Эх, хвост-чешуя...

В институте рыбного хозяйства Национальной академии наук Беларуси выполнена большая научная работа. По сути, здесь изложена программа с анализом сложившейся ситуации и рекомендациями выхода из нее. Готовили ее люди сведущие, компетентные: старший научный сотрудник Георгий ПРИЩЕПОВ и ветеран института Анатолий ОСТАПЕНКО, многие годы занимавшиеся поиском промысловых скоплений рыбы в Мировом океане. Называется их труд «Пути снижения цен на рыбном рынке Беларуси».

Как снизить цены на рыбном рынке Беларуси?

В институте рыбного хозяйства Национальной академии наук Беларуси выполнена большая научная работа. По сути, здесь изложена программа с анализом сложившейся ситуации и рекомендациями выхода из нее. Готовили ее люди сведущие, компетентные: старший научный сотрудник Георгий ПРИЩЕПОВ и ветеран института Анатолий ОСТАПЕНКО, многие годы занимавшиеся поиском промысловых скоплений рыбы в Мировом океане. Называется их труд «Пути снижения цен на рыбном рынке Беларуси».

  • Почему стоимость бесплатных даров моря в разы превышает цену многозатратных мясопродуктов?
  • Время собирать белорусский рыболовецкий флот на Тихом океане и свистать наверх матросов-земляков?
  • Российским бизнесменам и эстрадным звездам выгодно быть судовладельцами, а нам — нет?

Но прежде чем подступиться к этой проблеме, обратим внимание на ряд аспектов. Мало кто знает, но Минздравом Республики Беларусь предусмотрено и утверждено среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов от 16 до 24 килограммов на человека. Физиологически обоснованной нормой считается 18 килограммов в год. Всякой рыбы: океанической, озерно-речной и прудовой. Но упор сделан на дары морей и океанов. В результате рацион рыбного стола белорусов более чем на 90 процентов состоит именно из них. Не изменится он и в будущем, считают ученые. «Удовлетворение потребностей населения с различным уровнем доходов в рыбопродуктах придется решать в основном за счет ввозимой в страну морской рыбы в объеме до 160 тысяч тонн в год», — говорится в подготовленном документе.

Кто ввозит морскую рыбу в страну? Основные компании — «Асстра Вайсруссланд», «Белтранслайн», GoIIner spedition, «Инстар Лонджистик», «Квенбергер», «Миртранс», «Милитцер и Мюнх» и другие. Судя по названиям фирм, лидерство за немцами. Они одни из главных поставщиков океанической рыбной продукции. Не отстает и Россия. Оттуда поступает рыба к нам из Калининграда, Санкт-Петербурга, Мурманска, Владивостока. Во что обходятся эти поставки? За январь—ноябрь 2009 года стоимость всей поставленной Беларуси рыбной продукции составила свыше 220 миллионов долларов. Сегодня эта сумма значительно выше. В нее входят: отпускные закупочные цены на рынке сбыта, затраты на транспортировку от рынка сбыта до пунктов реализации и переработки. Переработка мороженой рыбы увеличивает цену почти на 90 процентов. А добавьте сюда сумму биржевых торгов. Приплюсуйте оптовые надбавки импортеров, таможенные пошлины, НДС, торговые надбавки. В итоге мы имеем парадоксальное явление: стоимость бесплатных даров моря, доставка их и переработка в разы превышает стоимость мясопродуктов, затраты на получение которых несоизмеримо выше.

— Больше всего хочется кричать, когда видишь огромное количество всевозможных негосударственных организаций-посредников, которые зарабатывают несоизмеримо большие деньги, чем рыбаки, не прилагая при этом значительных усилий, — возмущается Георгий Прищепов. — А страдают люди, мы с вами. Среднестатистический гражданин нашей страны никак не может выйти на потребление установленной медицинской нормы рыбопродуктов. При таких ценах он рыбу мало покупает. В этом году стоимость мороженой рыбы и продуктов ее переработки выросли на 50—60 процентов, а на деликатесную рыбу более чем на сто.

В Советском Союзе существовала государственная монополия на ведение добычи рыбы, на ее переработку и реализацию. Но эта мера держала в экономической узде цены на рыбную продукцию долгие годы. Кстати, и Беларусь имела в те времена квоты на вылов пикши и трески в Баренцевом море. Рыба на прилавках магазинов была и стоила копейки. С распадом Страны Советов все это оказалось в прошлом. А весь флот России, прописка которого далеко за пределами Российской Федерации, быстро перешел во владения частных фирм.

Из этой армады мы не получили ни суденышка. И винить сегодня некого. Да и зачем? Надо, считают авторы доклада, создавать свой рыболовецкий флот. Это единственно реальный путь выхода в создавшейся ситуации. Есть опыт ряда европейских стран, у которых нет выхода к морю, но есть свой рыболовецкий флот. Его можно взять за основу, можно пойти своим путем. Кстати, эта тема горячо обсуждалась в Беларуси еще в 1997 году. Была разработана даже «Концепция создания морского добывающего флота Республики Беларусь». Но она и по настоящее время осталась невостребованной. А жаль. Наличие добывающих судов во многом ускорило бы разрешение проблем, связанных с обеспечением граждан страны рыбной продукцией, устранило бы огромную череду посредников. Но главное — цены снизились бы. И намного.

— Георгий Прокофьевич, но создание своего флота больших денег стоит. Таких денег нет в нашей стране.

— Есть. И эти деньги по отношению к экономике страны не такие и большие. Если мы на каких-то паритетных началах возьмем инвалютный кредит на покупку судов под гарантию Правительства, то этот кредит довольно быстро окупается. Всего за год-два. Наиболее предпочтительны немецкие траулеры типа «Моонзунд», стоимость одного из них предположительно может составлять 5 миллионов долларов. Они способны вести автономный промысел донными и пелагическими тралами в отдаленных районах Мирового океана. По своим технологическим возможностям судно достаточно универсально и может производить в сутки 60—70 тонн мороженой рыбы, 10—12 тонн рыбной муки, 25 тысяч условных банок консервов, до 4 тонн рыбьего жира, перерабатывая 125—150 тонн рыбы в сутки. Учитывая производительность одного судна и продолжительность промысла до 270 дней в году, один «Моонзунд» за год может производить 15—17 тысяч тонн мороженой рыбы, около трех тысяч тонн рыбной муки, 6250 туб консервов и одну тысячу тонн рыбьего жира. Для полного удовлетворения потребности населения Беларуси в рыбе и рыбопродуктах потребуется десять таких траулеров. Но, учитывая ряд обстоятельств, страна может обойтись и тремя судами такого типа. А для ускорения валютной окупаемости проекта и получения наибольшей прибыли целесообразно сразу после приобретения траулеров переоборудовать их на выпуск сурими. На мировом рынке продукт пользуется повышенным спросом и высоко ценится. Япония платит за тонну поставляемого сурими около 5 тысяч долларов. Вот такая арифметика.

— Ну, траулеры купим, а где команду набрать, специалистов?

— На южных промысловых судах, где я работал, наших земляков было мало. А в северных и западных пароходствах — много. Это — Мурманский траловый флот, управление промысловых судов Калининграда. Численность белорусов на тамошних судах составляла 50—60 процентов. От низшего морского ранга до высшего. Даже после того как флот был в большинстве акционирован, продан различным ведомствам, передан частникам — остались там, конечно, белорусы. Думаю, не менее 30 процентов. Поэтому есть возможность набрать плавсостав на морские суда различной мощности, кого-то подучив, переучив. И на конкурсной основе отобрать лучших специалистов. В этом плане нас поддерживают бывшие моряки Беларуси, а также земляки, живущие и работающие во Владивостоке, Калининграде, Мурманске, которые заинтересованы в том, чтобы мы не «уронили» рыбную отрасль. А где ловить рыбу? Предпочтение следует отдать морям Тихого океана, в частности Охотскому и Беринговому, морским районам северо-западной и юго-восточной Африки, где есть огромные скопления промысловой рыбы.

— Если мы, действительно, заимеем три траулера, начнем промысловый лов, как быстро снизится цена на морскую рыбу?

— Поначалу, я думаю, страна погасит кредиты, которые брала на покупку судов. Естественно, поставка рыбы на внутренний рынок будет невелика, а продажа за рубеж — максимальной. А если мы сумеем в течение года-двух погасить долги, то ситуация резко изменится.

Есть еще один путь. Даже те государства, которые находятся непосредственно у океана, та же Америка, имеют минимум добывающих рыболовецких судов. Но они выходят из положения за счет того, что закупают продукцию или же устанавливают свой флаг на судах других государств. И, эксплуатируя их, значительно снижают стоимость вылавливаемой рыбы. И ввозят ее на внутренний рынок.

— Георгий Прокофьевич, а могла бы Беларусь поднять свой флаг на судах других стран?

— При определенной договоренности — да! Какие-то пути совместного вылова рыбы с другими государствами наверняка можно найти. Это мое мнение. С латышами, литовцами, эстонцами. Только не надо преследовать никаких политических интересов. Интерес должен быть один — экономический. И дело пойдет.

Какие еще есть предложения? Надо сократить до минимума количество торговых посредников на пути «море — магазин». Сокращение лишних торгашей позволит снизить цены на 30—40 процентов. Не сомневайтесь, подсчитано. Значительное снижение цен также возможно путем исключения налогообложения на рыбу и рыбопродукты на промежуточных этапах ее движения к потребителю в пределах единой организационной структуры, например, рыбопромышленного холдинга. При этом наибольшего снижения цен можно достичь путем организации розничной торговли рыбопродуктами через сеть фирменных магазинов. Вспомним опыт «Виталюра». А заодно надо совершенствовать хозяйственное и налоговое законодательство страны, где пока не определен правовой статус такого юридического лица, как холдинговая компания. Есть еще ряд предложений: и заключение контрактов на тендерной основе, и создание службы маркетинга по изучению мировых рыбных рынков, и совершенствование управления отраслью. А для этого нужен Государственный комитет Республики Беларусь по рыбной промышленности и рыбному хозяйству. Или концерн, куда бы вошли все рыбхозы страны, компании, занимающиеся поставкой рыбы, такие как КУП «Белрыба», ЧП «Виталюр», и создаваемый морской рыбодобывающий флот страны.

В не столь далекие времена на глади бухты Золотой Рог Владивостока базировались суда, принадлежащие Иосифу Кобзону, Алле Пугачевой, депутатам Государственной Думы РФ, видным бизнесменам. Думаете, это блажь какая или дань моде? Нет. Российские звезды, бизнесмены и фирмачи всегда держали и держат нос по ветру и на этот ветер зря денег не бросали. Они четко знали: морское рыболовство — очень выгодное дело. Это прибыль, валюта. Отрасль была и осталась такой. Следовательно, и рыбной бригантине под названием «Беларусь» надо выбирать тот курс, который ведет в промысловые зоны Мирового океана. И ветер века пусть дует и в наши паруса!

Евгений КАЗЮКИН, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter