Кто проворнее — заяц или контролер?

Эх, догоню!

В Минске начали по‑новому ловить зайцев в общественном транспорте. Если раньше контролер заходил в салон автобуса или троллейбуса лишь на остановке, то теперь он может с помощью специального жезла остановить транспорт в любой точке маршрута во время движения. Наш вопрос российским читателям: а как бы вы решили проблему безбилетников?

Проблема в голове: нужно, чтобы люди осознали, что не платить за проезд — стыдно.
PHOTOXPRESS

Василий Гуслянников, в начале 90‑х — президент Мордовии:

— Мое мнение — надо сделать общественный транспорт бесплатным для всех. Деньги на это есть — федеральный бюджет РФ в последние годы профицитный. А затраты на всех этих контролеров, билетеров, печать билетов и прочие расходы — а это огромные деньги в масштабах страны! — предусмотреть в бюджете как компенсацию транспортным организациям. Это было бы правильно не только с позиций социальной справедливости, ведь общественным транспортом пользуются небогатые слои населения, но и с чисто экономической точки зрения. Почему в Саранске давно нет контролеров? Потому что они себя не окупают. В Москве эту проблему решают иначе — автоматы, турникеты. Но если посчитать — а сколько стоят эти автоматы и их обслуживание?

Алексей Трофимов, студент Казанского госуниверситета:

— В Казани в любом общественном транспорте есть свой кондуктор. Но и с ним можно проехать бесплатно. Когда автобус переполнен, делаешь вид, что ты уже оплатил проезд, и кондуктор проходит мимо тебя. В редких случаях они сами предлагают заплатить за проезд меньше 27 рублей, складывая денежку, по всей видимости, себе в карман. Или «по льготной» цене продают вчерашние билеты. С недавнего времени в Казани можно оплатить проезд с помощью банковской карты, на квитке печатается время покупки. И ушлые кондукторы, видимо, собирают по салону такие вот оставленные пассажирами талончики и еще раз продают их.

Галина Кузнецова, пенсионерка, Екатеринбург:

— Я считаю, что не надо проверять, оплачен ли проезд. Кто ездил с билетом, тот так и будет ездить. А кто катался зайцем, тот и дальше будет обманывать контролеров. Сама я всегда покупаю проездной на месяц. Но в молодости тоже жульничала, пока меня муж не пристыдил.

Любовь Шрамко, сотрудник министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области:

— Проблему зайцев надо решать, только работая с обществом. Нужно, чтобы люди осознали, что не платить за проезд — стыдно. Ситуация с курением начала меняться тогда, когда началась кампания по борьбе с ним. Сейчас уже многие люди стали скрывать, что курят. Так что проблема в голове. У нас часто просят: поставьте знак, чтобы водители не разгонялись, не нарушали. Тут хоть всю дорогу «укрась», но если водителям не стыдно нарушать... Так что нужна грамотная пиар‑кампания, тогда и зайцев не будет.

Р. Мерзляков, В. Зотикова, О. Платонов, А. Шепелева.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter