Екатерина Тихомирова: «Хочется быть достойной доверия зрителей»

Ведущая «Первого информационного» Екатерина Тихомирова о работе над проектом «Время выбрало нас», самокритике и живой памяти о Великой Победе

Телеведущей «Первого информационного» Екатерине Тихомировой впору сниматься в шпионском сериале (ау, режиссеры!). Как правило, именно такие хрупкие, изящные девушки в финале шпионских историй припирают злодея к стенке. Пресловутая многозадачность для Екатерины, переехавшей с семьей из Калининграда в Минск в 2019 году, — успешные рабочие будни. Судите сами, Тихомирова — автор нашумевшего расследовательского проекта «Изнанка. Революция 2023», ведущая «Панорамы», автор рубрики «Катюшин расчет», начинавшейся в «Главном эфире» и теперь перешедшей в сетку «Первого информационного». Еще Екатерина стала одним из авторов сценария документально‑аналитического цикла «Время выбрало нас». Мы беседуем о тонкостях телевизионной кухни.


— Екатерина, что изменилось в вашей жизни с появлением «Первого информационного»?

— С его появлением жизнь изменилась кардинально у всех, кто работал в АТН. Скажу больше, она изменилась даже чуть‑чуть раньше, потому что глобальная подготовка по запуску такого масштабного проекта шла буквально нон‑стоп, регулярно проходили тракты — репетиции выхода в прямой эфир. Сейчас работа на «Первом информационном» занимает большую часть моего времени — новостной поток просто огромный. К устоявшейся «Панораме», которую я вела, добавились утренние передачи «Первого информационного» с гостями в прямом эфире. Каждое утро к нам в гостевую зону приходят эксперты, с которыми мы обсуждаем самые актуальные темы. Кроме этого, никуда не делись выпуски моей авторской рубрики «Катюшин расчет». И если раньше они выходили один раз в неделю, то теперь — два‑три раза. Таким образом, если подытоживать, что изменилось? Прежде всего, мое появление на экране увеличилось в разы. Шесть раз в неделю точно, бывает и семь. И если формально заканчивается рабочий день, то ты понимаешь, что он не заканчивается. Да, ты приезжаешь домой, но все равно, сделав все свои дела, уделив время мужу и ребенку, берешь ноутбук и готовишься к тому, что будет завтра, думаешь о том, что нужно сделать в ближайшем выпуске новостей или рубрике.

— В одном интервью вы признавались, что боитесь камер прямого эфира. При такой нагрузке эта боязнь ушла?

— Безусловно, я стала спокойнее. Но волнение, адреналин, понимание степени ответственности, когда смотришь на эти часики до выхода в прямой эфир, должны оставаться. Нельзя быть самоуверенным.

— О продолжении расследовательских проектов не думали?

— Нагрузка сейчас настолько большая, что документальные проекты расследовательской журналистики на данном этапе поставлены на паузу. После проекта «Изнанка. Революция 2023» я сделала пранк‑расследование «Изнанка: фондовая прачка», посвященное отмыванию денег в экстремистском фонде Байсол, «Изнанка: казнокрады. Мафия Белсата». И несколько серий интервью с кандидатами в президенты Литвы «Изнанка: Литва. Выборы».
Что касается документальной журналистики, в этом году у меня был колоссальный опыт — я стала одним из авторов сценария огромного документально‑аналитического цикла «Время выбрало нас». 
Кажется, мне достался самый ответственный период — 2020 — 2022 годы. Конечно, каждый автор проекта так скажет о своих сериях, но мои четыре серии вместили очень много глобальных событий, произошедших в Беларуси и мире. Это и попытка госпереворота в Беларуси, и ковид, и много еще чего. Все это свежо в памяти. Много об этих событиях говорилось, я сама готовила ряд сюжетов о 2020‑м, и мне хотелось привнести туда что‑то новое, но чтобы это было понятно зрителям и через десять, и через двадцать лет.


Над проектом работала большая команда во главе с председателем Белтелерадиокомпании Иваном Эйсмонтом, авторам сценария доверили самостоятельно выбирать стиль повествования и выбор спикеров. Свои первые сценарии я стала писать в марте прошлого года. Если посмотреть фамилии авторов, это все признанные журналисты Белтелерадиокомпании, которые очень долго занимались авторской и документальной журналистикой. 
По‑моему, результат получился грандиозным. Проект достоин того, чтобы его показывали в школах ученикам старших классов на уроках по новейшей истории Беларуси.
— Екатерина, вы чувствуете обратную связь от зрителя? Недавно министр информации Марат Марков озвучил цифры, что доверие к госСМИ со стороны белорусов неуклонно растет. Мне кажется, в этом есть заслуга таких профессионалов, как вы.

— Конечно, хочется быть достойной доверия зрителей. Я получаю сообщения в социальных сетях, со мной здороваются незнакомые люди на улице и благодарят за работу. Думаю, обратная связь зависит от конкретного проекта — насколько он взбудоражит общество. Я помню, что в 2020 году, когда произошло разделение общества, было очень сложно общаться с людьми противоположных политических взглядов. 
Сейчас я вижу: многие разочарованы в так называемой белорусской оппозиции. Общество изменилось, агрессии, непримиримости стало заметно меньше.
— Наверняка за это время сталкивались с хейтом. Как справляетесь?

— Мы все сталкиваемся с ним, и хейт бывает разным. После выпусков «Катюшиного расчета» о так называемом «полке Калиновского» был сильный прессинг. Среди боевиков полка есть разного рода радикалы, в том числе и украинские. Известный своими преступлениями в Украине один неонацист писал мне в личные сообщения. Много грязи вылили на меня после материала о вербовке гражданина Грузии украинским посольством… 
После выходов «Изнанки», посвященных интервью кандидатов в президенты Литвы, на Западе вышел отдельный методический материал на английском языке — как не попасться на удочку Екатерины Тихомировой и Ивана Эйсмонта. 
Там было расписано по пунктам: что можно делать, а что нельзя. Такие вещи воспринимаешь как настоящее признание. Если есть рядом родные и близкие люди, которые дают силы идти дальше, никакой хейт не страшен. Можем только посмеяться. В самой Беларуси никакой агрессии и угроз нет. Все они идут из‑за границы.

Соцсети для вас инструмент работы или личного пиара?

— Социальные сети вести я не научилась. Может, это и неправильно. Свои фотографии выложить могу, а вот мужа и ребенка крайне редко. Ребенок был удален из соцсетей еще по журналистскому опыту жизни в Калининграде. Когда украинские «товарищи» пытались добыть информацию обо мне, они изучили все. Приятного здесь мало. Личное должно оставаться личным.

— Дед вашего мужа Владимир Давыдов долгие годы был военным прокурором Балтийского флота, а после — Белорусского военного округа. Две ваших семейных линии тесно связаны с Великой Отечественной войной: Полищуки по материнской линии освобождали Украину, после восстанавливали Севастополь. Салюки (по отцовской линии) гнали немецких захватчиков до Кенигсберга… С каким чувством будете встречать 80‑летие Великой Победы?

— 9 Мая — важный день для моей семьи и моего ребенка. Увы, ушли наши дедушки и бабушки, которые рассказывали о войне. Это были люди другой закалки и воспитания. 
Я родилась в городе‑герое Севастополе, который был стерт с лица земли. Детство провела в городе героического мужества Калининграде. Сейчас живу в городе‑герое Минске. Мне хочется хранить в себе атмосферу этих городов и не терять связь между ними. 
9 Мая всегда едем в Хатынь, чтобы услышать этот колокольный звон. Хочу заложить своему ребенку должное понимание тех событий, чтобы он понимал, какая трагедия случилась.

Победа — это не просто слово. Это Победа жизни над смертью. Если бы не героизм наших прадедов, нас бы сегодня здесь не было.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter