Эх, дороги...

С началом строительства дорог Америка в свое время выходила из депрессии. Так поднималась из кризиса и послевоенная Германия. Да мало ли кто восстанавливал экономику прокладкой современных магистралей?..
С началом строительства дорог Америка в свое время выходила из депрессии. Так поднималась из кризиса и послевоенная Германия. Да мало ли кто восстанавливал экономику прокладкой современных магистралей? Это средневековый крестьянин мог жить, не выезжая за околицу своей деревни. А в эпоху интенсивного товарообмена (иначе не назовешь) без классных коммуникаций не обойтись. В Беларуси это, кажется, осознали чуть раньше, чем в соседних России, Украине. По крайней мере, добираться сегодня, например, из Пинска в Минск, а из Минска в Могилев — одно удовольствие. Водители — народ, любящий крепкое словцо. Но в последние годы на трассах редко услышишь брань (по поводу самих трасс)...

Однако дороги — не только канал передвижения, но и средство зарабатывания средств. Тем более в нашем золотожильном в географическом смысле положении. Как у нас с придорожным сервисом? Помните монолог Задорнова о том, как интуристов высадили в придорожном лесочке?.. Туалета они среди деревьев так и не нашли. Говорят, подобное недопонимание с французскими вояжерами имело место и в Беларуси. Не удивляюсь. Во Франции ведь едва ли не через каждые десять километров — заправка, кафе, душ, туалет. Привыкли там люди к комфорту. Не разочаруют ли их наши дороги и в следующий раз?..

Сказать, что с придорожным сервисом у нас дела обстоят из рук вон плохо, язык не повернется. Проблема не единожды поднималась в печати. Обсуждалась в Правительстве. Принимаются программы, постановления... Было бы странно, если б после всего этого дело не сдвинулось с мертвой точки. И оно сдвинулось. Проедьте по трассе М–1 из Минска в Брест. Есть где и перекусить, и переночевать. Правда, как выяснили недавно сотрудники Комитета госконтроля, даже на этом, передовом участке, бывает, настигнет путника разочарование. Часть трассы — почти как во Франции: через каждые 20 — 30 километров АЗС, кафе, туалеты... А потом — провал. Целых 100 километров — ни стоянки, ни уборной... Еще сложнее на трассе М–5 по дороге из Минска в Гомель. 120 километров сплошной «мертвой зоны». Нет даже СТО и медпунктов.

Придорожный сервис ютится поближе к областным городам. Между ними желающих оказывать услуги туристам и перевозчикам, бывает, днем с фонарем не сыщешь. Хотя в соответствующих госпрограммах прописано: объекты обслуживания должны быть через каждые 25 километров дороги.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги?

Я спросил у Ольги Дрожиной, замначальника государственной торговой инспекции КГК: почему ж не выходит бизнес на большую дорогу? Километров, скажем, на 70 — 100 от больших городов. Сложно завезти в удаленные кафе продукты и набрать персонал? Но ведь и во Франции, наверное, сложно. Страна эта тоже не из одних мегаполисов состоит. Почему бы не вовлечь людей из придорожных деревень в сферу обслуживания водителей и пассажиров?

Корень причины того, что бизнес, особенно частный, не спешит «выходить на дороги», судя по всему, не в расстояниях. «Если уж говорить прямо, он — в чиновничьей заскорузлости, неповоротливости», — подвела черту Ольга Дрожина.

Вот один пример, извлеченный из материалов госконтроля. Три года (!) шло согласование проектно–сметной документации на реконструкцию автостоянки у кафе «Минутка» Кобринского райпо. Такую дистанцию не каждый марафонец выдержит. Многие бросают затею, не дождавшись заветных печатей и подписей.

Кроме привычных бюрократизма и волокиты, есть и иные «тормоза» в развитии придорожного сервиса. Налоги у нас, как известно, ощутимые. А выручка вдали от городов не так уж велика. Может быть, стоит предусмотреть какие–то стимулы для моек, кафе, СТО? А то ведь что получается? Как показали проверки, предприниматели, работающие вдали от городов, так и норовят сегодня обвесить, обсчитать, не выдать чек, укрыть доходы... Поставить возле каждого контролера? Уверен, это не выход. Лучше бы создать теплый административный и налоговый климат. Привлечь в сферу серьезные компании, в том числе иностранные. Развить конкуренцию. «Шелуха» тогда сама отсеется. Либо будет работать как положено. Повышая качество, снижая цены... И любая дорога станет сплошным удовольствием.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter