Чужие среди своих: египетские копты между мусульманами и исламистами

Египетские копты: чужие среди своих

В прошлую пятницу в египетской области Минья был обстрелян автобус с христианами-коптами. Погибло, по разным сведениям, от 28 до 35 человек, около 20 получили ранения. Ответственность за теракт взяла на себя группировка «Исламское государство». Это уже четвертый за последние полгода громкий акт насилия против коптов в Египте. В апреле два взрыва прогремело в церквях в Тампе и Александрии, а в декабре — в Каире. 

Фото tours.statravel.com.au

В Минье, на восточном берегу Нила, находится коптский монастырь Пресвятой Богородицы и церковь, сооруженная на месте, где останавливалось Святое семейство во время бегства в Египет. Это строение описано в Евангелии от Матфея. Туда с целью паломничества и ехали местные христиане. 

Почему именно копты? Коптских церквей две — православная, принадлежащая к древним восточным христианским церквям (они признают постановления трех первых Вселенских соборов), и католическая, имеющая унию с Римом (Александрийский патриархат). В Египте коптов немало — по разным подсчетам, от 9 до 18 млн. Точных данных не существует, имеются лишь оценки ученых или священнослужителей.

Копты играли важную роль в революционных событиях начала 1920-х годов, а затем и в системе власти до 1952 года. В эпоху Гамаля Абделя Насера они постепенно вытеснялись из властных институтов. Зато, освобожденные от политики, занялись религиозным возрождением. В 1950—1970-х годах число действующих коптских храмов в Египте возросло с 500 до 1000. Многие христиане полагают, что самое удачное время для них было при диктаторе Хосни Мубараке: тогда власть была сильна настолько, что могла противостоять действиям религиозных фанатиков. Но так было не всегда. Еще в 1984 году группа фундаменталистски настроенных улемов адресовала Мубараку письмо, в котором предложила восстановить для коптов джизью — дополнительный налог на немусульман, он должен платиться согласно мусульманским канонам. Хотя власти очень старались сохранять религиозный мир: именно бывший президент Египта поддерживал интерес к коптскому наследию страны. 

По мере того как слабела государственная система Египта, крепла альтернатива в виде исламистов. Одним из самых громких терактов стал взрыв возле коптского храма в Александрии 1 января 2011 года. Тогда 21 человек погиб на месте, еще 11 скончались позднее. Всего ранения получили около 100 коптов. 

Политический кризис 2011—2013 годов и волнения по всему региону стали причиной роста исламистского движения. Военные, находящиеся сейчас у власти в Египте, чужды религиозным предрассудкам, но не настолько сильны, чтобы противостоять фанатизму. 

Официальный курс египетских властей состоит в поощрении культурного многообразия страны. И это не столько потребность моральная, сколько материальная. Это потребность страны, которая получает доходы от туристов — европейцев, приходящих в коптские церкви или Коптский музей в Каире, коллекции которого насчитывают 16 тысяч древнеегипетских и коптских предметов искусства и 6 тысяч рукописей. 

В Египте вообще много коптских рукописей, относящихся к периоду первоначального христианства. С конца 1970-х годов в Минье появлялись отдельные фрагменты раннехристианских апокрифов. В начале 2000-х один из владельцев передал имеющиеся у него рукописи ученым. Самой известной частью той коллекции стало Евангелие от Иуды — тексты, написанные на коптском языке и датированные III—IV веками. 

Практически все известные туристические центры Египта имеют коптские святыни. В Александрии — 20 храмов, в том числе Патриарший собор Святого Марка, в  Гизе — 30 церквей. Зейтун, что в пригороде Каира, известен тем, что в 1968—1969 годах здесь являлась Дева Мария. А одной из достопримечательностей самого Каира, которая известна по всем путеводителям, является коптская церковь Святой Девы Марии, именуемая также «Подвешенная» и хранящая 110 икон, начиная с VIII века. 

Сберечь коптское наследие — насущная задача любого правительства Египта. Многие копты сейчас обвиняют власть в том, что она не в состоянии остановить волну преследований христиан. Однако проблема еще и в том, что о коптах во всем мире слишком мало знают. А современное коптоведение — предмет практически вымирающий. На русском языке есть только переводная литература с языков западных да несколько путевых заметок. На азиатских конгрессах не могу припомнить ни одного доклада, что были бы посвящены современным коптам, хотя эта современность уже заслужила описания самим фактом бытия в нехристианском окружении.

shavialiou@bsu.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter