Кто хотел новых ощущений от наступившего года — получите: появилась информация о том, что в центре Минска вскоре прекратит свое существование одно из атмосферных заведений — магазин «Океан». Открытый в 1975 году, он вот уже 45 лет радует публику рыбной продукцией, морскими деликатесами и оригинальным интерьером в виде стен из нержавеющей стальной чешуи. В интернете появилась петиция с просьбой к предполагаемому новому владельцу объекта хотя бы сохранить исторические элементы интерьера и название магазина. Позже в главном управлении торговли и услуг Мингорисполкома слухи опровергли, однако редакционные спорщики успели схлестнуться по поводу судьбы знаковых для многих минчан мест. Один призывает с почтением относиться к истории и ностальгическим чувствам среднего и старших поколений. Второй же считает, что не надо смешивать ностальгию с эгоизмом: как говорится, если выношенная шуба не греет, то надо покупать новую, а уж похожа она будет на прежнюю или нет — это зависит от моды. Интересно, на чьей стороне будет наш беспристрастный рефери?
Что имеем — не храним
Знаете, Александр, мы опять наступаем, как говорится, на одни и те же грабли. Я имею в виду, что еще свежи воспоминания о том, как хотели закрыть знаменитую «Лакомку» на проспекте Независимости. Сегодня все то же самое, только под угрозой якобы оказался ставший за свою почти пятидесятилетнюю жизнь очень популярным у минчан рыбный магазин «Океан».
«Желание — мера ценности» (Бальтасар Грасиан-и-Моралес, испанский писатель, прозаик, теоретик, философ).
Я не против новых магазинов: время идет, и все меняется. Абсолютно понятно, что в современных условиях розничная торговля отдается, как говорят, на откуп, частному бизнесу. И это правильно, так живет весь мир. А государство расширяет свое влияние в более широких и стратегических областях, давая тем самым возможность нормально функционировать и развиваться многим сферам, и в частности торговле. Но понимаете, есть один нюанс. Человеческий. Не хотелось бы устраивать серьезные дискуссии на исторические и психологические темы, однако надо помнить: люди живут не только сегодняшним днем, но и вчерашним, то есть воспоминаниями. И не важно, что в минувшей эпохе мы оставили много проблем, в памяти всегда остаются тот позитив и те традиции, которые всегда вызывают теплую улыбку. Можете называть это ностальгией, но это именно то, что не позволяет нам назвать прожитые годы серыми и унылыми.
Без преувеличения, столичный магазин «Океан» стал за десятилетия культовым. Фактически только здесь во времена СССР можно было купить (если, конечно, повезет) черную икру по 45 рублей за килограмм или дорогие сорта красной рыбы (цен, к сожалению, уже не помню). Как и многие другие дары моря, которые не продавались в обычных гастрономах. Да, были дефицит и очереди. Но парадокс: при средней зарплате в 100—150 рублей икру по 45 рублей и другие дорогие морепродукты разметали в момент и на прилавках оставались только тощая мойва и перемерзший хек, и это в лучшем случае. Магазин стал типичным символом дефицитной советской торговли, в условиях которой постоянно приходилось что-то доставать и пробивать. А ведь людям были нужны еще одежда, мебель, промтовары и т.д. И везде были подобные фирменные магазины, в которых советский человек с боем или без него что-то приобретал…
Сегодня все по-другому: наша жизнь изменилась, слава богу, в лучшую сторону. Старшее поколение напрочь забыло о дефиците потребительских товаров, а молодежь и вовсе не знает, что это такое. Работает закон планетарного действия: «Что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги». Но понимаете, Александр, люди не спешат расставаться со своими воспоминаниями и хотят видеть в современной жизни, в частности в торговле, своего рода преемственность, традиционность и теплоту — все то, чего так не хватает нашим однотипным и холодным супермаркетам с навязчивым и раздражающим своей агрессией маркетингом. Сегодня торговлей и многим другим правит рынок, не будешь соответствовать — окажешься на обочине. Никто и не призывает делать полюбившиеся минчанам места отдыха неприкосновенными. Но если люди пишут письма, надо прислушаться, это же даже не потенциальные, а реальные клиенты, которые готовы платить уже сейчас. Прозорливые собственники это понимают, сохраняя названия блюд, заведений, элементы интерьера и т.д. Если не понимают — ну что ж, как говорится, попробуй раскрути новый бренд с нуля…
В конце концов, сегодня идет речь не столько о магазине «Океан». Как рождаются популярные и успешные бренды? Только благодаря традициям, которые старательно сохраняются, приумножаются и оберегаются. Более того, самые популярные названия могут выходить и на широкую арену, ведь глубоко интернационально то, что глубоко национально.
shamko@sb.by
Лучшее враг хорошего
Многие воспоминания о прошлом мне, Дмитрий, безусловно, приятны, и многие места, где доводилось бывать в детстве и юности, до сих пор порой встают перед глазами. Но жизнь меняется, меняется и все, что нас окружает, это неизбежно. Колбаса «Докторская» образца 2021 года заметно отличается от своей тезки 40—50-летней, а тем более 80-летней давности. Даже если в рекламе пишут «По традиционной рецептуре», ингредиенты все же другие: иные корма у сельскохозяйственных животных — следовательно, и мясо имеет иные характеристики. То же самое и с магазинами. Вспомните «Лакомку» на минском проспекте Независимости. В 2016 году после смены владельца состоялось ее торжественное открытие. Название вроде осталось прежнее, место расположения — тоже, ассортимент в целом сохранен, а впечатления от обновленного объекта совсем другие. И дело не во владельце и изменившемся интерьере. Ну не может в наши дни в центре Минска находиться магазин, где торгуют по убогой советской схеме «взвесил — оплатил в кассе — снова в отдел — забрать товар», и все это с очередями и тратой большого количества времени. Стала ли «Лакомка» после смены собственника хуже? На мой взгляд, нет. От критиков, тем не менее, отбоя не было: «Няма таго, што раньш было».
«Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой» (Фрэнсис Бэкон, английский философ, историк, политик).
История с «Океаном» не выбивается из общей схемы. Рыба и морепродукты давно стали товарами привычными, появилось множество производителей, переработчиков и поставщиков с собственными товаропроводящими структурами. В этой ситуации выжить в одиночку, да еще занимая приличные площади в самом сердце города, очень трудно. Вот и появляются слухи о том, что рыбный магазин может перейти к крупным сетевикам. И это тоже должно восприниматься с пониманием: сегодня для любого бизнес-проекта (а торговля, напомню, это бизнес), помимо атмосферности, важна экономическая эффективность.
Нет прибыли — нет смысла работать, таков непреложный закон бизнеса. С этим нам придется мириться. В свое время из-за изменившихся экономических реалий в столице закрылись магазины «Детский мир» рядом с Главпочтамтом, гастроном «Столичный» возле ЦУМа, изменили формат торговые центры «Вильнюс» и «Рига», с карты города исчезли кафе «Весна» и «Реченька», ресторан «Каменный цветок», детское кафе «Космос», несколько раз менял свою концепцию первый пивной ресторан Минска «Шынок у Лявона»… С каждым из этих канувших в Лету заведений у многих тоже связано немало воспоминаний. Зато на месте многих прежних объектов открылись новые, и они успели обрести преданных поклонников. И ничего, что, к примеру, в исторической части Минска кафе и магазины нередко меняют хозяев и названия — главное, чтобы свято место пусто не было.
В то же время, признаюсь, мне до сих пор непонятно, почему с лица земли в Минске стерли убыточные, но вполне себе добротные кинотеатры «Дружба», «Современник» и «Авангард», стеклянный павильон ВДНХ на улице Янки Купалы, автовокзал «Московский» и другие здания. Часть из них вполне можно было перепрофилировать и дать им новую жизнь. Конечно, на месте образовавшихся котлованов рано или поздно возникнут новые архитектурные комплексы, которым обрадуются уже новые поколения белорусов. У молодежи свои точки притяжения, и не нужно упрекать 18—25-летних в том, что они тянутся в гипермаркеты и на фуд-корты, а не в «ламповые» магазины и кафе. Главное, чтобы интерьер и экстерьер заведений и зданий, где они находятся, в целом гармонировал с общим архитектурным обликом города. В противном случае мы будем получать территории и объекты с неоднозначной репутацией. За примерами далеко от магазина «Океан» отъезжать не нужно — гостиница «не-Кемпински», «дом Чижа» тоже расположены в центре Минска. Но это уже примеры из архитектурной сферы, а следовательно, немного иная история…
nesterov@sb.by
Брейк!
Хорошо понимаю Дмитрия, но не соглашусь с его точкой зрения по причине, которую он сам указал. Магазин «Океан» действительно стал символом времен дефицита, и в потребительском смысле ничего хорошего о тех временах я вспомнить не могу. Это название ассоциируется у меня с понятиями «что-либо достать» и «где-либо выбросили». Помните: «Рыбы не достать, хорошо хоть в «Океане» минтая выбросили». Мне не очень нравится, когда приезжие сравнивают Минск с «заповедником коммунизма», утверждая, что в некоторых магазинах даже сохранился интерьер советских времен. Давно пора идти вперед. И считать деньги. Покрывать стены дорогой нержавейкой можно было в ту пору, когда не особо задумывались о расходах. Сейчас рачительный хозяин подсчитывает, в какую копеечку вылетает регулярный уход за стальной «чешуей», покупка специальной химии и других средств. Об этом почему-то не задумываются возмущенные авторы петиций, им своя личная ностальгия дороже.Для меня большей потерей в свое время стало закрытие кафе «Батлейка» или ресторана «Бригантина», но необходимость в смене их названий не вызывала сомнений — слишком уж явно они отсылали местных жителей и туристов в 70–80-е годы прошлого века. Сейчас уже мало кто помнит, что располагалось на месте нынешних «Фреш кафе». Так будет и с другими заведениями: посокрушаются да забудут. А победа в споре, понятно, присуждается Александру.
rud@sb.by