Фото tours.statravel.com.au
В Минье, на восточном берегу Нила, находится коптский монастырь Пресвятой Богородицы и церковь, сооруженная на месте, где останавливалось Святое семейство во время бегства в Египет. Это строение описано в Евангелии от Матфея. Туда с целью паломничества и ехали местные христиане.
Почему именно копты? Коптских церквей две — православная, принадлежащая к древним восточным христианским церквям (они признают постановления трех первых Вселенских соборов), и католическая, имеющая унию с Римом (Александрийский патриархат). В Египте коптов немало — по разным подсчетам, от 9 до 18 млн. Точных данных не существует, имеются лишь оценки ученых или священнослужителей.
Копты играли важную роль в революционных событиях начала 1920-х годов, а затем и в системе власти до 1952 года. В эпоху Гамаля Абделя Насера они постепенно вытеснялись из властных институтов. Зато, освобожденные от политики, занялись религиозным возрождением. В 1950—1970-х годах число действующих коптских храмов в Египте возросло с 500 до 1000. Многие христиане полагают, что самое удачное время для них было при диктаторе Хосни Мубараке: тогда власть была сильна настолько, что могла противостоять действиям религиозных фанатиков. Но так было не всегда. Еще в 1984 году группа фундаменталистски настроенных улемов адресовала Мубараку письмо, в котором предложила восстановить для коптов джизью — дополнительный налог на немусульман, он должен платиться согласно мусульманским канонам. Хотя власти очень старались сохранять религиозный мир: именно бывший президент Египта поддерживал интерес к коптскому наследию страны.
По мере того как слабела государственная система Египта, крепла альтернатива в виде исламистов. Одним из самых громких терактов стал взрыв возле коптского храма в Александрии 1 января 2011 года. Тогда 21 человек погиб на месте, еще 11 скончались позднее. Всего ранения получили около 100 коптов.
Политический кризис 2011—2013 годов и волнения по всему региону стали причиной роста исламистского движения. Военные, находящиеся сейчас у власти в Египте, чужды религиозным предрассудкам, но не настолько сильны, чтобы противостоять фанатизму.
Официальный курс египетских властей состоит в поощрении культурного многообразия страны. И это не столько потребность моральная, сколько материальная. Это потребность страны, которая получает доходы от туристов — европейцев, приходящих в коптские церкви или Коптский музей в Каире, коллекции которого насчитывают 16 тысяч древнеегипетских и коптских предметов искусства и 6 тысяч рукописей.
В Египте вообще много коптских рукописей, относящихся к периоду первоначального христианства. С конца 1970-х годов в Минье появлялись отдельные фрагменты раннехристианских апокрифов. В начале 2000-х один из владельцев передал имеющиеся у него рукописи ученым. Самой известной частью той коллекции стало Евангелие от Иуды — тексты, написанные на коптском языке и датированные III—IV веками.
Практически все известные туристические центры Египта имеют коптские святыни. В Александрии — 20 храмов, в том числе Патриарший собор Святого Марка, в Гизе — 30 церквей. Зейтун, что в пригороде Каира, известен тем, что в 1968—1969 годах здесь являлась Дева Мария. А одной из достопримечательностей самого Каира, которая известна по всем путеводителям, является коптская церковь Святой Девы Марии, именуемая также «Подвешенная» и хранящая 110 икон, начиная с VIII века.
Сберечь коптское наследие — насущная задача любого правительства Египта. Многие копты сейчас обвиняют власть в том, что она не в состоянии остановить волну преследований христиан. Однако проблема еще и в том, что о коптах во всем мире слишком мало знают. А современное коптоведение — предмет практически вымирающий. На русском языке есть только переводная литература с языков западных да несколько путевых заметок. На азиатских конгрессах не могу припомнить ни одного доклада, что были бы посвящены современным коптам, хотя эта современность уже заслужила описания самим фактом бытия в нехристианском окружении.