Его превосходительство Юрий Соломин

Знаменитый актер стал лауреатом премии ФСБ России

Знаменитый актер стал лауреатом премии ФСБ России


ЮРИЙ Соломин родился в Чите. Здесь встретил войну. Школа, в которой учился, стала госпиталем. Однажды учительница спросила своих первоклашек: «Кто хочет выступить в госпитале?» Все закричали: «Я! Я!» И Юра вместе с ребятами тоже стал тянуть руку. Один из раненых дал ему кусочек сахара. Мальчик пришел домой, разжал ладошку. В ней — раскисший сахар... И все же в тот день дома пили чай с сахаром.


В 1953 году восемнадцатилетний Соломин приехал в Москву и поступил в Щепкинское училище. Он стал студентом мастерской одного из лучших педагогов училища — Веры Николаевны Пашенной. В фильме «Бессонная ночь» Исидора Анненского состоялся его кинематографический дебют. Возможно, в Соломине отложились с детства образы солдат, героев–фронтовиков. Он более пяти лет снимался в военных фильмах («Весна на Одере», «Море в огне», «Блокада», «Кочующий фронт» и др.).


Но по–настоящему широкую известность Юрию Мефодьевичу принесла роль капитана Кольцова в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства».


А международное признание артисту принесла роль Арсеньева в фильме «Дерсу Узала». Главное — эта роль подарила встречу и впоследствии дружбу с великим японским режиссером Акирой Куросава и премию «Оскар».


На сцене родного Малого театра он прожил многие судьбы великих людей. С 1988 года Соломин — первый избранный самим коллективом художественный руководитель Малого театра.


В прошлом году Юрий Соломин отпраздновал юбилей, а в конце года Федеральная служба безопасности вручила ему премию «за создание высокохудожественных образов сотрудников органов безопасности в отечественном кинематографе».


Это и стало поводом для нашей беседы с актером.


— Юрий Мефодьевич, разрешите поздравить вас с заслуженной наградой. Какое чувство вы испытали, получая эту премию?


— Для меня награждение премией ФСБ стало неожиданностью. У меня есть уже премия Комитета госбезопасности за фильм «ТАСС уполномочен заявить». Церемония награждения премией ФСБ прошла торжественно, в концертном зале на Лубянке, когда–то я там выступал. Мне вручили премию и помимо нагрудного знака дали статуэтку.


— Ваше отношение к подобным ролям?


— Я относился к ним серьезно, начиная с «Адъютанта его превосходительства» — все это, очевидно, дало право руководству ФСБ отдать должное моей работе. Может быть, сыграл роль и мой юбилей. Речь идет о разведке, которая необходима каждому государству. Без этой организации современное государство существовать не может. Сейчас это больше экономическая разведка, которая должна сегодня предупреждать свое государство.


— В американском кино создан образ непобедимого агента 007. Какой артист, на ваш взгляд, создал самый достоверный образ агента 007?


— Я люблю Шона Коннери. Не потому, что он был первым, а потому, что он обаятельный человек. Он не воспринимается человеком, живущим только для своей жизни. Он совершает поступки, за которые ему можно сказать спасибо.


— Откуда вы брали краски для создания образов разведчиков? Знали ли вы лично профессионалов этой службы?


— Мне приходилось встречаться с настоящими профессионалами. Один из них был «раскрытым» разведчиком. «А кто это такой?» — спросил я про него. Мне ответили, что он выполнил задание, был эвакуирован на родину. Я обратил на него внимание, потому что он внешним видом не приковывал к себе внимание, еще обратил внимание на его одежду, как он держится. Мне было интересно с ним общаться, я ему задавал вопросы про сегодняшнюю разведку. Он сказал, что уже никто ни в кого не стреляет. Сегодня разведка, как шахматная игра: кто кого обыграет, стрельба ушла в прошлое.


— Одной из ваших самых удачных работ в кино считают созданный образ Арсеньева в фильме «Дерсу Узала». В прошлом году исполнилось сто лет со дня рождения Куросавы, а его фильму «Дерсу Узала» — 35 лет. Как вы познакомились?


— Шел 1972 год. Наш театр был на гастролях в Киеве. Со мной случилась беда. Мы играли «Пучину». Со спектакля меня буквально вынесли — оказался перитонит.


Стоял июль. Страшная жара. В это время в Москве проходил международный кинофестиваль. На него приехал прославленный Куросава. На кинофестивале в Москве он получил приз, и тогдашний директор «Мосфильма» Николай Трофимович Сизов предложил ему снять картину у нас. Он выбрал «Дерсу Узала». Книгу Арсеньева Куросава прочитал еще в начале тридцатых годов.


— Почему именно на эту книгу пал его выбор?


— Его поразила простота Дер су, человечность, любовь к природе. Снять фильм по книге стало его мечтой. Когда на больничной койке я услышал по радио, что Куросава будет снимать у нас фильм, с завистью подумал: «Вот бы здорово сняться у такого режиссера».


— Как дальше развивались дела с ролью?


— Когда я вернулся в Москву, неожиданно предложили попробоваться на роль Арсеньева. У Куросавы я согласился сниматься бы и в массовке. На эту роль режиссеру предложили семь артистов. Поскольку он их не знал, Куросава просил показать ему по одному фильму. Когда очередь дошла до меня, ему показали две серии «Адъютанта его превосходительства». Мне позвонил второй режиссер фильма и сказал, что Куросава просит посмотреть остальные серии «Адъютанта». Таким образом Куросава посмотрел все серии — и вопрос был решен.


— Внешне вы были похожи на Арсеньева?


— Не похож, но для Куросавы это не стало главным. Мне рассказали, что Арсеньев он был военным, картографом — запрещал называть своим именем улицы, поселки. Только после его смерти деревню Семеновку переименовали в Арсеньевск. Я даже писал его сыну в Челябинск, спрашивая, как он ходил, как одевался.


— Правда, что вас приглашали после «Дерсу Узала» работать за границу?


— Приглашали.


— И вы отказались?


— Нет, я в Чехословакии снимался, еще работал с польским режиссером. Про Америку говорить не буду — нас туда с Максимом Мунзуком, сыгравшим Дерсу, не допустили. Премию «Оскар» за фильм «Дерсу Узала» получали другие: советский кинокритик, оказавшийся в Голливуде. Нас не позвали, а в Америке артисты, которые номинированы на «Оскар», сразу повышаются в цене. Предложения были. Но бесполезно говорить тогда, когда это говорить бесполезно.


— Почему вас на церемонию «Оскара» не пустили?


— Даже не сказали, что картина номинирована на эту премию.


— Как вы узнали?


— Я пришел в театр, мне позвонили из японского посольства, стали поздравлять. «А с чем меня могут поздравлять?» — спросил я. — «Фильм «Дерсу Узала» получил премию «Оскар». А потом позвонила мне жена и сказала, что в газете «Известия» напечатали, что «Дерсу Узала» получил «Оскар». Фильм был разделен на два «Оскара», поскольку он совместного советско–японского производства. Нас не пригласили не только в Голливуд, но и в комитет кинематографии, ни на «Мосфильм» — никуда. Не пожали руку, не сказали спасибо...


— Почему вы мало сегодня снимаетесь?


— Недавно я в одном фильме попробовал и понял, что в таких ролях сниматься не надо. Мне рассказали, что меня перевели во вторую категорию актеров ТВ. Я ответил: «Мне их жаль». Ведь зритель еще относит меня к актерам первой категории.


— Что вы играете в театре?


— В театре я мог как художественный руководитель брать себе все новые роли. У меня правило — играть новую роль раз в два–три года. Если я начальник, это не значит, что должен под себя все грести. Я играю в «Чайке» уже более 15 лет, в «Горе от ума», в «Мольере».


— Премией ФСБ был награжден и фильм «Брестская крепость». Вы его видели, как оцениваете?


— Я видел этот фильм.Такие картины должны быть. Без них ни о каком патриотизме не может быть речи. Когда я был маленьким и смотрел фильм «Два бойца», то обматывал руку марлей, ходил в таком виде по Чите в подражание героям фильма, чтобы видели: такой маленький, а уже воевал. Тогда во мне эти фильмы и спектакли пробудили то, что я сегодня создаю на съемочной площадке.


— Как вы оценили игру Александра Коршунова, создавшего в «Брестской крепости» образ Петра Гаврилова?


— Он очень хороший артист и хорошо сыграл. Я очень рад за него. Хорошие фильмы о войне были раньше. Я помню и старую картину «Брестская крепость». Не хочу сравнивать ее с новым фильмом. Я только хочу эмоционально понять, как это на меня сегодня воздействует. Подростков не надо воспитывать на крови, на драках. Их надо приучать к любви, к уважению своих родителей, бабушек и дедушек, которые, как бы плохо ни было, рассказывают, о том, что они выдержали. И они никогда не предадут.


Татьяна Хорошилова


МОСКВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter