Какой дальнейший путь и есть ли он у вековой дороги в деревне Мойсичи?

Эх, дороги…

Они появились в начале шестидесятых и сразу завоевали популярность. И востребованы до сих пор! Речь идет о таких газетных рубриках, как «Письмо позвало в дорогу», «Командировка по письму», «Письмо без марки» и т.д. Широкий интерес был обусловлен не только тем, что читательская почта — это непредсказуемая в своем разнообразии подлинная человеческая жизнь, но и потому, что вмешательство корреспондента, выезжающего в командировку, чтобы на месте разобраться с ситуацией, часто было очень эффективным. Письмо от жителей деревни Мойсичи, что под Молодечно, позвало в дорогу, чтобы…  посмотреть на дорогу.


По сельским меркам внушительную не только своей протяженностью в 1300 метров, но и тем, что она сделана из камня. Вот его-то и подточила не только вода, но и время. Улице Центральной недавно исполнилось 450 лет. Пронзившей ее булыжной мостовой лет поменьше, около 100. Именно эта мостовая стала причиной перефразирования известной песни Юрия Антонова. В исполнении местных жителей она звучит так: «Есть улица Центральная, а нам милее Новая…» Вряд ли в шлягере подразумевалась улица Центральная поселка Мойсичи. Хотя все может быть. Ведь именно в Молодечно в 1957 году 12-летний Юра Антонов впервые вышел на сцену городского Дома культуры и позже здесь окончил музыкальное училище. Не исключено, что в Мойсичах он бывал, ведь от дома, где он жил (тогда ул. Жданова, сегодня — Машерова. — Прим. авт.), до этой деревеньки на велосипеде минут 20 езды. И, кстати, в песне упоминается еще одна улица Мойсичей — Луговая. Напомним строки: «И, может, на Сиреневой, а может, на Каштановой, а не на этих улочках — тогда на Луговой».

Праздник на чужой улице


Почему шлягер приобрел новое звучание и смысл, рассказывает жительница деревни Мойсичи Елена Станиславовна Круковская: «Улица Центральная, на которой я живу, — уникальная, ей недавно исполнилось 450 лет! Местные власти по этому поводу решили организовать гулянье. Каково же было изумление жителей улицы, когда мы узнали, что на празднике все начальство и гости соберутся возле каплицы, а дальше они пойдут не по нашей разбитой мостовой, а повернут на соседнюю улицу Новую, где и состоится гулянье. Понятно почему! Там и асфальт новенький, и домики аккуратные.



Согласитесь, это смешно как минимум. 450-летие у улицы Центральной, а отмечают на улице Новой, которой всего лет 10!»

Действительно странно. Это как если бы, например, у двоечника Пети был день рождения, но одноклассники поздравили бы отличника Костю. Чем же руководству так не приглянулась для празднества улица Центральная? Неужели разбитой столетней «каменкой», о которой сообщили в письме жители поселка Мойсичи? Рассказывает автор послания в редакцию Иосиф Синяк: «Ну стыдно, правда, за эту дорогу! Она вела к военному аэродрому, и по ней многотонные автомобили возили авиационное топливо и т.д. Конечно, годы и деятельность людей не пощадили ее. Местами она вздыбилась, местами брук (булыжная мостовая) просел. Я уже лет девять пытаюсь уговорить власти привести дорогу в порядок, но, увы, все тщетно. Ответ один: «У вас не самая плохая дорога. Возможно, включим ее в план на капитальный ремонт на 2020 — 2025 годы».

Житель Мойсичей Александр Круковский.

Перспектива, скажем прямо, не очень. Это неприятное, но очень удобное слово «возможно» делает обещание нежизненным. Потому что всегда можно будет сказать: «Мы же говорили вам — возможно! Ну не получилось! Включим вашу дорогу в план на 2025 — 2030 годы… Возможно». По правде говоря, глядя на дорогу, думаешь не о людях, а о технике, которая по ней передвигается… Человек, он ведь ко всему привыкает. Как, например, жительница Мойсичей Елена Круковская:

«Недавно после дождя были заморозки и дорога покрылась льдом. Я вечером ходила в гости к соседке, так упала с дороги в откос и не могла встать. Ползла до обочины, как партизан. Когда все разливается, то грязь здесь невозможная».

1 ноября, в день визита журналиста в Мойсичи, стояла сухая теплая погода. И первое впечатление о дороге было вполне приличным. Сомнения появились при движении на автомобиле. Ехать по каменке можно было со скоростью максимум 10 — 15 километров в час. При малейшем ускорении подвеска автомобиля начинала тревожно греметь. Плюс в этом разве что для автослесарей СТО, а также кошек и кур. При низкой скорости транспорта они вряд ли попадут под колеса. Хотя нет, иногда им стоит опасаться приезда коммунальных служб, отвечающих за «брукаванку». Вот что рассказала исполняющая обязанности заместителя директора по коммунальным вопросам МГПУП «Коммунальник» Татьяна Полякович: «Грех местным жителям жаловать на эту дорогу! Она же вечная, из камня сделанная. Будь мы где за границей, нас бы в тюрьму посадили, если бы мы ее разобрали и асфальтом закатали. Ездить по ней невозможно? Мы сегодня с директором ДРСУ-195 на этой дороге со скоростью 60 километров ехали! Местами разве что снижали». По правде сказать, чтобы разогнаться на Центральной улице до 60 километров, надо быть или автокаскадером, или сидеть за рулем вездехода. Татьяна Леонидовна «протестировала» дорогу на служебной «Волге». И это многое объясняет: машина больно хорошая. И дорога тоже вполне достойная, продолжает убеждать Татьяна Полякович: «Есть дороги у нас похуже. Жители недовольны? Что мы можем сделать? Ну ее можно только ремонтировать путем ямочного ремонта и подсыпкой песка и гравия. Там даже грейдер не пустишь, ведь она каменная. Если жители настаивают на капитальном ремонте, то давайте вместе подсчитаем, во что он может обойтись местному бюджету. Для примера приведу стоимость трехсот метров новой дороги на улице Чапаева в Молодечно. С ливневкой, тротуаром и освещением она обошлась бюджету в 370.000 рублей. В Мойсичах дорога в четыре раза длиннее и она из камня. Представляете, сколько надо средств, чтобы только его убрать? А у нас в ответственности 440 километров дорог. И есть такие, куда надо в первую очередь направлять средства. То есть мы идем от худших дорог к лучшим. Улица в Мойсичах у нас на третьем месте. Не с худшей стороны. В ближайшие дни мы ничего серьезного здесь не планируем, но можем в перспективный план включить на 2021 — 2025 годы. Повторюсь, что мы все, что можем, делаем».

Иосиф Синяк уверен, что, если в Мойсичах сделать хорошую дорогу, село заживет новой жизнью.

Что такое шароварка?


В этом месте хотелось бы сделать небольшое отступление, чтобы поразмышлять над этой дорожной историей. С одной стороны, мне как журналисту определенно хочется помочь людям, которые много лет добиваются от местных властей добротного ремонта, но все ограничивается подсыпкой и утрамбовкой. Увы, недолговечных. С другой стороны, можно понять коммунальщиков, у которых в одной руке солидный список разбитых дорог, а в другой ограниченные для ремонта средства. И конечно, в идеале на месте искореженной временем «брукаванки» хотелось бы видеть широкую асфальтированную улицу с тротуарами и фонарным освещением. Но ведь если это случится, то на один исторический артефакт в Беларуси станет меньше. И тогда каменные мостовые прошлого столетия нам скоро придется на пальцах считать. Здесь надо думать не только о том, как благоустроить жизнь сельчан, но и о том, как сохранить то, что сегодня кажется ненужным, а завтра станет весьма значительным и важным. Как говорится, что имеем — не храним… Мне, например, был крайне интересен сам факт происхождения названия Мойсичи. Коренная жительница деревни Гражина Корнеева рассказала, что когда-то тут кругом были болота и густые леса. За лесом часто приезжали покупатели, и тогда хозяева наделов кричали им: «Мой сячы! Мой сячы!»

Также моя собеседница вспоминает рассказы отца, который в 1937 году на дороге отбывал шароварку: «Это такая своеобразная натуротработка, когда каждый должен был отработать на дороге по месяцу. Я тогда была совсем маленькой, но тоже ходила на шароварку. Мужики носили камни, а мы, дети и женщины, помогали утрамбовывать».

Елена Круковская шутит, что однажды, упав с дороги в канаву, ползла наверх, словно партизан.

Детские воспоминания Гражины Вячеславовны рассеиваются при мыслях о нынешних проблемах: «У меня муж лежал парализованным пять лет, а врачи скорой помощи не хотели к нам на улицу ехать. Говорили, что дорога разбитая. А мы же не просим бетонку! Просто сделайте нормальный ремонт, чтобы людям не страшно ходить и ездить было». Автор письма в редакцию Иосиф Синяк на проблему смотрит шире, он уверен, что если привести улицу Центральную в порядок, то сюда поедут люди и деревня заживет новой жизнью. Благо до Молодечно всего три километра, а до Минска на автомобиле за час доехать можно. Ну а пока люди пытаются возродить шароварку: кто-то песком яму подсыплет, кто-кто щебнем, кто-то золой… Так и живут…

Кстати, еще один любопытный факт. Когда на улице несколько лет назад проводили газ, то местами часть каменной дороги приходилось разбирать. На глубине двух метров находили сохранившиеся деревянные лаги, которые, судя по всему, подкладывали под телеги, застрявшие в грязи. Сколько еще интересного зарыто под двухметровым культурным слоем в деревне Мойсичи — неизвестно, но за 450 лет эта местность многое повидала. А вот увидим ли все мы однажды достойную дорогу, о которой мечтают жители улицы Центральной, покажет время.

СПРАВКА «СБ»

• Село Мойсичи берет свое начало с 1575 года. Являлось шляхетской собственностью.

• На сегодняшний день в Мойсичах три улицы (Центральная, Новая, Луговая). Постоянно проживает 222 человека, 95 домов. 25 процентов населения — сезонные жители, использующие дома как дачи.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter