В поисках утраченного: зимняя одежда белорусов на фотографиях и открытках конца XIX - начала ХХ века

Его величество кожух

Современному человеку защитить себя от холода легко. Выбрать куртку на пуху или легком синтепоне труда не составляет. А вот нашим предкам приходилось затрачивать немало усилий, чтобы уберечься от мороза зимой. Изготовление кожухов отнимало много физических сил и времени. В семьях, где таким ремеслом не владели, приходилось платить немалые деньги мастерам. Их называли кушнерами.

О том, что и как носили в студеную пору наши прадеды, мы спросили у старшего научного сотрудника Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Валентины Белявиной.


Белорус из Лемешевичей Пинского уезда. Начало ХХ века.

Деревенская баба из Трибушков Слонимского уезда. Начало ХХ века.

Белорус из Пинского уезда. Начало ХХ века.
   

Дед и внук. Осташино, Новогрудский р-н.Начало ХХ века.

«Апуха даражэй кажуха»

Зимней одеждой крестьянина и простого горожанина в XIX веке был кожух, тулуп, шуба, казачина, полушубок. Валентина Николаевна рассказывает, что на востоке Могилевской и Витебской губерний чаще употреблялось слово «шуба», а в Могилевской губернии к зимней одежде применялось слово «тулуп». На юге Могилевской и Минской губерний, а также в Минском уезде локализовалось название «казачина».

Белорусы Могилевской губернии. Начало ХХ века.

— Интересная деталь: название «тулуп» в разных местах связано то с длиной одежды, то с ее кроем, то с принадлежностью к личности, — подчеркивает Валентина Николаевна. — Так, в Калинковичском районе Гомельской области тулупом называли кожух, покрытый сукном, в Петриковском и Лельчицком — короткий кожух, а в Барановичском, Жабинковском и Малоритском районах Брестской области такое название носили только мужские дубленки. В Витебской губернии тулупом называли длинную двубортную прямого покроя одежду с большим воротником и клиньями с боков.

Кожухи, как правило, шились из семи-восьми овчин. Их красили в коричневый, бордово-коричневый, красно-охристый, черный цвета или оставляли белыми. Изначально имели прямой, халатоподобный крой. 

Воротнику придавалось особое внимание. Это отражено и в поговорке «Апуха даражэй кажуха». Воротник делали из самой лучшей овчины с длинной, густой шерстью. Украшали шубы вышивкой, кожаными, шерстяными нашивками по рукавам, карманам, воротнику. Застегивались кожухи на кожаные, деревянные, а также обшитые тканью пуговицы.

Девушки из Минской губернии. Начало ХХ века.

В дорогу, во время работы в лесу или в поле поверх кожуха надевали суконную одежду: свитку, сермягу, армяк, бурку, бурнос. Это сочетание называли «знизык», «сунизак», «носов». Позже научились дубить шкуры. Это позволяло верхней одежде не пропускать влагу, быть прочнее. Покрывать верхнюю одежду суконными свитками уже не требовалось. Но в некоторых регионах кожухи продолжали носить по старинке. В восточной части Беларуси поверх повязывали пояса. 

— В Докшицком районе Витебской области в моде был расклешенный книзу кожух, покрытый сукном или полусукном. Его называли серочком, — рассказывает Валентина Николаевна. — Покрывали сукном кожухи в Житковичском, Наровлянском, Мозырском, Столбцовском, Несвижском районах.
Тулупу придавали и сакральный смысл. Во время свадьбы жениха и невесту приглашали посидеть на его внутренней стороне. Это считалось залогом будущего счастья и семейного благополучия.

Надевай да на печь полезай

Кожух защищал от холода в самые сильные морозы. В народе говорили: «На плячах просты баран, ды сам сабе пан». Был теплее ватной одежды. Это подчеркивала и поговорка: «У ваце мужык трасецца, а ў кажусе смяецца».

Белорусы-сакуны. Житин, Осиповичский р-н. Начало ХХ века.

В отдельных деревнях Житковичского района спинка кожуха была не прямой, а фигурной. На рукаве выше манжета вышивался узор. Его называли «цацка». Подобные узоры делали и в Брестской области, например, в местечке Мотоль. 

Белоруска из-под Пинска. Начало ХХ века.
Изготовление кожухов было непростым делом. Мастер должен был быть крепким физически. Процесс выглядел так: брали овчину, замачивали в воде. Потом скребли шкуру с внутренней стороны, пока она не становилась полностью чистой. Затем делали специальный красящий раствор и в наполненную им емкость опускали овчину, сложенную в несколько слоев. После высушивали, затем снова вымачивали и разминали. Готовый кожух украшали вышивкой шелковыми нитями. «Выстрочкой» отделывались края — припол, спинка. Из кожи делали также и рукавицы. Мужчины их носили за поясом. 

Зимой ходили в лаптях. Для утепления подошву выстилали слоем сена. Ноги обматывали тряпьем — «анучамi». Использовали также «суконкi». Их изготавливали из старой суконной женской юбки — «андарака». Более зажиточные люди в холода носили сапоги. До середины XIX века их шили «на прямую колодку» — без различия правой и левой ноги. 

В конце XIX века с проникновением городской культуры в крестьянский быт появились новые формы одежды общеевропейского происхождения — бурка, сюртук, пальто. Они шились на городской манер или попадали в деревню в виде готовых образцов. Изменения в одежде были связаны также с использованием фабричных тканей и распространением новых технологий. 

— После Первой мировой войны в мужской верхней одежде появились шинели, френчи, гимнастерки и другие атрибуты военной одежды, которые легли в основу так называемого полувоенного костюма, — рассказывает Валентина Белявина. —  В среде комсомольских и партийных работников распространились кожаные куртки, пальто, которые в 1920—1930-х выполняли знаковую функцию, как неизменные атрибуты новых властных структур. В интеллигенции популярными были различные пальто, куртки, меховые шубы, которые шились как шубой внутрь, так и шубой наверх.

Расширение ассортимента и количества изделий швейных фабрик в 1930—1940-е постепенно вытесняло из быта крестьянства традиционную одежду. Она широко бытовала до 1940-х. После Великой Отечественной войны белорусы вернулись к натуральному хозяйству и донашивали старую одежду, а новую шили сами в домашних условиях. В послевоенное время широко распространилась фуфайка («куфайка», «кухвайка»). Со временем этот вид одежды появился и на фабричном производстве. Фуфайки носили не только деревенские жители, но и рабочие. Эту одежду сельчане использовали до конца XX века. Позже фуфайку вытеснила куртка. А вот кожух и полушубок почти без изменений перешли в XXI век.

kuzmich@sb.by

Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter