Эфир. Перезагрузка

О «злых гениях» кинематографа, рейтингах и таланте
О «злых гениях» кинематографа, рейтингах и таланте

Признайтесь, вы заглядывали когда–нибудь в телепрограмму на неделю вперед? Уверена, заглядывали, и не раз. Я сама проделываю это регулярно. Сегодняшнее телевидение вслед за подзабытым певцом Барыкиным еще с большим азартом обещает, что «завтра вы увидите то, что никогда не видели», раз за разом возбуждая зрительское любопытство. Тем временем генеральный директор продюсерской компании «БелПартнер ТВ» Глеб Шпригов точно знает, что конкретно «экран покажет наш» не только завтра или послезавтра, но и годы спустя: такова его профессия. Собственно, это и стало предметом нашего разговора.

— Проводились ли какие–то исследования с целью определить, чего хочет зритель?

— Отдельные исследования — вряд ли. Но в России давно действует система, которая постепенно внедряется и у нас, — изучение зрительского спроса путем исследования рейтингов. Первое, что бросается в глаза, — общее понижение рейтингов телеканалов, иными словами, уменьшение зрительской аудитории. Сегодня хорошим считается рейтинг 20 процентов, а еще год–полтора назад он должен был составлять не меньше 35 пунктов. Но это закономерно, когда количество телеканалов увеличивается чуть ли не ежемесячно плюс появляются новые передачи. Допустим, телеканал СТС начал выпускать ситкомы. Прежде ситкомы (один из самых востребованных телевизионных жанров в Америке) в нашем эфире всегда проваливались — и комедийный сериал «Друзья», и другие. СТС первым додумался их адаптировать — перевел на «родную» почву популярный калифорнийский ситком, который теперь все знают под названием «Моя прекрасная няня»... Неожиданно «выстрелили» долгие, пока еще ужасно снятые мелодрамы «Исцеление любовью», «Кармелита» — потому что не бразильские, а свои. И в то же время проваливаются длинные и хорошо сделанные истории вроде «Есенина» или «Мастера и Маргариты»... Видите ли, мы начинаем терять зрителя, подготовленного советской культурой. Уровень общей культуры сильно понижается. В скором будущем он выравняется с европейским, потом — с американским, эта тенденция очевидна.

— Досадно слышать...

— Самые рейтинговые программы на телевидении — бесконечные Петросяны, «кривые зеркала», «бабки». Почему они не уходят? Рядом с ними даже КВН не выдерживает конкуренции — слишком умно... А отношения в телевизионном мире очень жесткие — например, пункт рейтинга в России «стоит» 2 тысячи долларов. Если среднесуточная доля твоего канала — 25 пунктов (рейтинг крупных телеканалов), значит, средняя цена рекламы у тебя на канале — 50 тысяч. И никакие эмоции тут не помогут — можешь сколько угодно говорить, что готов биться за культуру, протестовать против оболванивания народа, но тебе тут же возразят: смотри, сколько миллионов долларов мы теряем! Белорусское телевидение пока еще не настолько зависимо от рейтингов, но рано или поздно и нам придется столкнуться с этой суровой реальностью... В таких условиях продюсеры, которые задаются целью не только «отбить» деньги, вынуждены искать не просто талантливых, а очень талантливых режиссеров.

— Согласна, бывает кино на все времена. Гайдая, например, теперь уже и критики признали великим... Интересно, какие из сегодняшних фильмов будут смотреть лет через 20 – 40?

— С моей точки зрения, эти проекты пока еще не сняты. Хотя сериал «Бригада», уверен, останется — как знак своего времени и как очень прилично снятое кино. Некоторый шанс есть и у «Дозоров» — как у продукта, который, образно говоря, имел достаточно «понтов», чтобы обратить на себя внимание. «Мастер и Маргарита» — увы, здесь создателям явно не хватило амбиций... Но в ближайшие 5 — 7 лет Россия может «выстрелить» очень сильным проектом.

— О Великой Отечественной через 40 лет будут снимать?

— Такое кино будет востребовано всегда. Оно не надоедает зрителю, его смотрит молодежь. На всех телеканалах фильмы «БелПартнер ТВ» — и «На безымянной высоте», и «Человек войны» — имели только высшие рейтинговые показатели. Кстати, скоро «Человек войны» выйдет в 8–серийной продюсерской версии, совместно с режиссером Алексеем Мурадовым была сделана существенная перекомпоновка фильма, введен авторский текст, многое, прежде скрытое от зрителя, прояснится. Очень советую посмотреть... Идет озвучка «Последнего бронепоезда»...

— Можно подробнее об этом проекте?

— На мой взгляд, на этот раз у «БелПартнер ТВ» получился военно–приключенческий фильм. Еще во время работы над предыдущими проектами я неожиданно для себя узнал, что бронепоезда не остались лишь атрибутами гражданской войны, — во время Великой Отечественной они были также очень мощным оружием. В 1941–м на границе стояло около 70 бронепоездов...

В результате я предложил компании сценарий о первых днях войны. Несколько коротких судеб пересеклись в этом поезде, который должен доехать и спасти корпус генерала Петровского (правда, в фильме об этом прямо не говорится). Там две любовные линии, великолепные актеры — Панин, Редникова, Александрова, Кокорин... Цели удивить зрителей мы себе не ставили, но уверен, многое в этом фильме будет для них впервые. Например, такого Андрея Панина в кино еще не было. Бронепоезда в наших фильмах не воевали, атаку планеров вообще никто и никогда не показывал... Концовка, кстати, также будет неожиданная. И снял все это профессиональный режиссер (а в сегодняшнем кино очень мало профессиональных режиссеров!) Зиновий Ройзман — он даже сериалы снимает по технологии кино.

— Фильм уже купили?

— Еще на уровне идеи. В России право первого показа принадлежит Первому каналу, у нас — Белорусскому телевидению. А дальше, думаю, на него будет очередь стоять.

— Теперь размышляете над новым проектом?

— Во–первых, уже снимаем 6–серийный «Супермаркет» о жизни большого магазина. В главных ролях — Горобченко и Семчев. Позже, летом, собираемся делать военный, точнее, послевоенный проект под названием «СМЕРШ». Буквально на днях совместно с Николаем Чергинцом закончили работу над сценарием сериала по его романам. Получается довольно глобальный проект...

— С перемещениями во времени и географии?

— Да, но все сцены надеемся снять в Беларуси. Как мне кажется, должно получиться достойное кино...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter