Календарь и традиции

Эх, лапти мои

Наступающая, фактически последняя февральская неделя не отличается богатством традиционных и религиозных праздников, но те, что все–таки есть, объединены общим эмоциональным настроем: холодная пора года уходит, подготовка к весенним работам набирает обороты.


22 февраля в народном календаре — Никифоры–Панкраты. И именно с Никифора приступали к плетению лаптей — легкой и удобной обувки, в которой наш народ прошел немало веков и разных путей–дорог. Плели лапти обычно из липового или лозового лыка, мастерски изготавливали из бересты, а еще шили из кожи, и тогда они назывались постолами. Правда, на Полесье все лапти плетеные считались постолами. Вообще, плетение лаптей — настоящее мастерство, и, если к делу подходить по всем правилам, на изготовление такой обуви уходило немало времени. И все же век лыковых лаптей короткий — всего 2 — 3 недели. Чуть дольше держалась пеньковая и кожаная обувка. Для того чтобы лапти носились подольше, подошвы подплетали пенькой или подшивали крепкой кожей.

Лапти были совершенно незаменимы на покосах, особенно в низинах, слегка заболоченных местах: они как бы держали на поверхности, а вода, если в них и набиралась, тут же уходила, не давая ногам промокнуть. Как вид обуви лапти очень долго продержались у нас, правда, их обладателей пренебрежительно обзывали лапотниками. Но вот исследователь Полесья Эремич во второй половине ХIХ века писал так: «Никакой бархат и атлас не даст ноге такого ощущения мягкости, свободы, тепла и даже нежности, которое она получает в хороших лаптях».

Лапти имели не только утилитарное, практическое, но и обрядовое значение. Их наделяли особыми, даже магическими свойствами, особенно когда дело касалось старой, практически сношенной обуви. Сношенные лапти нельзя было бросать лишь бы где, а можно только класть на крышу. Подобный «лапотный маневр» призван был защитить дом от непрошеных гостей с того света, несущих людям беды и болезни. Благодаря своей технологии изготовления крест–накрест лапти как бы закрывали каналы с «iншасветам» и доступ злым силам к человеку. Старые, сношенные лапти вывешивали на огородах, чтобы увеличить урожай, их подкладывали к гнездам кур, чтобы те несли больше яиц. На свадебный возок, в котором ехала невеста к венцу, ее подружки бросали по старому лапотку в надежде, что этот лапоток вытащит их из статуса девок и ускорит замужество. Если у девушки часто развязывались лапти, это было знаком того, что ее «вздыхатель» думает о ней и скучает. В новый дом после запущенного туда кота затаскивали старый лапоть: считалось, именно в нем домовик переезжает на новое место жительства. Маленьким детям давали играть с лапоточками: в них малыши складывали камешки и возили за веревочку. Лапти клали и ушедшему в иной мир, чтобы усопший «знасiў iх у самай далёкай дарозе».

Теплая погода 22 февраля означала чередование «мороз — оттепель» до самой Пасхи.

23 февраля — Харлампий, хранитель от внезапной, без покаяния, смерти. Интересно, что Харлам считался еще и покровителем чиновников. В этот день почитали также и Прохора, о котором говорили: «На Прохора зима заохала», «Хоть зима и злится, но весну чует».

24 февраля — день святого Власия. Прежде обязательно отмечался в каждом крестьянском доме, ведь Власий — заступник всех животных: и домашних, и диких. С этого момента и до конца февраля пастухи по ночам выходили «окликать» звезды — то есть просить, чтобы овец в стаде стало столько, сколько звезд на небе.

С 25 февраля в течение трех дней полагалось выставлять на утренний мороз зерно, предназначенное для посевов: чуть тронутое легким морозцем, оно делалось более выносливым, закаленным и не боялось весенних холодов и непогоди. Вместе с зерном выносили на мороз лен и пряжу, чтобы нитки выровнялись и отбелились.

Советская Белоруссия № 32 (24914). Пятница, 19 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter