 рублей. Выньте и положите сейчас в эквиваленте. Я вовсе не преувеличиваю. Он же не написал, что хочет сделать науку прикладной. Даже наша редакция засыпана подобными письмами. Могу себе представить, что творится в органах власти.


Все это и есть гипертрофированная любовь к так называемому советскому прошлому. Так что я не хочу в СССР. А вы? Осознаю, что мои утверждения спорные, и потому готов публиковать ваши мысли, мнения и комментарии. Пишите!



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter