Желание сохранить пришедшие в упадок «знаковые» объекты — проявление ностальгии или эгоизм?

Эх, хвост, чешуя…

Надо ли сохранять объекты общественного назначения, потерявшие былую привлекательность?

Кто хотел новых ощущений от наступившего года — получите: появилась информация о том, что в центре Минска вскоре прекратит свое существование одно из атмосферных заведений — магазин «Океан». Открытый в 1975 году, он вот уже 45 лет радует публику рыбной продукцией, морскими деликатесами и оригинальным интерьером в виде стен из нержавеющей стальной чешуи. В интернете появилась петиция с просьбой к предполагаемому новому владельцу объекта хотя бы сохранить исторические элементы интерьера и название магазина. Позже в главном управлении торговли и услуг Мингорисполкома слухи опровергли, однако редакционные спорщики успели схлестнуться по поводу судьбы знаковых для многих минчан мест. Один призывает с почтением относиться к истории и ностальгическим чувствам среднего и старших поколений. Второй же считает, что не надо смешивать ностальгию с эгоизмом: как говорится, если выношенная шуба не греет, то надо покупать новую, а уж похожа она будет на прежнюю или нет — это зависит от моды. Интересно, на чьей стороне будет наш беспристрастный рефери?

Что имеем — не храним 

Знаете, Александр, мы опять наступаем, как говорится, на одни и те же грабли. Я имею в виду, что еще свежи воспоминания о том, как хотели закрыть знаменитую «Лакомку» на проспекте Независимости. Сегодня все то же самое, только под угрозой якобы оказался ставший за свою почти пятидесятилетнюю жизнь очень популярным у минчан рыбный магазин «Океан».

«Желание — мера ценности» (Бальтасар Грасиан-и-Моралес, испанский писатель, прозаик, теоретик, философ).

Я не против новых магазинов: время идет, и все меняется. Абсолютно понятно, что в современных условиях розничная торговля отдается, как говорят, на откуп, частному бизнесу. И это правильно, так живет весь мир. А государство расширяет свое влияние в более широких и стратегических областях, давая тем самым возможность нормально функционировать и развиваться многим сферам, и в частности торговле. Но понимаете, есть один нюанс. Человеческий. Не хотелось бы устраивать серьезные дискуссии на исторические и психологические темы, однако надо помнить: люди живут не только сегодняшним днем, но и вчерашним, то есть воспоминаниями. И не важно, что в минувшей эпохе мы оставили много проблем, в памяти всегда остаются тот позитив и те традиции, которые всегда вызывают теплую улыбку. Можете называть это ностальгией, но это именно то, что не позволяет нам назвать прожитые годы серыми и унылыми.

Без преувеличения, столичный магазин «Океан» стал за десятилетия культовым. Фактически только здесь во времена ­СССР можно было купить (если, конечно, повезет) черную икру по 45 рублей за килограмм или дорогие сорта красной рыбы (цен, к сожалению, уже не помню). Как и многие другие дары моря, которые не продавались в обычных гастрономах. Да, были дефицит и очереди. Но парадокс: при средней зарплате в 100—150 рублей икру по 45 рублей и другие дорогие морепродукты разметали в момент и на прилавках оставались только тощая мойва и перемерзший хек, и это в лучшем случае. Магазин стал типичным символом дефицитной советской торговли, в условиях которой постоянно приходилось что-то доставать и пробивать. А ведь людям были нужны еще одежда, мебель, промтовары и т.д. И везде были подобные фирменные магазины, в которых советский человек с боем или без него что-то приобретал…

Сегодня все по-другому: наша жизнь изменилась, слава богу, в лучшую сторону. Старшее поколение напрочь забыло о дефиците потребительских товаров, а молодежь и вовсе не знает, что это такое. Работает закон планетарного действия: «Что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги». Но понимаете, Александр, люди не спешат расставаться со своими воспоминаниями и хотят видеть в современной жизни, в частности в торговле, своего рода преемственность, традиционность и теплоту — все то, чего так не хватает нашим однотипным и холодным супермаркетам с навязчивым и раздражающим своей агрессией маркетингом. Сегодня торговлей и многим другим правит рынок, не будешь соответствовать — окажешься на обочине. Никто и не призывает делать полюбившиеся минчанам места отдыха неприкосновенными. Но если люди пишут письма, надо прислушаться, это же даже не потенциальные, а реальные клиенты, которые готовы платить уже сейчас. Прозорливые собственники это понимают, сохраняя названия блюд, заведений, элементы интерьера и т.д. Если не понимают — ну что ж, как говорится, попробуй раскрути новый бренд с нуля…

В конце концов, сегодня идет речь не столько о магазине «Океан». Как рождаются популярные и успешные бренды? Только благодаря традициям, которые старательно сохраняются, приумножаются и оберегаются. Более того, самые популярные названия могут выходить и на широкую арену, ведь глубоко интернационально то, что глубоко национально.

shamko@sb.by

Лучшее враг хорошего

Многие воспоминания о прошлом мне, Дмитрий, безусловно, приятны, и многие места, где доводилось бывать в детстве и юности, до сих пор порой встают перед глазами. Но жизнь меняется, меняется и все, что нас окружает, это неизбежно. Колбаса «Докторская» образца 2021 года заметно отличается от своей тезки 40—50-летней, а тем более 80-летней давности. Даже если в рекламе пишут «По традиционной рецептуре», ингредиенты все же другие: иные корма у сельскохозяйственных животных — следовательно, и мясо имеет иные характеристики. То же самое и с магазинами. Вспомните «Лакомку» на минском проспекте Независимости. В 2016 году после смены владельца состоялось ее торжественное открытие. Название вроде осталось прежнее, место расположения — тоже, ассортимент в целом сохранен, а впечатления от обновленного объекта совсем другие. И дело не во владельце и изменившемся интерьере. Ну не может в наши дни в центре Минска находиться магазин, где торгуют по убогой советской схеме «взвесил — оплатил в кассе — снова в отдел — забрать товар», и все это с очередями и тратой большого количества времени. Стала ли «Лакомка» после смены собственника хуже? На мой взгляд, нет. От критиков, тем не менее, отбоя не было: «Няма таго, што раньш было».

«Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой» (Фрэнсис Бэкон, английский философ, историк, политик).

История с «Океаном» не выбивается из общей схемы. Рыба и морепродукты давно стали товарами привычными, появилось множество производителей, переработчиков и поставщиков с собственными товаропроводящими структурами. В этой ситуации выжить в одиночку, да еще занимая приличные площади в самом сердце города, очень трудно. Вот и появляются слухи о том, что рыбный магазин может перейти к крупным сетевикам. И это тоже должно восприниматься с пониманием: сегодня для любого бизнес-проекта (а торговля, напомню, это бизнес), помимо атмосферности, важна экономическая эффективность.

Нет прибыли — нет смысла работать, таков непреложный закон бизнеса. С этим нам придется мириться. В свое время из-за изменившихся экономических реалий в столице закрылись магазины «Детский мир» рядом с Главпочтамтом, гастроном «Столичный» возле ЦУМа, изменили формат торговые центры «Вильнюс» и «Рига», с карты города исчезли кафе «Весна» и «Реченька», ресторан «Каменный цветок», детское кафе «Космос», несколько раз менял свою концепцию первый пивной ресторан Минска «Шынок у Лявона»… С каждым из этих канувших в Лету заведений у многих тоже связано немало воспоминаний. Зато на месте многих прежних объектов открылись новые, и они успели обрести преданных поклонников. И ничего, что, к примеру, в исторической части Минска кафе и магазины нередко меняют хозяев и названия — главное, чтобы свято место пусто не было.

В то же время, признаюсь, мне до сих пор непонятно, почему с лица земли в Минске стерли убыточные, но вполне себе добротные кинотеатры «Дружба», «Современник» и «Авангард», стеклянный павильон ­ВДНХ на улице Янки Купалы, автовокзал «Московский» и другие здания. Часть из них вполне можно было перепрофилировать и дать им новую жизнь. Конечно, на месте образовавшихся котлованов рано или поздно возникнут новые архитектурные комплексы, которым обрадуются уже новые поколения белорусов. У молодежи свои точки притяжения, и не нужно упрекать 18—25-летних в том, что они тянутся в гипермаркеты и на фуд-корты, а не в «ламповые» магазины и кафе. Главное, чтобы интерьер и экстерьер заведений и зданий, где они находятся, в целом гармонировал с общим архитектурным обликом города. В противном случае мы будем получать территории и объекты с неоднозначной репутацией. За примерами далеко от магазина «Океан» отъезжать не нужно — гостиница «не-Кемпински», «дом Чижа» тоже расположены в центре Минска. Но это уже примеры из архитектурной сферы, а следовательно, немного иная история… 

nesterov@sb.by

Брейк!

Хорошо понимаю Дмитрия, но не соглашусь с его точкой зрения по причине, которую он сам указал. Магазин «Океан» действительно стал символом времен дефицита, и в потребительском смысле ничего хорошего о тех временах я вспомнить не могу. Это название ассоциируется у меня с понятиями «что-либо достать» и «где-либо выбросили». Помните: «Рыбы не достать, хорошо хоть в «Океане» минтая выбросили». Мне не очень нравится, когда приезжие сравнивают Минск с «заповедником коммунизма», утверждая, что в некоторых магазинах даже сохранился интерьер советских времен. Давно пора идти вперед. И считать деньги. Покрывать стены дорогой нержавейкой можно было в ту пору, когда не особо задумывались о расходах. Сейчас рачительный хозяин подсчитывает, в какую копеечку вылетает регулярный уход за стальной «чешуей», покупка специальной химии и других средств. Об этом почему-то не задумываются возмущенные авторы петиций, им своя личная ностальгия дороже. 

Для меня большей потерей в свое время стало закрытие кафе «Батлейка» или ресторана «Бригантина», но необходимость в смене их названий не вызывала сомнений — слишком уж явно они отсылали местных жителей и туристов в 70–80-е годы прошлого века. Сейчас уже мало кто помнит, что располагалось на месте нынешних «Фреш кафе». Так будет и с другими заведениями: посокрушаются да забудут. А победа в споре, понятно, присуждается Александру. 

rud@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter