Эфирами и музыкой дыша...

Сегодня уже кажется, что музыкальные конкурсы и фестивали были на нашем ТВ всегда. Хотя возраст тех, кто стоял, как говорится, у самых истоков, от пожилого пока далек...
Сегодня уже кажется, что музыкальные конкурсы и фестивали были на нашем ТВ всегда. Хотя возраст тех, кто стоял, как говорится, у самых истоков, от пожилого пока далек. Музыкой в эфире занимались тогда совсем юные люди — ведь мэтров нового телевизионного жанра еще не было. Это сегодня за плечами у Натальи Сидельниковой богатый творческий опыт и масса курьезных историй из «биографии» взрослеющего Белорусского телевидения. А тогда...

— В 1970–е в глазах рядового гражданина практически все, кто работал на телевидении, от режиссера до осветителя, считались чуть ли не небожителями... Как вам, Наталья Петровна, удалось примкнуть к этой высшей касте?

— А по блату! (Смеется). Я училась в музыкальном училище, возникла необходимость перевестись на заочное. А для этого нужно было найти работу, связанную с музыкой, то есть чтобы в трудовой книжке фигурировало слово «музыка». Устроиться в музыкальную школу или аккомпаниатором в детский сад без связей в те годы было совершенно нереально. И тогда моя мама — известный диктор радио, заслуженная артистка БССР Галина Сидельникова, узнав, что на белорусском ТВ есть место помощника режиссера музыкальной редакции, попросила телевизионщиков помочь ее дочери. А мне наказала: «Работай так, чтобы ни один человек не мог на тебя пожаловаться». Я пришла на телестудию — и влюбилась во все это сразу и навсегда...

— Насколько мне известно, музыкальная редакция Белорусского телевидения долгие годы признавалась лучшей в СССР.

— Программа «Встретимся после одиннадцати» гремела на весь Союз! И идею первого телефестиваля «Песню бярыце з сабою», режиссером которого я была первые 10 лет, тогда не пришлось пробивать — было счастливое время, когда свежие идеи приветствовались. У фестиваля появилась масса фанатов, которые оценивали каждого артиста, каждую песню, а когда мы приезжали в очередной ДК снимать передачу, залы бывали полны настолько, что люди стояли в проходах... Позже я занималась фестивалем народной музыки «Золотые ключи», так операторы подолгу не могли начать работать — люди буквально висели на них...

— А потом появились «Перекрестки Европы»...

— Еще в 1996–м мой друг и замечательный поэт Александр Легчилов позвонил мне и сказал, что есть у него одна идея. Дескать, хорошо бы нам прорваться на просторы Европы, есть же «Евровидение». Название «На перекрестках Европы» Саша же и придумал. Но тогда наш проект сочли слишком сложным... И когда позже мне предложили сделать «Песню года», я вспомнила об этом проекте и предложила реализовать его хотя бы частично. На первый концерт продали все 2,5 тысячи билетов! Но сам концерт был назначен в день солнечного затмения — мой приятель–астролог сразу высказал беспокойство. И вот за несколько минут до начала шоу сработала пожарная сигнализация — как выяснилось потом, накануне рабочие без конца включали дымовую машину, проверяя свет, это и стало причиной. А что такое пожарная сигнализация во Дворце Республики? Раскрываются лопасти, и через 15 минут в зал должны хлынуть три тонны воды! Ситуация экстремальная... В конце концов, вроде разобрались, что опасности никакой нет, но команды начинать концерт не поступает. Минут 20 я отвлекаю зрителей — представьте мое состояние! — рассказываю им анекдоты, байки о «Славянском базаре»... Чего только потом не написали обо мне газеты! Но все равно это был прорыв. И жаль, что сейчас «Перекрестки» стали не фестивалем, а обычной телепрограммой...

— Сейчас вам, судя по всему, ближе не музыка, а театр...

— На «Ладе» в программе «Площадь искусств» я вернулась к тому, с чего когда–то начинала, — снова создаю актерские портреты. Только теперь делаю все сама: сама беру интервью, сама пишу тексты, сама монтирую... Помню, когда в Мирском замке снимали клип для первого детского «Евровидения», оператор никак не мог добиться нужного мне эффекта. И тогда я в сердцах схватила и разогнала операторскую стрелу, которая весит, между прочим, 600 килограммов... То есть, если надо для дела, вопросы престижа, возможного–невозможного уже не стоят... И вот сейчас я вернулась к актерам. Они этого заслуживают! Я давно заметила, что наши артисты никогда не халтурят, даже в малых ролях. Однажды за кулисами застала такую сцену: Вера Кавалерова, играющая небольшую роль в одном из спектаклей ТЮЗа, клеем БФ наклеивает искусственные ногти. Я удивилась — зачем? Роль маленькая, едва ли зрители обратят внимание на эти ногти. На что Вера ответила: «Понимаешь, когда я подам эту руку графу, актер поймет, что он — настоящий граф, а я — графиня...»

— Говорят, скоро в эфир БТ выйдут ваши фильмы о закулисье детского конкурса на «Славянском базаре»...

— В детском конкурсе то, что происходит за кулисами, — всегда самое интересное, потому что непредсказуемое. Сейчас специально к новому телесезону мы готовим три 52–минутные программы, куда войдет значительная часть материала, снятого за кулисами специально установленной камерой. Думаю, зрителям это будет любопытно, а тем, кто занимается конкурсами, должно быть любопытно вдвойне, ведь часто детская психология остается и в более широком смысле «за кадром»...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter