Его броня — это мужество и отвага. Герой-танкист Степан Тимашков

Майор Степан Тимашков. Апрель 1945 г.
Отважный сын белорусского народа, кавалер семи боевых орденов, четыре из которых — Отечественной войны, причем три — первой степени (единственный из танкистов!), представленный за штурм Берлина к Золотой Звезде Героя Советского Союза майор Степан Тимашков. О нем я давно хотел рассказать. За годы исследовательской работы папка с материалами о танкисте-разведчике все росла и росла, удивляя меня новыми фактами из его уникальной и по настоящему героической биографии. 15 декабря нынешнего года исполнилось 105 лет со дня рождения уроженца деревни Новое Хороброво Веровойшенского (ныне Заболотского) сельсовета Оршанского района Степана Григорьевича Тимашкова.

«Разрываемая на куски от попаданий снарядов броня безжалостно впивалась в человеческую плоть»

Впервые его фамилия привлекла мое внимание во время изучения архивных документов, рассказывающих о разгроме орд фашистской нечисти летом 1944 года в Белоруссии. Не раз ловил себя на мысли, что мне очень часто попадаются донесения об умелых и стремительных действиях 23-й Глуховско-Речицкой танковой бригады 9-го танкового корпуса 1-го Белорусского фронта. Среди лесов и болот, в скудной на ориентиры и хорошие дороги местности танкисты бригады чувствовали себя, что называется, как рыба в воде. Совершая стремительные марши и обходные маневры, они наносили по врагу сокрушительные удары именно там, где их ждали меньше всего. Успех таких операций в первую очередь зависел от грамотных действий разведки, действующей впереди, на самом острие атаки. А это, как известно, «кухня» начальника разведки бригады. Кто же столь блистательно, как повар самой высшей мишленовской категории, «кашеварил» на ней, обрушивая на головы гитлеровцев ушаты невыносимо горячих и смертельных разносолов? Им-то и оказался наш легендарный земляк Степан Тимашков.
На сделанной весной победного 1945 года фотографии майор Тимашков с шестью орденами на груди не выглядит былинным богатырем. Наоборот, он больше похож на застенчивого мальчишку, который лишь на время, для фото, надел чужую форму и награды: орден Красного Знамени, три ордена Отечественной войны, два — Красной Звезды. 
Кстати, к ордену Красного Знамени его представляли четыре раза, а «отжалели» только один. Нет на гимнастерке нашивок за ранения, а их у него три, два из которых — тяжелые. Мало кто знает, что среди раненых танкистов было больше всего инвалидов: без глаз, без рук, без ног… Разрываемая на куски от попаданий снарядов броня безжалостно впивалась в человеческую плоть. Жертвуя собой, наши стальные парни смело шли на врага, увлекая за собой матушку-пехоту. Очень часто и могил у них не было, а в донесении лишь нестерпимо горькая запись: сгорел в танке… И награждали танкистов почему-то очень скупо. Такой иконостас, как на груди у Тимашкова, явление крайне редкое.

«После лечения в госпитале он вернулся в строй — и снова в ад»

Удивительно, но до службы в армии Степан Тимашков имел тихую и мирную профессию — бухгалтер! Работал в Оршанской конторе «Заготсено». 
21 ноября 1937 года его призвали в Красную армию. Военная служба пришлась красноармейцу Тимашкову по душе, и он решил стать кадровым военным. В сентябре 1938-го его зачислили курсантом в Винницкое стрелково-пулеметное училище. Уже здесь он проявил свои незаурядные командирские способности и был назначен помощником командира взвода 1-й учебной роты 1-го отдельного пулеметного батальона. В августе 1940 года выпускник училища младший лейтенант Тимашков стал командиром взвода в ­676-м стрелковом полку в Киевском военном округе. В марте 1941-го в округе началось формирование 40-й танковой дивизии для 19-го механизированного корпуса. В нее и направили имевшего интерес к технике Тимашкова. Но танки ему сразу не доверили и назначили командиром автотранспортного взвода, который базировался в Житомире. Основным вооружением 40-й дивизии были 139 легких плавающих танкеток Т-38, имевших только пулеметы и защищенных слабой 9-мм броней. Против немецких танков и артиллерийских орудий они были совершенно беспомощны, но их все же бросили в бой. Трагическую судьбу наших «картонных коробок» нетрудно было предсказать. 14 июля 1941 года под Житомиром Тимашков был тяжело ранен. Каким-то чудом его удалось эвакуировать в тыл, что позволило избежать трагической судьбы многих однополчан: окружения, плена и неизбежной гибели. О его судьбе в дивизии ничего не знали, и он попал в списки пропавших без вести.

Наступление летом 1943 г.

После лечения в госпитале он вернулся в строй — и снова в ад: на печально знаменитый Крымский фронт. Воевал в 51-м танковом батальоне, получил контузию. Бои были тяжелейшие, потери ужасные. Крым пришлось оставить, фронт расформировали. Начальство решило отправить смелого, перспективного командира на учебу. Тимашков успешно окончил трехмесячные Ленинградские Краснознаменные бронетанковые курсы усовершенствования командного состава, получил звание лейтенанта и назначение на должность командира взвода танков Т-34—76 в 355-м танковом батальоне формирующейся в Рязани 161-й танковой бригаде. В конце июня 1942 года бригаду отправили на Брянский фронт. 2 июля едва разгрузившихся с железнодорожных платформ танкистов без разведки и рекогносцировки направили в атаку. Обстановка была отчаянной: навстречу нашим танкам, не обращая на них никакого внимания, бежали отступающие красноармейцы! В 19 часов 50 минут у села Набережное (сегодня это в Воловском районе Липецкой области) лейтенант Тимашков повел свой взвод в первый бой. Враг из села был выбит, но заплатили за это танкисты бригады очень дорого. Немцы, используя кумулятивные снаряды, сожгли три тяжелых танка КВ-1 и пять ­Т-34—76. Мотострелковый и танковые батальоны бригады потеряли убитыми и ранеными 81 человека, еще 64 пропали без вести. Сгорел в «тридцатьчетверке» командир роты Тимашкова майор Григорий Сергеев. Вот таким горьким было для новоиспеченного комвзвода Степана Тимашкова боевое крещение. Не менее кровавыми будут и сражения за деревушки Новосельское и Никольское. Всего через девять дней боев 161-я танковая бригада фактически перестанет существовать: из восьми танков КВ-1 в строю останется только один, из 20 танков Т-34—76 — два, а из 20 легких Т-60 — семь…
Что это были за бои, красноречиво говорит такой факт. Всего за одну неделю, с 7 по 14 июля, на Брянском фронте сменилось три командующих! 
16 июля бригада была выведена в тыл для пополнения. Судьба хранила Степана. Рядом с ним в соседних танковых взводах погибли два командира, такие же лейтенанты, как и он. Тимашкову удалось не только выжить, но и нанести врагу существенный урон. Как говорится в документах, 4 июля в бою за деревню Набережное его экипаж подбил противотанковую пушку и поджег немецкий танк, еще один танк уничтожил у Новосельского. 8 июля вывел из строя противотанковое орудие и уничтожил 30 немецких солдат. В следующем бою в упор расстрелял два орудия и более 50 гитлеровцев. Немцам удалось поджечь «тридцатьчетверку», но Степану удалось вывести горящую машину с поля боя, силами экипажа потушить и спасти от взрыва. За проявленные мужество и отвагу лейтенант Тимашков был представлен командованием бригады к награждению орденом Красного Знамени, но получил лишь орден Красной Звезды.

«Разведбат — глаза и уши целого корпуса»

В августе 1942 года Тимашкову присваивают звание старшего лейтенанта. Он воюет на Западном фронте. Не только смелого, но и грамотного, толкового танкиста вновь отправляют на учебу. Специальные курсы при бронетанковой академии готовили начальников штабов для танковых частей. После их окончания Тимашков получает должность начальника штаба 28-го отдельного разведывательного батальона 9-го танкового корпуса. Должность очень ответственная. Этот разведбат — глаза и уши целого корпуса! 
Весной 1943-го корпус вошел в состав Центрального фронта и сосредоточился в районе Курска. В начале июля здесь началась кровопролитная битва, во многом решившая исход всей войны. 
На первом этапе сражения 9-й танковый корпус находился в резерве. 12 июля 28-й разведбат во главе колонны корпуса начал движение к линии фронта. Через три дня танкистов ввели в прорыв, но, как оказалось, оборона гитлеровцев подавлена не была, и наши встретили здесь неожиданно сильное сопротивление. Более того, немцы едва не нанесли по корпусу смертельный удар. Спас своих товарищей старший лейтенант Тимашков. В штабе он не отсиживался и, чтобы лично видеть и своевременно анализировать стремительно меняющуюся обстановку, предпочитал находиться в передовом отряде, который на бронемашинах БА-64, танках Т-60 и мотоциклах действовал на самом острие атаки. Как говорится в документе, Тимашков, 
«проявив инициативу, разгадал замысел противника, атаковавшего нас во фланг, и сообщил об этом на командный пункт 9-го танкового корпуса. Проведенной артподготовкой противник потерял более 200 солдат и офицеров. Своевременно предупредил части корпуса о минных полях и под артиллерийско-минометным огнем лично организовал их разминирование». 
За совершенные подвиги он был награжден вторым орденом Красной Звезды.

В начале августа танкисты 9-го корпуса вновь перешли в наступление и начали преследование отступающего врага, не давая ему закрепиться на рубеже реки Кромы. 3 августа вновь отличился Степан Тимашков. Во главе передового отряда он лично провел разведку боем переднего края противника, выявил расположение его основных огневых средств и захватил контрольного пленного, который дал ценные показания. Используя полученные разведданные, командир корпуса незамедлительно организовал наступление, в результате которого была захвачена переправа через реку Крому и организовано ее форсирование. Немцы, используя массированные налеты бомбардировочной авиации, отчаянно сопротивлялись. Сражение носило крайне ожесточенный характер: с 1 по 5 августа корпус потерял 1799 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести, утратил 103 танка, 13 бронетранспортеров и семь бронемашин. В одном из боев, рискуя своей жизнью, Тимашков сумел вывести из-под огня и спасти две бронемашины БА-64. За проявленные боевое мастерство, мужество и отвагу его наградили орденом Отечественной войны второй степени.

Разведдозор на бронеавтомобилях БА-64 в районе Белгорода летом 1943 г.

В конце августа танкисты 9-го корпуса примут участие в Черниговско-Припятской наступательной операции. 30 августа стремительным и неожиданным ударом они опрокинут гитлеровцев и освободят город Глухов в Сумской области. Немцы в панике бежали, не успев эвакуировать 28 (!) складов с боеприпасами, продовольствием, вещевым имуществом и вооружением. Первыми в город ворвутся танкисты-разведчики Степана Тимашкова из 28-го разведбата и 23-я танковая бригада корпуса, которая получит почетное наименование «Глуховская». Командующий фронтом Рокоссовский прислал танкистам благодарственную телеграмму, в которой поздравил их с успехом и освобождением одного из первых украинских городов. Не забыл и поощрить наиболее отличившихся. 31 августа командиру корпуса, уроженцу города Сумы полковнику Рудченко было присвоено звание генерал-майора. На следующий день стал капитаном и Тимашков. Приятное событие было омрачено трагедией: комкор Рудченко, следуя на командный пункт, попал под немецкие бомбы и, получив смертельные ранения, скоропостижно скончался. Генеральские погоны он надеть так и не успел… Корпус возглавил прибывший из госпиталя после ранения легендарный генерал-майор Борис Бахаров. А впереди капитана Тимашкова ждали бои, о которых он мечтал с горького лета 1941-го, — за освобождение от гитлеровцев родной Белоруссии!

В ночь с 17 на 18 октября 1943-го танкисты на паромах форсировали Днепр в районе Лоева. Но наступление на Холмеч и Речицу наткнулось на упорную оборону врага. Сильный контрудар со стороны Чаплина привел к серьезным потерям и заставил наших отступить. Накопив силы, танкисты вновь перешли в наступление и вместе с пехотой 17 ноября освободили Речицу. Во главе корпуса, как всегда, отважно действовал 28-й разведбат. 
23-я Глуховская танковая бригада, ворвавшаяся в Речицу одной из первых, удостоилась еще одного почетного наименования — «Речицкая».
Николай ­КАЧУК, специально для «СБ».

(Окончание в ближайших номерах.)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter