«Эффективность внешней торговли зависит от компетентности управленческого персонала»

О стимулировании развития экспорта и других аспектах деятельности БелТПП рассказал ее председатель Владимир Бобров

Сегодня развитие экспортного направления выводят в Беларуси  на новый уровень стратегического планирования. В связи с этим предусмотрено создание четырехуровневой системы стратегии внешнеэкономической экспансии Республики Беларусь. На первом уровне находится сама Национальная программа развития экспорта на 2006—2010 гг., на втором — планы экономического сотрудничества с основными регионами и странами. Третий уровень – реализация отраслевых стратегий развития экспорта, четвертый – стратегия развития экспорта ведущих предприятий-экспортеров. Особое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации кадров для внешнеэкономических и маркетинговых служб предприятий, в том числе и с помощью специалистов Белорусской торгово-промышленной палаты. О стимулировании развития экспорта
и других аспектах деятельности БелТПП рассказал ее председатель Владимир Бобров
(на снимке). 

— Владимир Николаевич, какова роль БелТПП в формировании структуры внешнеторговых операций белорусских предприятий? 

— Структура внешнеэкономической деятельности предприятий Беларуси определяется Национальной программой развития экспорта, которая на стратегическом уровне предусматривает планирование развития внешнеэкономической деятельности, расширение ее инфраструктуры, в том числе товаропроводящей сети организаций-экспортеров, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. 

Немаловажную роль в продвижении товара на внешнем рынке играет информация об экономических особенностях и условиях хозяйствования в стране-партнере. Необходимо знать, как грамотно составить внешнеэкономический договор, как зарегистрировать товарный знак, как создать предприятие с участием иностранного капитала. 

Производители обращаются в БелТПП за помощью для организации выставок за рубежом, заказывают маркетинговые исследования как по отдельным группам товаров, так и по целым отраслям. Очень распространенной услугой, привлекающей бизнесменов и индивидуальных предпринимателей, является выдача сертификатов происхождения товара, наличие которых обеспечивает преференции белорусским товарам при ввозе их в другие страны. Наряду с этим представители субъектов хозяйствования обращаются в БелТПП  за сертификатами на услуги, товары собственного производства. Такие сертификаты необходимы для получения налоговых льгот, предусмотренных белорусским законодательством. Всего за шесть месяцев этого года к услугам БелТПП обратилось около семи с половиной тысяч субъектов хозяйствования. 

Случается, белорусские экспортеры, не зная законодательных норм конкретной страны, принятых изменений и дополнений к ним, не владея полной информацией о правилах внешней торговли, устанавливают контакты с зарубежными партнерами, но при дальнейшей работе с ними терпят убытки и вскоре отказываются от проведения экспортно-импортных операций. 

Они опрометчиво надеются лишь на собственные силы, не обращаясь к специалистам, что позволило бы избежать многих недоразумений. Кстати, не так давно у нас появилась специальная услуга — выдача информационной справки об условиях экспорта конкретных белорусских товаров на рынки стран Евросоюза и ряда других зарубежных государств. Она включает информацию о таможенных пошлинах, торговых преференциях, лицензиях, сертификатах, необходимых для осуществления экспорта конкретного товара, его экспорте-импорте в/из страны, внутренних налогах и др. 

— Много ли белорусских брендов представлено за рубежом? 

— Приведу статистику. По состоянию на 25 июня этого года согласно Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков белорусскими заявителями было зарегистрировано 156 товарных знаков и подано еще 9 заявок на регистрацию. Наибольшее количество отечественных брендов имеют юридическую защиту в Украине (117), России (104), Казахстане (86), Латвии (81), Польше (71), Германии (66), Молдове (59), Литве (56), Узбекистане (45), Франции (43). Речь идет в первую очередь о продукции машиностроения, продуктах питания и безалкогольных напитках, одежде и текстильных изделиях, продукции приборостроения, неметаллических строительных материалах. 

Географию белорусского экспорта отражает и круг стран, в которых зарегистрировали свои товарные знаки наши ведущие экспортеры. Например, «Белшина» имеет свои регистрации в 59 странах, МТЗ — 58, «Мiлавiца» — 38, «Атлант» — 28, БелАЗ — 26 странах. Всех белорусских экспортеров просто невозможно перечислить. Наибольшее же количество – 8 товарных знаков — по международной процедуре зарегистрировано у ОАО «Савушкин продукт». И это неудивительно, учитывая его широкую номенклатуру продукции. 

Регистрация согласно Мадридскому соглашению отражает, к сожалению, неполную картину внешнеэкономической активности белорусских предприятий. Некоторые производители умудряются осуществлять свою внешнеторговую деятельность, имея лишь национальные регистрации своих товарных знаков только в нашей стране. Отсутствуют международные регистрации товарных знаков у ряда белорусских предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, производителей сельхозпродукции, музыкальных инструментов, часов, ювелирных и табачных изделий и банков. 

— Каковы, на ваш взгляд, необходимые условия для успешной внешнеэкономической деятельности предприятия? 

— Многое зависит от товара. В зависимости от его характеристик выстраивается стратегия выхода на внешний рынок. Понятно, что принципы продаж, например, калийных удобрений, одежды, автотракторной и бытовой техники кардинально отличаются. Но при этом есть определенный универсальный алгоритм выхода на новые рынки сбыта. Уверен, что маркетинговые службы большинства наших крупнейших предприятий профессионально справляются с этими задачами. Те же, кто только собирается заняться внешнеэкономической деятельностью, должны соблюдать элементарные «правила игры». 

Прежде всего необходимо оценить степень востребованности товара в конкретной стране. Это несложно сделать, имея доступ к информации о внутреннем производстве и импорте, например, с помощью соответствующих сайтов в Интернете или справочника «Euro Pages». 

Далее необходимо оценить условия ввоза товара в страну: ставки таможенных пошлин, акцизы, технические, фитосанитарные и другие требования. Также изучаются цены на аналоги (понимая, что для завоевания рынка ваш товар, скорее всего, придется продавать несколько дешевле),  схемы поставок и расчетов. Но это только подготовительный этап. 

Следующим станет поиск надежного партнера в стране, где планируется осуществлять деятельность, создание товаропроводящей сети, а при необходимости — центров гарантийного, послегарантийного и сервисного обслуживания. Это самый сложный и очень дорогостоящий процесс, но без него продажи либо вообще невозможны, либо будут иметь разовый характер. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter